Приведём пример методики работы с алгоритмической задачей.
алг закрасить клетки
дано | Т-образная стена
надо| закрасить все клетки вокруг стены
Разработка алгоритма совместно с учениками
Вопросы, обобщение учителя |
Ожидаемые ответы |
Обстановка (учитель на доске изображает начальную обстановку) |
1) Какова начальная обстановка на поле Робота? |
Робот находится в левом верхнем углу, около стены. |
|
2) Обсудим общие идеи – как Робот может выполнить задание? |
Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки. |
|
3) Какое условие продвижения Робота вправо выберем (какие датчики есть у Робота)? |
Пока снизу стена, красить |
|
4) Для того чтобы наше условие продвижения робота работало, что необходимо сделать? |
Сделать шаг вправо |
Ученик у доски закрашивает клетки
|
5) Где окажется робот после выполнения команды? |
В конце горизонтальной стены, на пустой клетке. |
Ученик у доски закрашивает клетки
|
6) Как закрасить клетки сбоку от стены? |
Пройти вниз на две клетки, закрашивая их. |
Ученик у доски закрашивает клетки
|
7) Какое условие продвижения Робота влево выберем? |
Пока слева свободно, красить |
Ученик у доски закрашивает клетки
|
8) Какое условие продвижения робота вниз? |
Пока слева стена, красить |
Ученик у доски закрашивает клетки
|
9) Что необходимо сделать дальше? |
Перейти на другую сторону стены и закрасить клетки под стеной. |
Ученик у доски закрашивает клетки
|
10) Какое условие продвижения Робота вверх выберем? |
Пока сверху свободно, красить |
Ученик у доски закрашивает клетки
|
11) Какое условие продвижения выберем дальше? |
Пока сверху стена, красить |
Ученик у доски закрашивает клетки
|
12) Как нам вернуться в исходное положение? |
Закрасить текущую клетку, сделать шаг вверх и закрасить. |
Ученик у доски закрашивает клетки
|
Итак, идея нашего алгоритма: Закрасить клетки сверху горизонтальной стены; Закрасить клетки сбоку от горизонтальной стены; Закрасить клетки снизу горизонтальной стены; Закрасить клетки справа от вертикальной стены; Закрасить клетки снизу вертикальной стены; Закрасить клетки слева от вертикальной стены; Закрасить клетки снизу горизонтальной стены; Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки. |
||
Модель частей алгоритма в форме блок-схемы
Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены (рис.2). Что мы делаем сначала?
Шагаем вправо.
Что идет дальше?
Цикл «пока»
Что пишется в ромбике?
Условие
Какое у нас условие?
Пока снизу стена
Если условие выполняется?
Закрашиваем клеточку, затем идем вправо
Если условие не выполняется?
Конец цикла
Сколько раз выполнится условие?
Рис.1. Блок-схема для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены
Измените этот алгоритм, чтобы робот закрашивал клеточки снизу от горизонтальной стены.
Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от вертикальной стены. Что мы делаем?
Цикл «пока»
Какое у нас условие?
Пока слева стена
Если условие выполняется?
Закрашиваем клеточку, затем идем вниз
Если условие не выполняется?
Конец цикла
Сколько раз выполнится условие?
Рис.2. Блок-схема для алгоритма закрашивания клеточек справа от вертикальной стены
Итак, сколько всего будет циклов в нашей программе?
Напишите алгоритм возвращения робота в исходное положение.
Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке
использовать Робот
алг закрасить стену
. дано| Т-образная стена
. надо| закрасить все клетки вокруг стены
нач
. вправо
. нц пока снизу стена
. . закрасить
. . вправо
. кц
. закрасить
. вниз
. закрасить
. влево
. нц пока слева свободно
. . закрасить
. . влево
. кц
. нц пока слева стена
. . закрасить
. . вниз
. кц
. закрасить
. влево
. закрасить
. вверх
. нц пока сверху свободно
. . закрасить
. . вверх
. кц
. нц пока сверху стена
. . закрасить
. . влево
. кц
. закрасить
. вверх
. закрасить
кон
Проверка понимания алгоритма и правильности алгоритма
Как вы думаете, будет ли выполняться алгоритм, если поменять длину стен? Проверьте на компьютере.
Литература:
- Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. — М.: Дрофа, 2001. — 336 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.