Задача по программированию с продолжением на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Задача по программированию с продолжением на уроках информатики / В. А. Масленкова, К. Г. Горячева, Д. А. Пешкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30.1 (134.1). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/archive/134/38682/ (дата обращения: 16.11.2024).



Приведём пример задачи с продолжением по информатике:

Задание 1 уровня

Задача первого уровня сложности предполагает:

 умение формализовать постановку задачи;

 составление списка используемых переменных;

 оформление ввода и вывода;

 составление программы и её исполнения вручную;

 проверка работы программы на компьютере.

Задача:

Рассчитать ежемесячные выплаты по кредиту по формуле:

m = (n * p * (1 + p)y) / (12 * ((1 + p)y – 1)), где

m - ежемесячная выплата;
n - сумма кредита;
p - проценты, выраженные в долях единицы;
y - количество лет, на которые взят кредит.

Вычислить суммарную (за все года) выплату банку.

Решение задачи на языке программирования (КуМир):

алг кредит

нач

цел n,y

вещ p,m,s

вывод "Сумма кредита: "

ввод n

вывод "Период: "

ввод y

вывод "Проценты: "

ввод p

p := p / 100

m := (n * p * (1 + p)**y) / (12 * ((1+p)**y - 1))

s := m * 12 * y

вывод "Ежемесячная выплата: ", m, нс

вывод "Суммарная выплата: ", s, нс

кон

Блок-схема:

C:\Users\777\Desktop\укп.PNG

Задание 2 уровня

Задача второго уровня сложности предполагает:

 использование ветвлений и организацию ввода данных с клавиатуры.

Задача:

Определить, является ли год, который ввел пользователем, високосным или невисокосным.

Пояснение к задаче и алгоритм решения:

Високосные года делятся нацело на 4. Однако из этого правила есть исключение: столетия, которые не делятся нацело на 400, високосными не являются. В високосном году 366 дней, в обычном – 365 дней.

  1. Если год не делится на 4, значит он обычный.
  2. Иначе надо проверить, не делится ли год на 100.
  3. Если не делится, значит это не столетие и можно сделать вывод, что год високосный.
  4. Если делится на 100, значит, это столетие и его следует проверить его делимость на 400.
  5. Если год делится на 400, то он високосный.
  6. Иначе год обычный.

Решение задачи на языке программирования (КуМир):

1-ый вариант:

2-ой вариант:

алг високосный год

нач

цел n

ввод n

если mod(n,4) <> 0 то

вывод "Обычный год"

иначе

если mod(n,100) = 0 то

если mod(n,400) = 0 то

вывод "Високосный год"

иначе

вывод "Обычный год"

все

иначе

вывод "Високосный год"

все

все

кон

алг високосный год

нач

цел n

ввод n

если mod(n,4) <> 0 или mod(n,100) = 0 и mod(n,400) <> 0 то

вывод "Обычный год"

иначе

вывод "Високосный год"

все

кон

Блок-схема:

C:\Users\777\Desktop\в2.PNG

Задание 3 уровня

Задача третьего уровня сложности предполагает:

 выполнение программы для произвольного числа данных.

Задача:

Составить программу, которая раскладывает число на простые числа. Число вводится пользователем.

Подсказка к задаче:

  1. Внешний цикл будет продолжаться до тех пор, пока исходное число не будет в результате деления на простые сомножители сведено к 1.
  2. Внутренний цикл будет бесконечный. Выход из него будет осуществляться по команде "выход", когда найден очередной простой делитель.
  3. Когда простой делитель найден, надо как-то "сообщить", что при новом выполнении этого внутреннего цикла поиск простых делителей надо начинать сначала. Для этого используется флаговая переменная (в данном случае "ф").
  4. Сам алгоритм поиска простых делителей сводится к последовательному делению исходного числа на подряд идущие натуральные числа от 2. Первое число, на которое нацело делится исходное, и есть его очередной простой сомножитель.

Решение задачи на языке программирования (КуМир):

лг простые сомножители

нач

цел ч, п, ф

ввод ч

ф := 1

нц пока ч > 1

нц пока да

если ф = 1 то

п := 2

ф := 0

все

если mod(ч,п) = 0 то

ч := div(ч,п)

вывод п, " "

ф := 1

выход

иначе

п := п + 1

все

кц

кц

кон

Блок-схема:

C:\Users\777\Desktop\в3.PNG

Литература:

  1. «Информатика. 7-9 кл.»: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Я. Н. Зайдельман. — М.: Дрофа, 2001. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вывод, решение задачи, язык программирования, ввод, внутренний цикл, Ежемесячная выплата, задача, исходное число, Сумма кредита, число.


Задать вопрос