Особенности психологического консультирования женщин, желающих прервать нежелательную беременность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 16.08.2019

Статья просмотрена: 2905 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, М. И. Особенности психологического консультирования женщин, желающих прервать нежелательную беременность / М. И. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62037/ (дата обращения: 18.11.2024).



Описана структура психологического консультирования женщин, желающих прервать нежелательную беременность. В процессе определения понятия был выполнен анализ содержания доабортного консультирования женщин, получивших направление на аборт. Были проанализированы основные цели и задачи, которые решает психолог в ходе консультирования женщин. Показана структура консультирования с основными параметрами, такими как начало консультации, основная часть консультации и завершение консультативной беседы. Основные вопросы, которые психолог задает в ходе консультации женщине, чтобы выявить основные мотивы прерывания беременности и осознано помочь женщине сделать выбор в сторону сохранения беременности, раскрыть ее внутренний потенциал, принять верное для нее решение.

Один из ведущих факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье, приводящих к нарушению репродуктивной функции, бесплодию, возникновению гинекологических заболеваний у женщин, — аборты. О необходимости сокращения числа абортов прямо говорится в Концепции демографической политики Российской Федерации.

Ключевые слова: психологическое консультирование, аборт, доабортное консультирование, психологическая беседа, беременность, нежелательная беременность, репродуктивное здоровье.

Аборт (искусственный аборт, от лат. abortus — «выкидыш») — искусственное прерывание беременности. По современным медицинским стандартам, аборт проводится, как правило, при сроке до 22 недель беременности [5].

Доабортное психологическое консультирование — это не давление или убеждение, а оказание квалифицированной психологической помощи женщинам в кризисной ситуации.

В психологическом консультировании женщин, желающих прервать нежелательную беременность должен быть индивидуальный подход к каждой пациентки, зависящий от ее жизненной ситуации (возраст, наличие детей, материальное положение, хроническое заболевание, неготовность к материнству, неодобрение родственников, асоциальное поведение партнера).

Доабортное консультирование — совокупность процедур, направленных на помощь женщине, желающей прервать нежелательную беременность и на разрешение проблем и принятия решений в отношении к этой проблеме, а также брака, семьи, совершенствование своей личности и межличностных отношений и эмоционального состояния в целом.

Цель консультации — помочь женщине понять происходящие в ее личном пространстве изменения и осмысленно постичь ее выбор и желание по поводу прерывания нежелательной беременности, а так же достичь и справиться с поставленной целью на основе осознанного выбора, при разрешении проблем эмоционального и внутриличностного характера.

У психолога по доабортному консультированию должна быть четкая принципиальная позиция: сохранение человеческой жизни и семьи — на первом месте. Ключевая задача психолога — не настаивать, а помочь пациентке самостоятельно сделать осознанный выбор. Важно снять у женщины психологическое напряжение, потому что она находится в стрессе: и ввиду гормональных изменений, и из-за того, что ей нужно принимать решение о жизни своего будущего ребенка. Беременной нужно помочь осознать, что она уже мама. Достичь этой цели помогут специальные информационные буклеты, муляжи ребенка (до 12 недель), фотографии и видеоролики об этапах беременности и внутриутробного развития малыша.

Задачи доабортного консультирования:

− не выходя за границы профессиональной этики психолога, необходимо информировать женщину о возможных негативных последствиях и осложнениях аборта, как во время проведения, так и после.

− выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию решения по поводу прерывания нежелательной беременности;

− оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период;

− сформировать ответственное отношение женщины к сохранению репродуктивного здоровья и родительству;

− повысить психологическую грамотность женщин об аборте и его последствиях и осложнениях.

Планируемым результатом психологической работы с беременной женщиной, решившейся прервать нежелательную беременность, является принятие ею осознанного, неимпульсивного решения.

В случае если женщина изменит свое решение и предпочтет аборту рождения ребенка, работа психолога с ней строится согласно целям и методам работы с будущей мамой [2].

Структура доабортного консультирования

Начало консультативной беседы

− представление психолога

− установление консультативного контакта с женщиной, желающей прервать нежелательную для нее беременность (уникального динамического процесса, во время которого женщине психолог помогает раскрыть свои внутренние ресурсы для развития позитивной направленности в беседе), а так же взаимопонимания между психологом и женщиной, исключение оценочных суждений, проявляемых в любой форме, по поводу прерывания беременности [1].

− сообщение о цели консультации и, при необходимости, времени, которое она может занять.

− представление психолога

− установление консультативного контакта с женщиной, желающей прервать нежелательную для нее беременность (уникального динамического процесса, во время которого женщине психолог помогает раскрыть свои внутренние ресурсы для развития позитивной направленности в беседе), а так же взаимопонимания между психологом и женщиной, исключение оценочных суждений, проявляемых в любой форме, по поводу прерывания беременности [3].

− сообщение о цели консультации и, при необходимости, времени, которое она может занять.

Основная часть консультативной беседы

В этой фазе консультации психолог приступает к аргументации. Используются техники те же, что и на первом этапе и новые: прояснение и отражение чувств, интерпретация, конфронтация, сократовский диалог и т. д.

Аргументирование консультантом должно осуществляться не напрямую путем указания на то, что женщина поступает неправильно, плохо (она и сама об этом знает и, тем не менее, решается на аборт). Задача психолога — вскрыть основной болевой момент, ту причину, которая подводит женщину к этому решению [2].

В середине консультации целесообразно использовать наглядные методы убеждения.

В процессе консультации с психологом фактически решается вопрос о жизни еще не рожденного ребенка. И, как часто бывает, это решение может быть принято женщиной на основе эмоций, а не логических умозаключений.

В процессе консультативной беседы большое воздействие оказывает использование макетов плода, а также возможность непосредственной демонстрации во время консультации фильмов о внутриутробном развитии ребенка и об абортах [5].

В практике консультации можно использовать следующий прием: во время беседы с женщиной подвести ее к осознанию настоящего момента не с точки зрения ее самой, а с точки зрения ребенка; и проекции на будущее: «Как Вы думаете, какой сейчас ребенок, движется ли он, что он может делать».

Примерные вопросы, которые психолог задает в ходе беседы с женщиной.

  1. Как Вы представляете ребенка, которого Вы сейчас носите?
  2. Какое имя Вы бы дали Вашему ребенку? Кого Вы больше хотите, мальчика или девочку?
  3. Хотите ли Вы иметь детей?
  4. Что Вам мешает родить ребенка?
  5. Как Вы представляете процедуру аборта, известно ли Вам что-нибудь о последствиях и осложнениях аборта?
  6. Кто в Вашей семье против ребенка, а кто за?

Женщина, идущая на аборт, не думает о ребенке как о личности, она воспринимает его (за редким исключением) как временную помеху, еще более грубо — больной зуб, который необходимо выдернуть. Это также проявление психологической защиты — иначе женщина не смогла бы решиться на этот шаг, на убийство живого ребенка.

Поэтому когда в консультативной беседе женщина затрудняется ответить на вышеприведенные вопросы, можно продемонстрировать ей отрывки из фильма «Первые дни жизни» начиная с того момента, который соответствует возрасту ее плода и далее — по мере временной возможности [4].

Таким образом, возможность демонстрации макетов, показа фильмов и, в целом, использование наглядных средств значительно повышает эффективность консультативной работы психолога.

Завершение консультативной беседы

Непродуманное, «смазанное» завершение может разрушить в целом успешную консультацию. Кроме того, необходимо выделить время для облегчения эмоционального переживания клиентом поднятых проблем.

На заключительной стадии психолог предоставляет клиенту дополнительный материал: литературу или фильм (это рассматривалось выше), а также выполняет диспетчерскую функцию. Многие проблемы, поднятые клиентом, могут быть связаны с необходимостью обращения к другим специалистам: юристу, социальному работнику, и др. Психолог должен предоставить женщине-клиенту информацию о том, куда она может обратиться для решения непсихологических проблем [2].

Любая форма прерывания беременности оказывает негативное влияние на здоровье женщины. Работа психолога с данной категорией женщин — это работа «расшатывания», усиления сомнений. Женщина пришла записываться на аборт — она уже сделала выбор, приняла решение, но у нее всегда остаются сомнения — что-то на другой чаше весов. И работа психолога заключается в том, чтобы выявить эти сомнения, «дать им голос. Какая чаша весов перевесит, мы знать не можем, так как решение принимает женщина. Но «пошатнуть» женщину в ее нехорошей уверенности сделать аборт все-таки можно попробовать.

Женщине, оказавшейся в кризисной ситуации, можно помочь. Но лишь при условии, что помощник действительно искренне желает ей добра. Нужно не стремиться доказать свою правоту или убедить женщину в том, что аборты делать нельзя (хотя мы с этим безусловно согласны), а именно желать добра. Никакая женщина не хочет быть лишь «аргументом» в доказательстве правоты какого-то человека или идеи [2].

Каждый человек хочет быть счастливым, иметь семью и детей. Каждая женщина стремится стать матерью. Беременность должна быть планируемой, а рождённый ребёнок желанным и любимым.

Литература:

  1. Алёшина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование — М.: Класс, 2005. — 143 с.
  2. Есипова Н. Д. Методические и организационные аспекты консультирования по проблеме абортов — М.: Издательство «Проспект»,2009. — 72 с.
  3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования — М.: Академпроект, 1999. — 240 с.
  4. Сатир В. Психотерапия семьи — СПб.: Ювента, 1999. –288 с.
  5. Харламова Е. Проблема абортов в современном мире: полный запрет или легальность / Е. Хамитова. –М.: Психол. журнал. — 2008.– № 1. — С. 51–68.
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, нежелательная беременность, консультативная беседа, аборт, психолог, работа психолога, репродуктивное здоровье, решение, консультативный контакт, кризисная ситуация.


Похожие статьи

Растительное питание как один из положительных факторов при подготовке к деторождению

Целью исследования является проведение анализа образа жизни молодых пар (родителей) и выявление закономерностей в отношении способности к здоровому деторождению, обусловленной внешними факторами, влияющими на получение положительного результата. Изуч...

Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации

Декларируемое раннее равноправие и профессионализация женщин отошли на второй план, в настоящее время наибольшую значимость приобретают вопросы готовности женщины к реализации своей главной роли – роли матери. Таким образом, для современной науки и п...

Методические аспекты опроса семей пациентов с врожденными пороками сердца

Врожденные пороки сердца (ВПС) не имеют тенденции к снижению, в структуре причин младенческой смертности занимают ведущее место среди всех врожденных пороков развития, являются причиной инвалидизации детей, характеризуются высокой летальностью при ес...

Управление репродуктивным поведением у ВИЧ-инфицированных женщин с целью снижения риска перинатальной трансмиссии

Актуальность направления в области материнства и детства в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции в различных регионах мира с учетом географических, эпидемиологических, социальных и других особенностей за последние годы стала одной из значимых проблем в меди...

Особенности процесса виктимизации женщин

В данной статье излагается несколько из возможных объяснений динамики виктимизации женщин с использованием феминистской точки зрения. Исследуется взаимосвязь между сексизмом и насилием в современном обществе с использованием концепции жестокого обращ...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков

В данной статье изложено практическое исследование представлений о половом (сексуальном) воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков. Сексуальное воспитание подростков необходимо для дальнейшего развития, познания своего тела, межполовых ...

«Терапия принятия и ответственности» как метод психологической помощи в работе с ситуативной тревожностью в детском спорте

В статье мы обращаем внимание на необходимость исследовать новые методы помощи в преодолении тревожности у детей, занимающихся профессиональным спортом. На данном этапе развития спорта эта проблема становится актуальной, так как профессиональные спор...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

К вопросу о необходимости введения уроков полового воспитания в российских школах

В современном российском обществе наблюдается тенденция отказа молодежи от семейной жизни, а также усугубляются многие проблемы связанные с институтом семьи и брака. Одним из источников данных проблем является непросвещенность подрастающего поколения...

Похожие статьи

Растительное питание как один из положительных факторов при подготовке к деторождению

Целью исследования является проведение анализа образа жизни молодых пар (родителей) и выявление закономерностей в отношении способности к здоровому деторождению, обусловленной внешними факторами, влияющими на получение положительного результата. Изуч...

Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации

Декларируемое раннее равноправие и профессионализация женщин отошли на второй план, в настоящее время наибольшую значимость приобретают вопросы готовности женщины к реализации своей главной роли – роли матери. Таким образом, для современной науки и п...

Методические аспекты опроса семей пациентов с врожденными пороками сердца

Врожденные пороки сердца (ВПС) не имеют тенденции к снижению, в структуре причин младенческой смертности занимают ведущее место среди всех врожденных пороков развития, являются причиной инвалидизации детей, характеризуются высокой летальностью при ес...

Управление репродуктивным поведением у ВИЧ-инфицированных женщин с целью снижения риска перинатальной трансмиссии

Актуальность направления в области материнства и детства в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции в различных регионах мира с учетом географических, эпидемиологических, социальных и других особенностей за последние годы стала одной из значимых проблем в меди...

Особенности процесса виктимизации женщин

В данной статье излагается несколько из возможных объяснений динамики виктимизации женщин с использованием феминистской точки зрения. Исследуется взаимосвязь между сексизмом и насилием в современном обществе с использованием концепции жестокого обращ...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков

В данной статье изложено практическое исследование представлений о половом (сексуальном) воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков. Сексуальное воспитание подростков необходимо для дальнейшего развития, познания своего тела, межполовых ...

«Терапия принятия и ответственности» как метод психологической помощи в работе с ситуативной тревожностью в детском спорте

В статье мы обращаем внимание на необходимость исследовать новые методы помощи в преодолении тревожности у детей, занимающихся профессиональным спортом. На данном этапе развития спорта эта проблема становится актуальной, так как профессиональные спор...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

К вопросу о необходимости введения уроков полового воспитания в российских школах

В современном российском обществе наблюдается тенденция отказа молодежи от семейной жизни, а также усугубляются многие проблемы связанные с институтом семьи и брака. Одним из источников данных проблем является непросвещенность подрастающего поколения...

Задать вопрос