Методика работы над алгоритмической задачей в процессе обучения школьников информатике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Масленкова, В. А. Методика работы над алгоритмической задачей в процессе обучения школьников информатике / В. А. Масленкова, А. А. Васенина, Д. А. Пешкова, Я. А. Бондарева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11571/ (дата обращения: 16.11.2024).



Приведём пример методики работы над алгоритмической задачей:

алг Закрашивание

дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены

надо | закрасить клетки ряда, левее каждой закрашенной

робот в исходном положении

Разработка алгоритма совместно с учениками:

Вопросы, обобщение учителя

Ожидаемые ответы

Обстановка

Учитель на доске изображает начальную обстановку

  1. Какова начальная обстановка на поле Робота?

Робот находится левее ряда.

  1. Какие действие должен выполнить робот, чтобы решить задачу?

Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки.

  1. Как организовать продвижение робота

Организовать цикл с командой вправо

(написать цикл)

  1. Каково условие продвижения?

Пока справа свободно

. нцпока справа свободно

. . вправо

кц

  1. Как организовать остановку Робота?

Он остановится, когда встретится стена

  1. Когда робот будет закрашивать клетки?

Когда встретит закрашенную клетку

  1. Какую команду нужно вставить в цикл?

Шаг влево, закрасить

  1. Где робот остановится?

Перед стеной

  1. Как закрасить клетки слева от уже данных?

Сначала проверить закрашена ли клетка, затем сделать шаг влево, закрасить.

  1. Как организовать условие?

С помощью ветвления

«Если, то»

. . если клетка закрашена

. . . то влево; закрасить

. . . .

. . все

  1. Сколько раз должно выполняться данное ветвление?

В зависимости от данного количества закрашенных клеток

  1. Как сделать так, чтобы ветвление выполнялось для любого количества клеток?

Поместить ветвление в цикл

  1. Выполнит ли робот исходную задачу?

Нет, произойдет зацикливание

  1. Как избежать зацикливания?

Добавить в ветвление команду вправо

. . если клетка закрашена

. . . то влево; закрасить; вправо

. . . .

. . все

нет

  1. Является ли данный алгоритм универсальным для любого количества клеток?

Да

Итак, идея нашего алгоритма:

– идти вправо вдоль ряда

– проверить закрашена ли клетка,

– сделать шаг влево, закрасить,

– сделать шаг вправо

продолжать пока не встретится стена

Модель алгоритма в форме блок-схемы:

Давайте составим блок-схему для алгоритма от робота. Что мы делаем сначала?

Цикл «пока»

Что пишется в ромбике?

Условие

Какое у нас условие?

Пока справа свободно

Если условие выполняется?

Двигаемся вправо, пока не встретим стену

Какое ветвление будет в цикле?

Ветвление «Если, то»

Какое у нас условие?

Если клетка закрашена, то влево, закрасить, вправо

Сколько раз выполнится условие?

Сколько будет дано закрашенных клеток

D:\Тыва МОИ\Статьи Последнее\НОЯБРЬ СТАТЬИ\Снимок.PNG

Измените этот алгоритм, так, чтобы робот закрашивал клеточки справа от закрашенных.

Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке:

алг

нач

.нц пока справа свободно

. .вправо

. . . если клетка закрашена

. . . то влево; закрасить ;вправо

. . все

. кц

кон

Проверка понимания алгоритма и правильности алгоритма:

Как вы думаете, если любые другие клетки, правильно ли будет выполняться алгоритм? Проверьте на компьютере.

Вариант 1

кумир2

Вариант 2

кумир4

:Решение

кумир3

Решение

кумир5

Литература:

  1. «Информатика. 7-9 кл.»: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. — М.: Дрофа, 2001. — 336 с. https://www.niisi.ru/kumir/books.htm
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
Основные термины (генерируются автоматически): клетка, робот, алгоритм, ветвление, начальная обстановка, справа, цикл.

Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Методика работы над алгоритмической задачей

Содержание проблемы развития логического мышления при обучении математике в школе

Методы, способствующие развитию функциональной грамотности на уроках информатики

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Методы и приёмы взаимодействия с учащимися на уроке английского языка

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Технология создания учебной задачи для формирования функциональной грамотности младших школьников

Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Методика работы над алгоритмической задачей

Содержание проблемы развития логического мышления при обучении математике в школе

Методы, способствующие развитию функциональной грамотности на уроках информатики

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Методы и приёмы взаимодействия с учащимися на уроке английского языка

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Технология создания учебной задачи для формирования функциональной грамотности младших школьников