В настоящий момент все очевидней становится тот факт, что деятельность по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций не может ограничиваться только нормативно-правовыми, организационными и инженерно-техническими мероприятиями. Необходимо чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека и общества. В связи с этим одним из направлений подготовки населения по безопасности жизнедеятельности является прямое педагогическое воздействие обучающихся. Проблема обучения молодежи основам личной безопасности очень многогранна и имеет свою специфику проявления, основной упор при разрешении этой проблемы также основывается на создании универсальной системы знаний в области чрезвычайных ситуаций криминального характера молодого поколения [1, 2, 8, 9].
Сегодня научно установлено, что все более грозные опасности возникают не случайно, а по вине самого человека. Поэтому молодежь необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (т. е. и себе) от собственной жизнедеятельности. Так формирование знаний школьников по криминогенной безопасности, позволяет обеспечить себе безопасность. Анализ специальных литературных источников [3,5] показал, что понятие «криминогенная безопасность» — достаточно новое и малоизученное, единого общепринятого определения термина «криминогенная безопасность» нет, данное понятие является составляющей термина «антикриминальная безопасность». Существует несколько определений одного и того же термина так, например, исследователь в области криминологии Г. Шнайдер, криминогенную безопасность понимает как обстановку, характеризующуюся распространенностью преступных деяний, порождающую преступления, способствующие усилению преступности [6]. Так, исследователь Б. Б. Бидова в своей работе «криминальную безопасность, определяет как состояние объекта защиты, при котором отсутствует риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы» [2].
Учитывая актуальность и вероятность возникновения криминогенных ситуаций, условно можно разделить на следующие группы (рис.1).
Таким образом, любая криминальная ситуация, будучи по своему содержанию объективной, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Однако, имеющиеся в современной России отдельные научные публикации, посвященные изучению феномена криминогенной безопасности не содержат комплексного изучения общей проблемы криминогенной безопасности человека. Именно поэтому особое значение приобретает проблема построения адекватной системы формирования знаний в области криминологической безопасности личности.
Обеспечение криминологической безопасности — это система мероприятий, осуществляемых государственными и другими органами, организациями и учреждениями, а также отдельными гражданами в целях защиты важных интересов личности, общества и государства. Основную роль в осуществлении этих мероприятий играют правоохранительные органы, хотя приоритет в данной работе должен быть отдан семье, школе и общественным организациям. Рассмотренная криминологическая безопасность и ее обеспечение нуждается, на наш взгляд, не только в понятийном осмыслении, но и в теоретическом обосновании.
В связи с этим внедрение в образовательные учреждения изучение вопросов формирования знаний безопасного поведения человека в области криминальной безопасности, основаны на разработке программ, учебников и учебных пособий по информированию молодого поколения о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях криминального характера.
Организация образовательного процесса в условиях модернизации образования обеспечивает гармоничное развитие человека, составляющим которого является физический, социальный и психический аспекты личности, в том числе и формирование личности безопасного типа поведения. Вопросы личной безопасности человека отражают аспекты защиты от опасностей социального характера, освоение людьми навыков и умений самообороны, умения выживать и оказывать помощь себе и пострадавшим в любых экстремальных условиях [7,8,9].
Организация обучения школьников правилам безопасного поведения в ситуациях криминального характера органически встраивается в учебно-воспитательный процесс в систему занятий курса «Основ безопасности жизнедеятельности». По нашему мнению, реализация данного курса позволяет внедрять в учебный процесс информационные технологии обучения правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминального характера, которые выступают в качестве инструмента изучения, исследования, оценки и выбора способов защиты населения в области криминальной безопасности.
С целью изучения и оценки состояния знаний школьников о правилах безопасного поведения в криминальных ситуациях, в том числе и их информационной грамотности о правилах безопасного поведения и действия населения в различных ситуациях криминального происхождения был проведен соцопрос. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса школьников о правилах безопасного поведения в области криминогенной безопасности
Вопросы |
Варианты ответов |
Ответы ( %) |
1. К ЧС криминального характера относятся |
а) кража б) наводнение в) пожар |
96,0 0 4,0 |
2. «Если вы стали свидетелем карманной кражи у прохожего» ваши действия |
а) обратиться за помощью к сотрудникам полиции о случившемся происшествии б) решить проблему самостоятельно в) проигнорирую данное происшествие г) затрудняюсь с ответом |
54
30 6 10 |
3. Вопрос о мошенничестве |
а) обратитесь к взрослым (родителям) б) попытаетесь самостоятельно решить проблему в) ваш вариант |
64 30
6 |
4. Определение уровня знаний старшеклассников о возникновении опасностей криминогенного характера в своем городе |
а) получают информацию о правилах поведения в ЧС криминогенного характера в школе б) отмечали потребность в получении информации о безопасном поведении в ЧС криминогенного характера дома в) в сети Интернет ответы на возникающие вопросы в области криминогенной безопасности находят г) старшеклассников полагаются на свою интуицию |
42
34
18
6 |
5. Попадали ли Вы в ситуации криминального характера |
а) никогда не сталкивался с ситуациями криминального характера б) ответ положительный в) затрудняюсь с ответом |
57
39 4 |
6. Уровень знаний старшеклассников в области нормативно-правовой базы |
а) да б) нет в) не знаю |
87 7 10 |
Основываясь на данных таблицы можно сделать вывод о том, что не все респонденты обладают достаточными знаниями в области ситуаций криминогенного характера. Это свидетельствует о том, что школьники подвержены опасностям криминального характера, которые могут возникнуть в их регионе. Большинство опрошенных слышали о правилах безопасного поведения человека в криминальных ситуациях, но не все знают какие алгоритмы поведения в этих ситуациях эффективны. Также результаты анкетирования показывают, что некоторые респонденты не владеют аспектами защиты населения в области криминальных чрезвычайных ситуациях. Говоря об информационной грамотности школьников о правилах безопасного поведения в ситуациях криминального характера, отмечаем тот факт, что большинство опрошенных самостоятельно интересуется правилами безопасного поведения в данных ситуациях. В качестве приоритета в школьном образовании необходимо проводить больше уроков, посвященных ситуациям криминального характера, изучая возможные сценарии развития ситуаций, выходов из них с минимальным набором последствий. В ходе исследования нами разработаны и предложены конспекты уроков по теме «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера и защита от них» с такими заданиями, как:
анализ нормативно-правовой базы в области криминогенной безопасности,
составление глоссария по тематике чрезвычайные ситуации криминального характера,
заполнение дневника «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера в городе-мегаполисе»,
решение ситуационных задач, разработка алгоритма безопасного поведения, если…, и т.д.
Где учитывается не только актуальность изучаемой темы, так же ее реальность и доступность, вследствие чего, по нашему мнению, повышается уровень знаний к изучению тем криминогенной безопасности и как следствие мотивация к обучению и интересу к школьному предмету ОБЖ.
По окончанию курса у школьников должны быть сформированы следующие знания:
о характерных криминальных ситуациях, которые могут возникнуть в городе-мегаполисе, доме (подъезде, лифте, лестничной клетке, квартире);
о правильных действиях в криминальных ситуациях.
об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности;
о правилах безопасного поведения на улице;
о видах опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников и т.д.
Обобщая вышеизложенное, отмечаем, что эффективность информационной грамотности населения должна модернизироваться и подстраиваться под то время, в которое мы живем. Основной задачей, которой является ознакомление и обучение население правилам безопасного поведения при угрозе криминальных ситуациях, во время и после криминальных ситуаций, приемам и способам оказания само- и взаимопомощи.
Литература:
- Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под ред. Л.И. Шершнева. — М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994.
- Бидова Б.Б. Обеспечение криминологической безопасности России. // Наука и образование, февраль, 2014
- Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. //Материалы общенадзорных проверок природоохранных прокуратур. — М., 2005.
- Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). — М., 2005.
- Криминология: Учебник / ред. В.Н. Кудрявцева — М.: Юристъ, 2007.
- Криминология: Учебник / ред. Г. Шнайдер — М, 2004. — Вып. 3.
- Налимова О.О. Аспекты изучения вопросов экологической безопасности. Молодой ученый 2014. № 5-1 (64).
- Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников//Молодой ученый 2014, № 12.
- Фараджева Н.А. Авдеева Н.В. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебно-методическое пособие / Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. Чита, 2012.