Опыт работы БУЗ ВО «Россошанская РБ» по внедрению инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.01.2016

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Шлегер, Е. А. Опыт работы БУЗ ВО «Россошанская РБ» по внедрению инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» / Е. А. Шлегер, Т. Ю. Хабарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 107-115. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24683/ (дата обращения: 24.12.2024).



 

Научные исследования последних десятилетий выявляют новые свойства грудного молока и грудного вскармливания. Грудное вскармливание оказывает положительное влияние на физическое, умственное, психоэмоциональное и речевое развитие ребенка, закладывает основы здоровья малыша на многие годы вперед.

Сложилось мнение, что инновации — это глобальные открытия, способные в одночасье изменить состояние медицинской науки и практики.

Но мы считаем, что существуют и другие, не менее важные инновации — те, что внедряются постепенно, в виде небольших, но существенных перемен с максимально эффективным использованием имеющихся в наличии сил и средств, в т. ч. кадрового потенциала средних медицинских работников и опыта матерей.

Таковой программой является внедрение в работу родовспомогательных и детских учреждений 10 принципов успешного грудного вскармливания инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку». Они направлены на возрождение наших народных традиций вскармливать, малышей материнским молоком, и способствуют укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова: ВОЗ/ ЮНИСЕФ, преимущества грудного вскармливания, правила успешного грудного вскармливания, техника ручного сцеживания, плоские или втянутые соски, трещины на сосках, нагрубание груди, закупорка протока (лактостаз), мастит, ребенок отказывается от груди, плач, противопоказания к грудному вскармливанию.

 

Актуальность. Работа по внедрению инициативы ВОЗ/ ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» ведется в Воронежской области, в т. ч. и в Россошанской РБ с 1999года под руководством департамента здравоохранения.

Состоит из множества разделов, охватывает сферы жизнедеятельности не только ЦРБ, но и района. Изначально эта программа была направлена на охрану, поддержку и поощрение грудного вскармливания и развивалась только в родовспомогательных учреждениях [4,6,8,9,10,13,15].

Задачи. В настоящее время ее задачи шире: максимальное внедрение в деятельность акушерских и детских отделений современных перинатальных технологий, оснащение оборудованием и создание комфортных условий для матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, в т. ч. и ФАПах.

Наш район был в более выгодном положении, т. к. акушерское отделение расположено в типовом здании, имеются 8 индивидуальных родовых залов, принципы совместного пребывания матери и ребенка были внедрены еще в 1988году.

Внедрение инициативы велось по нескольким направлениям.

Прежде всего, необходимо было изменить психологию и прошлые знания и медицинского персонала и населения.

Материал и методы. Проводились обучающие семинары с медицинскими работниками акушерского отделения, женской консультации, детской поликлиники. Не остались в стороне и педиатрическое и детское инфекционное отделения. На ежемесячных фельдшерских и акушерских конференциях освещались вопросы по грудному вскармливанию с практическими занятиями в акушерском отделении.

Второй важный раздел — обучение беременных и кормящих женщин.

Главное предназначение женщины на Земле — это материнство.

Очень важно, чтобы будущие мамы осознанно подошли к этому сложному и счастливому периоду в своей жизни. Подготовка беременной женщины начинается при постановке ее на учет в женской консультации в ранние сроки. Занятия в школе молодой матери проводят подготовленные специалисты: акушеры — гинекологи, педиатры, акушерки, медицинский психолог, медицинские сестры. Основная цель этих занятий — формирование положительной мотивации на пролонгирование беременности, безопасность родов и длительное грудное вскармливание.

Проводится развитие основ семейной психологии. Мы практикуем индивидуальные занятия с молодыми супружескими парами, поощряем участие будущих отцов во всех занятиях школы материнства, приветствуем партнерские роды. Ежегодно в акушерском отделении ЦРБ проходит до 10 партнерских родов. Причем это не только первенцы, но и второй, третий, восьмой ребенок в семье [1,2,3,5,7,11,12].

Необходимо отметить, что школы материнства есть во всех подразделениях службы детства и родовспоможения, оснащены видеосистемами, создана видеотека.

В зале женской консультации ежедневно проходят видеодемонстрации на актуальные темы. Женщины получают разнообразную информацию в ожидании врачебного приема

На ФАПах сформированы лекционные папки с материалами по данной программе: буклеты, брошюры, памятки для родителей, оформлены санбюллетени, стенды.

Необходимо отметить мощную поддержку и понимание со стороны районной администрации в продвижении этой инициативы в нашем районе. Это прежде всего финансирование на проведение ремонтов приобретение оборудования, литературы, изготовление буклетов, памяток, стендов, санбюллетеней.

Практикуются торжественные выписки из акушерского отделения новорожденных с вручением свидетельства о рождении и ценных подарков в присутствии и при непосредственном участии представителей районной администрации, депутатского корпуса, общественных организаций, таких как женсовет, Общественная палата Россошанского района. Такие мероприятия приурочены к семейным праздникам: День матери, Международный день семьи, День семьи, любви и верности, Международный день защиты детей

Все мероприятия освещаются средствами массовой информации.

Результаты и их обсуждение. По итогам аттестации национальными экспертами ВОЗ наших родовспомогательных, детских отделений, ФАПов в 2005- 2006гг. ЦРБ была удостоена высокого звания «Больница, доброжелательная к ребенку» (вторыми в области, первенство принадлежит Бобровской ЦРБ), а Россошанский район стал «Территорией, доброжелательной к ребенку».

Все последующие годы, занимаясь развитием данной инициативы, мы делились накопленным опытом и материалами с коллегами из других районов области.

В течение последующих лет высокого звания «Больница, доброжелательная к ребенку» удостоены:

        МУЗ Новоусманская ЦРБ,

        МУЗ Аннинская ЦРБ,

        Подгоренская ЦРБ,

        Каменская ЦРБ,

        Богучарская ЦРБ и др.

Преимущества грудного вскармливания

Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу. Оно содержит все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы и полностью обеспечивает потребности детского организма в пищевых компонентах в первые 6 мес жизни.

К числу важнейших достоинств женского молока относятся: оптимальный и сбалансированный уровень пищевых веществ; высокая усвояемость женского молока организмом ребенка; наличие в молоке широкого спектра биологически активных веществ и защитных факторов (ферментов, гормонов, иммуноглобулинов и др.); благоприятное влияние на микрофлору кишечника; стерильность; оптимальная температура и др.

Состав грудного молока не постоянен, он изменяется во время кормлений, в зависимости от времени суток, а также в процессе лактации. Общий объем выработки материнского молока и потребления его ребенком чрезвычайно изменчив: в среднем потребление молока грудными детьми находится в пределах 680–850 мл в сутки, но иногда эти величины могут колебаться от очень малых количеств до более 1 л в день, что зависит от частоты и эффективности сосания. Потребление грудного молока ребенком в период исключительно грудного вскармливания увеличивается, достигая постоянного уровня 700–800 мл примерно через 1–2 мес., и после этого возрастает лишь незначительно.

Грудное молоко характеризуется сбалансированностью белкового и жирового компонентов. Оно, в отличие от коровьего молока и смесей домашнего приготовления, содержит меньше белка. Белки женского молока богаты незаменимыми аминокислотами и хорошо усваиваются детским организмом [2,9,14,17,18,19].

Только грудное молоко содержит некоторые незаменимые жирные кислоты, такие, как эссенциальные полиненасыщенные, выполняющие пластические функции и необходимые для нормального развития ребенка.

Углеводы в женском молоке представлены до 90 % лактозой и являются основным источником быстроутилизируемой энергии. Усвоение лактозы происходит в тонкой кишке. Лактоза способствует всасыванию кальция, железа, цинка, магния и меди. Кроме лактозы в женском молоке содержится галактоза, необходимая для метаболических процессов в нервной клетке.

Чрезвычайно важно то, что женское молоко содержит иммунологические и биологические активные вещества, антитела, которые защищают ребенка от различных микробных и вирусных инфекций и аллергических реакций.

Грудное молоко содержит относительно большое количество витамина А, группы В, а также витамины К, Е, Д и С.

Кроме того, в состав женского молока входит липаза, облегчающая переваривание жиров, и многие другие полезные пищевые компоненты, отсутствующие в коровьем молоке и детских смесях домашнего и промышленного приготовления.

Таким образом, грудное молоко представляет собой поистине незаменимый продукт, предназначенный самой природой для вскармливания детей первого года жизни. Оно имеет значительные преимущества перед искусственными смесями для ребенка, матери, семьи и общества в целом. Несмотря на развитие науки и индустрии детского питания, альтернативы грудному вскармливанию нет. Оно превосходит все заменители, в том числе и детские адаптированные молочные смеси промышленного производства.

Рациональное вскармливание является одним из важнейших условий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка: нормальное созревание различных органов и тканей, оптимальные параметры физического, психомоторного, интеллектуального развития, устойчивость младенца к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

Преимущества грудного вскармливания для здоровья ребенка

Грудное вскармливание обеспечивает гармоничное развитие ребенка: улучшаются показатели его физического, психического и умственного развития; снижается риск развития синдрома внезапной смерти.

В первые 3 года жизни (особенно в первый год) ребенок крайне нуждается в прямом контакте с матерью: ласках, прикосновении, поглаживании, укачивании, ношении на руках, речевом и зрительном контакте. Исследования показали, что кормление материнским молоком способствует эмоциональному и психическому здоровью ребенка, улучшает его память и интеллект, снимает стресс.

Кроме того, дети, находящиеся на грудном вскармливании, имеют более высокие показатели по части остроты зрения и психомоторного развития, что связано с наличием в молоке ненасыщенных жирных кислот. У них уменьшаются аномалии прикуса благодаря улучшению формы и развитию челюстей.

Получающий грудное молоко ребенок меньше подвержен инфекционным заболеваниям желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, респираторным инфекциям, менингитам, отитам и пневмониям, развитию пищевой аллергии.

Характер вскармливания на первом году жизни в значительной степени определяет состояние здоровья ребенка не только в раннем возрасте, но и в последующие периоды его жизни. Обменные нарушения, возникающие при нерациональном вскармливании младенцев, являются фактором риска развития в будущем ожирения, заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности гипертонической болезни, сахарного диабета, бронхиальной астмы, онкологических и других заболеваний.

Преимущества грудного вскармливания для здоровья матери

Раннее начало грудного вскармливания сразу после рождения ребенка способствует более быстрому восстановлению сил матери после родов, ускоряет сокращение матки за счет выделения окситоцина и уменьшает риск развития послеродовых кровотечений.

Исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес является надежным способом защиты от беременности в результате секреции пролактина и его тормозящего действия на овуляцию в послеродовой период.

У кормящих матерей, как правило, быстрее снижается масса тела, возвращаясь к показателям, которые были до беременности. В будущем у них уменьшается риск развития рака молочной железы и яичников. Кроме того, у женщин, кормивших грудью, улучшается минерализация костей и снижается степень выраженности остеопороза в пожилом возрасте.

Грудное вскармливание и связанные с ним забота и уход за младенцем способствуют улучшению психоэмоционального состояния матери, формированию привязанности между матерью и ребенком, установлению гармоничных отношений в семье.

Кроме того, многие исследователи отмечают, что грудное вскармливание способствует установлению прочной духовной связи между матерью и ребенком, остающейся на всю жизнь. В дальнейшем маме, научившейся с первых месяцев хорошо понимать своего малыша, легче не потерять с ним контакт и в периоды возрастных кризисов, и когда ее ребенок станет подростком. Выросший ребенок по-прежнему ощущает, что он любим, и это придает ему уверенности в жизни. А мама, выкормившая одного или нескольких малышей, чувствует себя состоявшейся: чего бы ни достигла она в жизни, самую главную свою задачу она выполнила.

На сегодняшний день мы недостаточно знаем о том, как распространение грудного вскармливания влияет на обстановку в обществе. Но можно предположить, что чем больше вокруг нас будет кормящих и кормивших женщин, а также детей, выросших на материнском молоке, тем человечнее станут отношения между людьми.

Медицинские работники учреждений родовспоможения и детства должны проводить разъяснительную работу среди пациенток, консультировать молодых матерей, напоминать им об основных правилах грудного вскармливания.

Основные правила успешного грудного вскармливания

          Необходимо прикладывать ребенка к груди матери в течение первого часа после рождения. Ребенок при этом получает ценное вещество — молозиво.

          Следует обеспечить круглосуточное совместное пребывание в одной палате матери и ребенка.

          Необходимо осуществлять телесный контакт матери и ребенка «кожа к коже», он важен для установления тесной эмоциональной связи между ними.

          Следует следить за тем, чтобы ребенок был правильно приложен к груди.

          Грудное вскармливание нужно осуществлять по требованию ребенка, а не по расписанию.

          Если потребуется, следует кормить ребенка также и ночью.

          Нельзя давать новорожденному и грудному ребенку никакой другой пищи и питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, когда для этого имеются медицинские показания.

          Не следует давать ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).

          Необходимо кормить ребенка исключительно грудным молоком до 6-месячного возраста.

          С 6-месячного возраста обязательно нужно вводить адекватный прикорм.

          Следует продолжать грудное вскармливание ребенка до года и более.

Режим и техника грудного вскармливания

Обучение матери технике и практике грудного вскармливания, основным методам сцеживания молока, уходу за молочными железами должно проводиться на занятиях в «Школе материнства» при женской консультации или детской поликлинике и продолжаться в родильном доме и детской поликлинике.

Если раньше в роддомах учили матерей мыть соски перед кормлением, то сейчас эта процедура считается необязательной, так как частое мытье может повредить кожу сосков и спровоцировать возникновение трещин.

Техника прикладывания ребенка к груди

          Сядьте удобно.

          Возьмите ребенка на руки, поверните к себе и прижмите к своему телу. Новорожденного ребенка следует придерживать снизу за все тельце, а не только за плечи и головку.

          Голова и тельце малыша находятся на одной прямой линии.

          Лицо малыша обращено к маме, а носик — напротив соска.

          Грудь мама поддерживает снизу указательным пальцем. Большой палец — сверху груди, но не близко от соска.

          Помогите малышу — коснитесь соском его губ.

          Ждите пока ребенок широко откроет ротик.

          Быстро придвиньте малыша к груди, направьте его нижнюю губу чуть ниже соска, а сосок в рот.

          Сосок находится глубоко во рту малыша, его кончик — в самой глубине рта ребенка.

          Мама должна почувствовать, как губы и десны малыша крепко сжимают ареолу (коричневатый круг возле соска).

          Нижняя губка ребенка должна находиться чуть дальше от основания соска, чем верхняя.

          Язык ниже ареолы. Он закрывает нижнюю десну и губу.

          Ребенок должен захватить не только сосок, но и коричневый кружок, причем больше снизу.

          Во время процесса кормления мама ощущает, как молочко выделяется из груди, а малыш сглатывает его. Маме не больно.

          Кормление грудью должно доставлять удовольствие обоим — и матери, и ребенку.

В среднем за сутки следует проводить 8–12 кормлений. При правильном кормлении ребенок сосет медленно, ритмично, глубоко, нет втягивания воздуха (со звуком) и раздувания щек.

Большое значение имеет полное сцеживание молока после кормления. Оно стимулирует дальнейшую лактацию и служит профилактикой лактостаза.

Техника ручного сцеживания

Тщательно вымойте руки. Удобно сядьте, держа чашку возле груди; положите большой палец на ареолу над соском, а указательный палец — на ареолу под соском, напротив большого; нажимайте большим и указательным пальцами внутрь, в направлении грудной клетки. Если ручного сцеживания недостаточно, т. е. оно не приводит к полному опорожнению молочной железы и возникает угроза лактостаза и мастита, можно прибегнуть к помощи молокоотсоса, моделирующего физиологическое сосание. Маме надо обучиться методике его использования. Докармливать ребенка сцеженным молоком следует не через соску, а с помощью ложки, поильника, других доступных сейчас специальных систем, чтобы ребенок не отказался от груди, пососав из бутылочки с соской. Посуда, поильники и другие специальные системы российских и зарубежных производителей в широком ассортименте представлены в аптеках и магазинах, продающих товары для кормящих матерей и детей грудного возраста.

Типичные ошибки при кормлении грудью

Ребенок “жует” (сосет) только сосок, язык малыша работает на кончике соска, губы малыша всасываются внутрь, если ребенок в начале кормления заглотнул немного воздуха, сразу после кормления надо поднять его вертикально, положить его голову на плечо матери и похлопать слегка по спинке — воздух из желудка выйдет, что предупредит срыгивание.

Возможные проблемы при грудном вскармливании.

Плоские или втянутые соски. Такие соски встречаются редко и не являются препятствием к грудному вскармливанию. В этом случае можно использовать формирователи сосков, которые вкладываются в чашечку бюстгальтера. Если после родов ребенок не может взять грудь, молоко необходимо сцеживать и кормить им ребенка из чашечки параллельно с применением формирователей сосков. Через 2–4 нед обычно соски увеличиваются настолько, что прикладывание ребенка к груди становится возможным.Трещины на сосках. Чтобы избежать их возникновения, следует точно выполнять правила прикладывания ребенка к груди. Главное, чтобы нижняя десна малыша не терлась о сосок (язык ребенка закрывает его нижнюю губу и десну). Когда кормление закончено, надо выдавить несколько капель молока, смазать им сосок и оставить на 15–20 мин: пусть подсохнет на открытом воздухе. Такая процедура очень полезна. Если трещинка все-таки образовалась и болит, мать должна начинать кормить ребенка со здоровой груди. Когда молоко начнет прибывать, следует приложить малыша к другой груди. Если боль сильная, надо прервать кормление на 1–2 дня, но продолжать сцеживать молоко из травмированной груди при помощи молокоотсоса. Кормите ребенка сцеженным молоком из ложечки (чашечки). Обработайте соски пуреланом (100 % ланолин). Между кормлениями целесообразно использовать пористые одноразовые и многоразовые вкладыши для бюстгальтера или вентилируемые накладки, которые соберут вытекшее молоко и дадут соску просохнуть. Если ранка долго не заживает, следует обратиться к врачу. Нагрубание груди. Нередко, когда молоко прибывает впервые, грудь вследствие обилия молока становится тяжелой, твердой, горячей. Как избежать этого? Выход только один: ребенок должен сосать грудь часто. Нельзя оставлять грудь «без работы». Тогда молока будет вырабатываться столько, сколько нужно малышу. Если ребенку не под силу отсасывать большое количество молока, излишки после кормления надо сцеживать. Иногда помогают легкий массаж груди и сосков, теплый душ перед началом кормления, холодный компресс на грудь, применение гомеопатических средств (по назначению врача) и др.

Закупорка протока (лактостаз). Ткань молочной железы разделена на 10–20 секций. Из каждого сегмента выходит по протоку. При закупорке протока молоко не вытекает из груди, образуется болезненная припухлость с красноватым цветом кожи. Может повыситься температура. Этого не следует допускать. При правильном прикладывании ребенка к груди и достаточной длительности кормления (без ограничения) все будет в порядке. Действия должны быть такими же, как и при нагрубании: более частое прикладывание ребенка к груди, сцеживание, массаж грудной железы.

Мастит. При нарушении техники кормления, появлении лактостаза, трещин сосков, если мать не сцеживает до конца молоко, может развиться мастит. У женщины возникает недомогание, повышается температура тела, прощупывается болезненное уплотнение участка молочной железы, отмечается покраснение кожи над ним. При этом заболевании мать должна продолжать естественное вскармливание ребенка. Необходима помощь врача. Противопоказанием к кормлению грудью является наличие гноя в молоке. В серьезных случаях могут потребоваться лечение антибиотиками и даже хирургическое вмешательство. Необходимо применять клинический молокоотсос, чтобы предупредить застой молока в зоне воспаления, улучшить кровоснабжение и лимфатический дренаж молочной железы. При этом лактация не нарушается, и это позволяет продолжить естественное вскармливание ребенка после исчезновения воспалительных явлений. Невылеченный мастит может стать причиной абсцесса груди — образуется болезненная горячая флюктуирующая (наполненная жидкостью) припухлость. В этом случае требуется оперативное лечение. Недостаточное количество молока (гипогалактия). Практически все женщины способны к лактации (выработке молока), истинно патофизиологические причины неспособности к грудному вскармливанию встречаются крайне редко. Если маме кажется, что у нее мало молока, это легко проверить. При недостаточном количестве молока отмечается плохая прибавка в весе (меньше 500 г за месяц). Малыш мочится меньше 6 раз в день (моча концентрированная). Стул у ребенка «сухой», редкий и в малом количестве. Малыш часто плачет после кормления. Сами кормления частые и очень продолжительные. В ряде случаев гипогалактия носит преходящий характер и длится обычно не более 3–4 дней. Поэтому в это время кормящая мама должна избегать докорма искусственными смесями. Для стимуляции лактации во время кормления одной грудью, рекомендуется сцеживать (стимулировать) вторую грудь, используя молокоотсос. Когда ребенок закончит сосать с одной стороны, следует поменять ребенка и молокоотсос местами. Если ребенок откажется брать пустую грудь, следует сцедить обе груди молокоотсосом (10–15 мин) и сцеженным молоком докормить ребенка. Кроме того, для стимуляции лактации можно по назначению врача применять гомеопатические препараты, фитотерапию, точечный массаж и др. Если же малыш хорошо прибавляет в весе и часто мочится, это значит, что молока ему достаточно. Ребенок отказывается от груди. Такое возможно, если ребенок заболел, в этом случае нужно обязательно вызвать врача. Трудности с кормлением грудью могут возникнуть: при использовании бутылочек, сосок; при неправильном прикладывании ребенка к груди; при нагрубании молочных желез и др. Этого нельзя допускать. Иногда маме кажется, что ребенок отказывается от груди. На самом деле он может реагировать на нервное состояние матери, на резкий запах духов, дезодоранта и т. п. Причину отказа необходимо установить и устранить.

Плач.Если ребенок часто плачет, надо найти причину этого: голодный, мокрый, пучит живот, заболел, холодно, хочет спать, мешает табачный дым и др. Мама должна научиться «переводить» плач ребенка. Малыша надо взять на руки, покачать, перепеленать, дать грудь. Если это не помогло, сохраняйте спокойствие, снова попытайтесь устранить причины плача. Не получилось? Вызывайте врача. Заболевание кормящей матери. Даже при инфекционном заболевании мамы надо продолжить грудное вскармливание. В грудном молоке содержатся иммуноглобулины, они-то и защитят ребенка от инфекции. Если мать принимает какие-то лекарства, это не является препятствием для кормления грудью, так как они попадают в молоко в малых количествах. Однако врач обязательно должен знать о том, что пациентка кормит грудью ребенка. Противопоказания к грудному вскармливанию. Абсолютных противопоказаний к грудному вскармливанию мало. Основными противопоказаниями к грудному вскармливанию со стороны матери являются ее инфицирование некоторыми вирусами, особенно ВИЧ, открытая форма туберкулеза и некоторые лекарственные препараты, которые принимаются женщинами в период грудного вскармливания.

Выводы.

Из особенностей работы по развитию данной инициативы на современном этапе:

Рождаемость в нашем районе стабильно росла, в 2009г. достигла максимального значения 12,20/00, что выше уровня города Воронежа (11,10/00) при среднеобластном показателе (10,4 0/00)

В 2010г.-2011г. отмечается снижение показателя рождаемости. Обусловлено демографическим провалом 90-х. Ведь именно это поколение вступило в пору деторождения.

Но благодаря предпринимаемым Правительством Российской Федерации мерам по преодолению демографического кризиса (социальная поддержка многодетных семей, материальное стимулирование повторнородящих женщин) впервые в 2011г. число повторнородящих женщин превысило первородящих и составило 50,9 % (в 2005г.-2007г.г.- около 30 %).

Произошло перераспределение возрастной категории рожающих женщин.

В основном, это женщины в возрасте свыше 25 лет (2010г.- 56,8 %, 2011г.- 55,8 %); 20–24 года (2010г.- 34,4 %, 2011г.- 35,4 %). Резко уменьшилось количество юных матерей. Это лишь единичные случаи.

Растет число женщин рожающих первенцев в возрасте 30–37 лет, преуспевших в профессиональной карьере. Значит, нам приходится работать с женщинами имеющих печальный опыт искусственного вскармливания предыдущих детей, с устоявшимся житейским мнением и опытом. Но как оказалось, это благодарная аудитория, у этих женщин материнство осознанное, есть желание и возможности кормить ребенка только грудным молоком длительное время более года.

Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  1.                Число пар мать-ребенок, выписанных из акушерского отделения на исключительно грудном вскармливании стабильно растет: 2000г. — 89 % 2002г. — 94 % 2011г. — 98,5 %
  2.                Грудное вскармливание по возрастам:

 

2004 г.

2010 г.

2011г.

3–6 мес.

544 (61 %)

825 (80,2 %)

829 (82,4 %)

6–12 мес.

228 (29,5 %)

345 (33,5 %)

340 (33,7 %)

 

  1.                С ноября 2008г. по Закону Воронежской области № 130-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» выделены средства для обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей до 3-х лет, имеющих медицинские показания (анемия, нарушение питания, R 75) в семьях с низким материальным достатком. (Денежная компенсация на приобретение полноценного питания устанавливается в размере 40 рублей в день для беременных и кормящих матерей, 90 рублей — для детей первого года жизни,50 рублей — для детей второго и третьего года жизни).

Правом получения этих средств пользуются преимущественно женщины с физиологической лактацией: Выдано заключений ВК:

 

2009 г.

2010 г.

2011г.

Дети до 1 года

253

219

245

Женщины с физиологической лактацией

1185

1132

1176

 

Еще один плюс пребывания пациента в акушерском отделении — психологический, вследствие тесного психологического контакта матери с ребенком.

Говоря о плюсах и минусах совместного пребывания и свободного вскармливания младенцев, хотелось привести данные одного исследования. Проанализированы истории развития новорожденных в акушерском отделении ЦРБ за май 2000г., когда совместное пребывание практиковалось только в условиях физиологического отделения и май 2006г., когда практически все женщины были со своими детьми, взяли один «весомый» показатель: Динамика массы тела новорожденных к 5–7 дню жизни (акушерское отделение БУЗ ВО «Россошанская РБ»).

 

Май 2000г.

 

Май 2011 г.

Выписано детей всего

60

80

Прибавили массу тела (50- 200 г.)

7 (11,7 %)

28 (35,0 %)

Восстановили ФУМТ

23 (38,3 %)

41 (51,3 %)

Дефицит массы тела

30 (50 %)

11 (13,7 %)

 

литература:

 

  1.                Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста. Всемирная организация здравоохранения, ЮНИСЕФ, 2003г.
  2.                Закон Воронежской области от 14 ноября 2008 г. N 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
  3.                Консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста. Пособие для слушателя. Всемирная организация здравоохранения, 2006г.
  4.                Кормление и питание грудных детей раннего возраста. Методические рекомендации для европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего советского союза. Пер. с англ. — Копенгаген, Дания, 2003г.
  5.                Консультирование по грудному вскармливанию: курс обучения. Руководства для преподавателя. Руководства для слушателей. ВОЗ/ЮНИСЕФ. 1993г.
  6.                Куташов В. А., Глухов А. А., Степанян Н. А., Рог А. И. и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.
  7.                Куташов В. А., Львович Я. Е. Частота аффективных расстройств при различных соматических болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Москва, 2007.- Т. 6, № 1.- С. 100–102.
  8.                Куташов В. А., Черных О. Н., Чупеев А. Н. Разработка инструментальной системы классификационно-прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности. // Вестник ВГТУ, 2007. — Т. 3, № 1. — С. 149–151.
  9.                Куташов В. А., Я. Е. Львович, Постникова И. В. Оптимизация диагностики и терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях. Монография. Воронеж, 2009. -200 с.
  10.            Куташов В. А., Немых Л. С., Карпенко А. А. Особеннности психоэмоционального состояния женщин в период беременности// Прикладные информационные аспекты медицины. Воронеж. 2014. Т.17.№ 1.С.81–84
  11.            Куташов В. А., Немых Л. С. Модель психотерапии панического расстройства//Прикладные информационные аспекты медицины. 2013. Т. 16. № 1. С. 113–117.
  12.            Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. — 2014. — Т13,№ 4. — С.993–996
  13.            Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.
  14.            Куташов В. А., Кунин В. А., Куташова Л. А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография.Воронеж, 2013.-224 с.
  15.            Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография/Воронеж: ВГМА, 2014.-729 с.
  16.            Мастит: причины и ведение. Дата публикации: 2000г. Всемирная организация здравоохранения.
  17.            Охрана,поддержка и поощрение грудного вскармливания в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства. Руководство для врачей. Москва 2005г. Разработчик: Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением.
  18.            Обеспечение раннего контакта «кожа к коже» для материи и ее здорового новорожденного (обзор). 2007г. Библиотека репродуктивного здоровья ВОЗ; Женева: Всемирная организация здравоохранения.
  19.            Т. В. Яковлева депутат Государственной Думы член Бюро Высшего совета ВПП «Единая Россия» из выступления на Общенациональном Форуме «Здоровье детей — основа здоровья нации» февраль 2009г. Москва.
Основные термины (генерируются автоматически): грудное вскармливание, ребенок, грудное молоко, грудь, сосок, акушерское отделение, женское молоко, Воронеж, мать, молочная железа.


Ключевые слова

мастит, ВОЗ/ ЮНИСЕФ, преимущества грудного вскармливания, правила успешного грудного вскармливания, техника ручного сцеживания, плоские или втянутые соски, трещины на сосках, нагрубание груди, закупорка протока (лактостаз), ребенок отказывается от груди, плач, противопоказания к грудному вскармливанию., противопоказания к грудному вскармливанию

Похожие статьи

Растительное питание как один из положительных факторов при подготовке к деторождению

Целью исследования является проведение анализа образа жизни молодых пар (родителей) и выявление закономерностей в отношении способности к здоровому деторождению, обусловленной внешними факторами, влияющими на получение положительного результата. Изуч...

Будущее физического воспитания: тенденция использования технологий

Физическое воспитание играет важнейшую роль в укреплении здоровья и хорошего самочувствия. Оно является важным компонентом всестороннего образования, поскольку дает людям знания и навыки, необходимые для поддержания здорового образа жизни на протяжен...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Особенности психологического консультирования женщин, желающих прервать нежелательную беременность

Описана структура психологического консультирования женщин, желающих прервать нежелательную беременность. В процессе определения понятия был выполнен анализ содержания доабортного консультирования женщин, получивших направление на аборт. Были проанал...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Похожие статьи

Растительное питание как один из положительных факторов при подготовке к деторождению

Целью исследования является проведение анализа образа жизни молодых пар (родителей) и выявление закономерностей в отношении способности к здоровому деторождению, обусловленной внешними факторами, влияющими на получение положительного результата. Изуч...

Будущее физического воспитания: тенденция использования технологий

Физическое воспитание играет важнейшую роль в укреплении здоровья и хорошего самочувствия. Оно является важным компонентом всестороннего образования, поскольку дает людям знания и навыки, необходимые для поддержания здорового образа жизни на протяжен...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Особенности психологического консультирования женщин, желающих прервать нежелательную беременность

Описана структура психологического консультирования женщин, желающих прервать нежелательную беременность. В процессе определения понятия был выполнен анализ содержания доабортного консультирования женщин, получивших направление на аборт. Были проанал...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Задать вопрос