Влияние устного народного творчества на формирование психических процессов и способностей детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 1975 раз

Библиографическое описание:

Шнырова, Н. С. Влияние устного народного творчества на формирование психических процессов и способностей детей дошкольного возраста / Н. С. Шнырова, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23248/ (дата обращения: 22.11.2024).



 

Проблема развития психических процессов и способностей детей дошкольного возраста является весьма актуальной. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, хорошо учился, с удовольствием читал, знал иностранный язык. Поэтому, начиная с раннего возраста детей, родители подыскивают им школы раннего развития, где обучают азам чтения, математики, развивают речь, изучают английский язык. Несмотря на достаточное количество таких школ в каждом городе, не стоит забывать о том, что с самого раннего возраста у родителей есть возможность самим развивать своих детей, не выходя из дома. Одним из средств такого развития является приобщение ребенка с младенчества к устному народному творчеству.

Устное народное творчество зародилось еще в глубокой древности. Оно является источником художественных традиций, способом выражения народного самосознания, духовным богатством народа. Через устное народное творчество ребенок знакомится с особенностями культуры своего народа, традициями, осваивая их красоту и особенности. Фолькло́р (от англ. fоlk-lоre — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой» [2]. Рассмотрим, какую роль в развитии психических процессов и способностей детей играет каждый жанр устного народного творчества. Так, сказки играют большую роль в личностном развитии ребенка. Oни показывают детям различные выходы из сложных и конфликтных ситуаций, формируют веру в добро и его силу, учат надеяться. Сказка для ребенка — это особая реальность. В сказках выражены черты народа. Так, в русских сказках отражены следующие отличительные черты русского характера: храбрость, верность, трудолюбие, красота, доброта, мужественность, правда, вера в лучшее будущее, лень и т.д. Этими чертами наделены и герои сказок: хитрая лиса, простодушный волк, шустрый зайчонок, глупый царь, мудрый мужик и т.д. Сказка показывает нормы поведения в обществе, а волшебная сказка развивает фантазию и сообразительность. В русских народных сказках в доступной форме показывается ребенку, что корыстная затея, кокой бы неправдоподобной она ни была, всегда найдет глупца, который поверит ей. Еще один вывод, который будет сделан ребенком, — это то, что не во всех сложных ситуациях выручает сила. Чаще этому способствует смекалка и находчивость.

Речь в жизни каждого человека является одной из наиважнейших функций. С помощью речи мы общаемся, делимся опытом, регулируем деятельность и поведение. И именно сказки являются прекрасным материалом для развития речи детей дошкольного возраста. Язык сказок очень прост, точен и красив. Сказка развивает речевые навыки, побуждает к познавательной деятельности и речевой активности и играет важную роль в развитии и воспитании детей. Приобщение детей к сказкам способствует развитию у них чуткости к языку, запоминание новых слов приводит к овладению разговорной речью. На протяжении дошкольного периода растет словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается в три раза.

Чтение ребенку сказок развивает у него внимание. Ребенок, слушая чтение сказки взрослым, вовлекается в процесс чтения, проявляет внимание и усидчивость. Благодаря прослушиванию сказок у ребенка развивается слуховое восприятие. Воспринимая сказку на слух, ребенок представляет зрительные образы, герои оживают и все становится как бы реально происходящим. Таким образом, наряду с развитием речи у ребенка развивается воображение. Рассматривая иллюстрации в книги, он развивает зрительное восприятие и память. Запоминая прочитанное, развивает слуховую память.

Прослушивание сказок способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников. Вместе с героями сказки дети испытывают те же самые чувства — страх в напряженные моменты, облегчение, удовлетворение при победе справедливости.

Благотворно влияет устное народное творчество на развитие способностей к изобразительной деятельности ребенка. Рассматривая иллюстрации книги, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать содержание рисунка. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, где ребенок знакомится с творчеством замечательных художников. Наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста еще непосредственно и тесно связано с восприятием. Поэтому они запоминают и воспроизводят все то, что бросается им в глаза.

При подготовке ребенка к школе очень важно развить у него логическое мышление. В этом, безусловно, поможет устное народное творчество, с помощью которого он научится рассуждать логически, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Для развития интеллекта ребенка огромную роль играет математика. И если ребенка с самого детства приобщать к математике с помощью устного народного творчества — загадок, скороговорок, считалок, — то это поможет быстрее и легче усвоить образовательную программу. Детская память очень избирательна, и ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, рассмешило, испугало или удивило, что вызвало эмоциональный отклик. И поэтому обучение математике не должно быть скучным, а благодаря устному народному творчеству обучение ребенка может пройти весело и увлекательно. С помощью загадки можно познакомить ребенка с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Скороговорка поможет закрепить математические термины, слова и обороты речи. Считалки помогут запомнить нумерацию чисел и счета.

В.Н. Павленко приводит пример обучения детей счету, который использовался в народе. Этот прием называется «сечки» [4]. Их Лейбниц определил как «музыку подсознательной арифметики». «Сечки» представляют собой достаточно интересный способ параллельного — предметно-словесного варианта подсчета. Oн сохранился до наших дней в форме детских игр, которые носят обобщенное название «сечки». Впервые внимание на них как на разновидность детского фольклора обратил Г.С.Виноградов: «Суть игры заключается в том, что кто-либо из детей бросает остальным вызов — не считая высечь определенное количество зарубок («сечек»). Тот, кто знает вариант решения, принимает вызов и начинает декламировать соответствующий стих, сопровождая декламацию ритмичными ударами ножа по дереву. Каждый удар по дереву жестко увязан с отбиванием ритма (единицы которого выступают в данном способе заместителями единиц счета). Количество ритмических единиц строго зафиксировано в этом, специально созданном ради этого в народе, стихе. Поэтому естественно, что, если только ребенок случайно не ошибается, у него получится количество меток, соответствующее условиям задания, что и устанавливается при проверке на радость всем детям» [1].

Роль и функция «сечек» заключалась в том, что они были одним из вариантов культурных способов счета, способов, которые когда-то составляли этап в историческом развитии счета и позже сохранились как форма, облегчающая детям задачу овладения более зрелым культурным способом счета. В наше время эта форма, вытесненная более совершенными педагогическими приемами, встречается достаточно редко.

В детском фольклоре есть еще один способ развития навыков счета. Речь идет о наиболее распространенном виде детского фольклора — считалочках. За разнообразием многочисленных вербальных вариантов скрывается одна простая операция: ведущий произносит слова считалки и по очереди дотрагивается при каждом слове до груди или плеча каждого из детей (которые стоят или сидят в кругу), а, закончив текст стиха-считалки, жестом указывает на того, кто должен либо выйти из игры, либо сыграть в ней определенную роль. Г.С.Виноградов считал, что в считалке главное — это декламационный стиль, скандирование, а смысл текста имеет второстепенное значение (более того, его может вообще не быть, как в тех случаях, где считалка — это просто смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний) [1].

В.И. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица ягодка» [3]. Их характеризуют лаконичность, точность, широту употребления. Oни в краткой форме учат и одновременно украшают речь, являясь вечным жанром устного народного творчества. Пословицы и поговорки учат детей испытанной веками народной мудрости. Не сразу дети начинают понимать их скрытый смысл, но именно пословицы и поговорки используют психиатры и психологи для проверки умственного развития детей и подростков. Способность к пониманию пословиц и поговорок у детей развивается постепенно. Уже в раннем детстве дети способны находить сходство предметов и использовать в игре предметы-заместители, а в более старшем возрасте эта способность будет использована при понимании метафорических выражений.

Былины и басни, являясь видом устного народного творчества, повествуют о подвигах богатырей, учат мужественности и преданности Отчизне. Басни учат дружбе, трудолюбию, честности, доброте, отзывчивости, благодарности, в иронической форме высмеивают людские пороки. Существуют такие формы высказываний и текстов, в которых обязательно присутствует подтекст. Понимание таких фраз и текстов требует абстрагирования от внешнего значения и перехода к глубинному смыслу. В этом могут помочь басни. Для их понимания придется отвлечься от непосредственного внешнего значения и осуществить анализ внутреннего смысла. Такое обучение навыкам самостоятельного внутреннего анализа смысла необходимо для понимания последующих более сложных текстов (в том числе, художественных). Подобные навыки и умения являются важными для дошкольников и служат залогом последующего успешного обучения в школе.

Итак, педагоги и родители с помощью устного народного творчества могут выполнить сразу несколько задач воспитания, развития, образования детей. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста необходимо для эмоционально развития ребенка, развития его мышления, воображения, внимания, памяти, речи.

 

Литература:

  1. Виноградов Г.С. Из наблюдений над детским потешным фольклором: Сечки // Детский быт и фольклор. — Л., 1930. С.13–20.
  2. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Режим доступа: http://www.librerо.ru/culture/The_methоds_оf_educаtiоn_оf_the_peоple (дата обращения: 18.10.14).
  3. Даль В.И. Фольклор (пословицы) в творчестве Даля. Режим доступа: http://www.licey.net/lit/znаmenie/dаl (дата обращения: 21.10.14).
  4. Павленко В.Н. Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий. Режим доступа: http://www.pоrtаlus.ru/mоdules/psychоlоgy/rus_shоw_аrchives.php? аrchive=1120045935&id=1107367323&stаrt_frоm=&subаctiоn=shоwfull&ucаt=27 (дата обращения: 18.10.14).

 

Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, детский фольклор, сказка, задача воспитания, народная педагогика, народное творчество, прослушивание сказок, раннее детство.


Похожие статьи

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Методические аспекты использования устного народного творчества в повседневной деятельности с детьми раннего возраста

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Методические аспекты использования устного народного творчества в повседневной деятельности с детьми раннего возраста

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Задать вопрос