Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения подростков
Автор: Гаджиева Умажат Басировна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, февраль 2012)
Статья просмотрена: 450 раз
Библиографическое описание:
Гаджиева, У. Б. Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения подростков / У. Б. Гаджиева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1650/ (дата обращения: 16.11.2024).
Нестабильность социально-экономической и политической жизни рождает ряд факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества; снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминалистических групп в микросреде.
Проблема беспризорности представляется задачей государственной важности в силу того, что будущее страны зависит от физического, нравственного, социально-психологического здоровья подрастающего поколения. В целях создания системы социальной защиты дезадаптированных детей и подростков есть и открываются новые приюты для несовершеннолетних.
Стой же целью, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Дагестан 16.05.94 года был открыт приют для несовершеннолетних.
Специалистами приюта была разработана программа дальнейшего развития учреждения и совершенствования методов работы с детьми («Совершенствование методов комплексной реабилитации детей и подростков в приюте для несовершеннолетних»).
На момент поступления в приют ребенок очень часто находится в крайне запущенном состоянии, с расшатанной эмоциональной сферой. Психолого-педагогическая помощь, оказываемая детям в приюте, направлена на решение следующих задач:
- проведение психологической диагностики несовершеннолетних на предмет наличия у них различных отклонений в развитии и воспитании, и в случае обнаружения таковых, проведение необходимых реабилитационных мероприятий;
- проведение работ по профилактике дезадаптированного поведения среди несовершеннолетних;
- восстановление социального статуса несовершеннолетних;
- стабилизация психологического состояния.
Предметом заботы является поддержка социального состояния ребенка, его личностного роста и индивидуального развития.
Принципы, на которых основана работа психологической службы приюта:
- безусловной личностью признается каждый человек; психологическое воздействие производится под знаком заботы о личностном росте или же сохранением перспективы того роста каждого кто попадает в сферу влияния службы;
- коррекция – это процесс повышения возможностей человека в обучении, принятии решений в средствах достижения поставленных целей, в отношениях с другими людьми и т.д.
Непосредственное корректирующее педагогическое воздействие наличность социально - дезадаптированного несовершеннолетнего осуществляется по методу А.Н. Кочетова, который заключается в решении следующих задач и функций:
1.восстановительная, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладают у несовершеннолетних до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти ребенка о его добрых делах;
2.компенсирующая, заключающаяся в формировании у несовершеннолетнего стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться быстрых успехов;
3.стимулирующая функция направлена на активизацию общественно -полезной деятельности несовершеннолетнего, его поступков;
4.исправительная функция связана с исправлением отрицательных качеств несовершеннолетнего и предполагает применение разнообразных методов, поощрения, внушение, убеждения и т.п. связанных с коррекцией поведения.
Первоначально при поступлении несовершеннолетнего в учреждение проводится диагностика психического развития в зависимости от возраста. Используется большое разнообразие объективных и проективных тестов и методик [2, с. 2 ]
Еще одна большая проблема, над которой работает психолог, заключается в том, что подавляющее большинство детей в приюте являются жертвами насилия: сексуального, физического, эмоционального. Чаще всего дети являются жертвами домашнего насилия, однако, часть детей школьного возраста пострадала от сексуального насилия со стороны сверстников и незнакомых взрослых.
Для выявления последствий жестокого обращения с детьми используются все основные психологические методы диагностики: наблюдение, беседа, опросники помогают психологу выявить наличие эмоционального насилия над ребенком. Однако этих методов будет явно недостаточно для диагностики сексуального насилия. Наиболее эффективным способом получения психологической информации о ребенке в приюте являются проективные методы, особенно рисуночные тесты и экспериментальные игровые методы.
При анализе нарисованных жертвами сексуального насилия фигур важно учитывать следующие признаки:
- путаницы в изображении пола. Это бывает у детей, которые пережили сексуальное насилие;
- рисунок обнаженного человека;
- пропущенные части тела.
Очень важной частью работы с детьми, которые перенесли жестокое обращение, являются беседы о страхах ребенка. Они бояться темноты, незнакомых людей. Чтобы эти страхи постепенно уходили от ребенка, используют разные способы, например, предложить нарисовать страх и нарисованный страх порвать, растоптать, сжечь, дать ребенку ощутить, что он сильнее страха.
Страх является одной из причин негативных тенденций в развитии личности (агрессивности, жестокости, повышенной тревожности, отсутствие сострадания и милосердия…).
Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в несовершеннолетнем удается пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания.
При разработке новых форм работы с детьми обращают внимание на такую методику, как музыкотерапия. Как известно, музыка может выступать и, как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения, и даже для лечения. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Доказано, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии. При проведении расслабленных сеансов используются такие классические мелодии как «Баркарола» П.И. Чайковского, «Пастороло» Бизе, «Лебедь» Сен-Санса и др.
Используется также трудотерапия, которая направлена на привитие у несовершеннолетних любви к труду, а также обучению начальным трудовым навыкам, что влияет на выбор определенной профессии.
В последнее время в различных странах получают широкое распространение физкультурная терапия. Подростки, регулярно занимающиеся в спортзале, более спокойны, уравновешенны, лучше контролируют свое эмоциональное поведение, и чувствует себя уверенно.
Для полноценного досуга детей демонстрируются художественные тематические и мультипликационные фильмы, познавательные и развивающие программы.
Кроме этого применяются и другие арттерапевтические методы реабилитации как изотерапия, лепкоторапия, сказкотерапия, которые помогают несовершеннолетним выразить в социально приемлемой форме скрываемые и подавляемые состояния деструктивного характера.
На основе индивидуально реабилитационных программ воспитатели проводят индивидуальные и групповые занятия, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей. Психогимнастические этюды и ролевые игры, проводимые в русле игротерапии, помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, снять моменты затруднения в общении.
Данные приемы помогают также безопасно разрядить напряжение, развить чувство внутреннего контроля.
При использовании разных методик уделяется внимание и использованию цвета. По исследованиям Е.Б. Рабкина зеленые, желто-зеленые и зеленовато-голубые цвета наиболее благотворно влияют на самочувствие человека. Важно, чтобы окраска стен в помещении не носила гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Желательно использовать картины с изображением природы, леса, восхода солнца [1, с. 4]
Особое внимание цветовому оформлению помещения уделяют во время сеансов психологической разгрузки. Вначале поступления в приют дети используют приглушенные, блеклые тона, а в конце – рисунки приобретают яркость, насыщенность и разнообразие красок.
Необходимым условием психологической и педагогической коррекции нежелательного поведения детей являются не запреты, замечания и наказания, а выражение одобрения правильному поведению ребенка.
Основной смысл психотерапевтической работы с детьми заключается в том, чтобы ребенок поверил, что его любят и принимают его таким, какой он есть.
Анализ результатов реализации программы доказал полезность используемых методов в том, что они:
- представляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой манере. Рисование, живопись или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
- сказка помогает усваивать правильные морально – нравственные нормы и идеалы;
- игровые и арттерапевтические методы работы благотворно влияют на ребенка.
Реализация коррекционно-реабилитационной программы привела к следующим результатам: снятие страха, решение проблемы ночных кошмаров; снижение конфликтности, враждебности; повышение самооценки, уверенности, улучшение памяти, внимания.
Литература:
Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. – Минск, 1998.
Кочетов А.И. Методы педагогического воздействия в работе с педагогически запущенными детьми. Мн: Нар. асвета, 1982. - 223 с.