Проблема развития психических процессов и способностей детей дошкольного возраста является весьма актуальной. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, хорошо учился, с удовольствием читал, знал иностранный язык. Поэтому, начиная с раннего возраста детей, родители подыскивают им школы раннего развития, где обучают азам чтения, математики, развивают речь, изучают английский язык. Несмотря на достаточное количество таких школ в каждом городе, не стоит забывать о том, что с самого раннего возраста у родителей есть возможность самим развивать своих детей, не выходя из дома. Одним из средств такого развития является приобщение ребенка с младенчества к устному народному творчеству.
Устное народное творчество зародилось еще в глубокой древности. Оно является источником художественных традиций, способом выражения народного самосознания, духовным богатством народа. Через устное народное творчество ребенок знакомится с особенностями культуры своего народа, традициями, осваивая их красоту и особенности. Фолькло́р (от англ. fоlk-lоre — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой» [2]. Рассмотрим, какую роль в развитии психических процессов и способностей детей играет каждый жанр устного народного творчества. Так, сказки играют большую роль в личностном развитии ребенка. Oни показывают детям различные выходы из сложных и конфликтных ситуаций, формируют веру в добро и его силу, учат надеяться. Сказка для ребенка — это особая реальность. В сказках выражены черты народа. Так, в русских сказках отражены следующие отличительные черты русского характера: храбрость, верность, трудолюбие, красота, доброта, мужественность, правда, вера в лучшее будущее, лень и т.д. Этими чертами наделены и герои сказок: хитрая лиса, простодушный волк, шустрый зайчонок, глупый царь, мудрый мужик и т.д. Сказка показывает нормы поведения в обществе, а волшебная сказка развивает фантазию и сообразительность. В русских народных сказках в доступной форме показывается ребенку, что корыстная затея, кокой бы неправдоподобной она ни была, всегда найдет глупца, который поверит ей. Еще один вывод, который будет сделан ребенком, — это то, что не во всех сложных ситуациях выручает сила. Чаще этому способствует смекалка и находчивость.
Речь в жизни каждого человека является одной из наиважнейших функций. С помощью речи мы общаемся, делимся опытом, регулируем деятельность и поведение. И именно сказки являются прекрасным материалом для развития речи детей дошкольного возраста. Язык сказок очень прост, точен и красив. Сказка развивает речевые навыки, побуждает к познавательной деятельности и речевой активности и играет важную роль в развитии и воспитании детей. Приобщение детей к сказкам способствует развитию у них чуткости к языку, запоминание новых слов приводит к овладению разговорной речью. На протяжении дошкольного периода растет словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается в три раза.
Чтение ребенку сказок развивает у него внимание. Ребенок, слушая чтение сказки взрослым, вовлекается в процесс чтения, проявляет внимание и усидчивость. Благодаря прослушиванию сказок у ребенка развивается слуховое восприятие. Воспринимая сказку на слух, ребенок представляет зрительные образы, герои оживают и все становится как бы реально происходящим. Таким образом, наряду с развитием речи у ребенка развивается воображение. Рассматривая иллюстрации в книги, он развивает зрительное восприятие и память. Запоминая прочитанное, развивает слуховую память.
Прослушивание сказок способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников. Вместе с героями сказки дети испытывают те же самые чувства — страх в напряженные моменты, облегчение, удовлетворение при победе справедливости.
Благотворно влияет устное народное творчество на развитие способностей к изобразительной деятельности ребенка. Рассматривая иллюстрации книги, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать содержание рисунка. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, где ребенок знакомится с творчеством замечательных художников. Наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста еще непосредственно и тесно связано с восприятием. Поэтому они запоминают и воспроизводят все то, что бросается им в глаза.
При подготовке ребенка к школе очень важно развить у него логическое мышление. В этом, безусловно, поможет устное народное творчество, с помощью которого он научится рассуждать логически, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Для развития интеллекта ребенка огромную роль играет математика. И если ребенка с самого детства приобщать к математике с помощью устного народного творчества — загадок, скороговорок, считалок, — то это поможет быстрее и легче усвоить образовательную программу. Детская память очень избирательна, и ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, рассмешило, испугало или удивило, что вызвало эмоциональный отклик. И поэтому обучение математике не должно быть скучным, а благодаря устному народному творчеству обучение ребенка может пройти весело и увлекательно. С помощью загадки можно познакомить ребенка с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Скороговорка поможет закрепить математические термины, слова и обороты речи. Считалки помогут запомнить нумерацию чисел и счета.
В.Н. Павленко приводит пример обучения детей счету, который использовался в народе. Этот прием называется «сечки» [4]. Их Лейбниц определил как «музыку подсознательной арифметики». «Сечки» представляют собой достаточно интересный способ параллельного — предметно-словесного варианта подсчета. Oн сохранился до наших дней в форме детских игр, которые носят обобщенное название «сечки». Впервые внимание на них как на разновидность детского фольклора обратил Г.С.Виноградов: «Суть игры заключается в том, что кто-либо из детей бросает остальным вызов — не считая высечь определенное количество зарубок («сечек»). Тот, кто знает вариант решения, принимает вызов и начинает декламировать соответствующий стих, сопровождая декламацию ритмичными ударами ножа по дереву. Каждый удар по дереву жестко увязан с отбиванием ритма (единицы которого выступают в данном способе заместителями единиц счета). Количество ритмических единиц строго зафиксировано в этом, специально созданном ради этого в народе, стихе. Поэтому естественно, что, если только ребенок случайно не ошибается, у него получится количество меток, соответствующее условиям задания, что и устанавливается при проверке на радость всем детям» [1].
Роль и функция «сечек» заключалась в том, что они были одним из вариантов культурных способов счета, способов, которые когда-то составляли этап в историческом развитии счета и позже сохранились как форма, облегчающая детям задачу овладения более зрелым культурным способом счета. В наше время эта форма, вытесненная более совершенными педагогическими приемами, встречается достаточно редко.
В детском фольклоре есть еще один способ развития навыков счета. Речь идет о наиболее распространенном виде детского фольклора — считалочках. За разнообразием многочисленных вербальных вариантов скрывается одна простая операция: ведущий произносит слова считалки и по очереди дотрагивается при каждом слове до груди или плеча каждого из детей (которые стоят или сидят в кругу), а, закончив текст стиха-считалки, жестом указывает на того, кто должен либо выйти из игры, либо сыграть в ней определенную роль. Г.С.Виноградов считал, что в считалке главное — это декламационный стиль, скандирование, а смысл текста имеет второстепенное значение (более того, его может вообще не быть, как в тех случаях, где считалка — это просто смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний) [1].
В.И. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица ягодка» [3]. Их характеризуют лаконичность, точность, широту употребления. Oни в краткой форме учат и одновременно украшают речь, являясь вечным жанром устного народного творчества. Пословицы и поговорки учат детей испытанной веками народной мудрости. Не сразу дети начинают понимать их скрытый смысл, но именно пословицы и поговорки используют психиатры и психологи для проверки умственного развития детей и подростков. Способность к пониманию пословиц и поговорок у детей развивается постепенно. Уже в раннем детстве дети способны находить сходство предметов и использовать в игре предметы-заместители, а в более старшем возрасте эта способность будет использована при понимании метафорических выражений.
Былины и басни, являясь видом устного народного творчества, повествуют о подвигах богатырей, учат мужественности и преданности Отчизне. Басни учат дружбе, трудолюбию, честности, доброте, отзывчивости, благодарности, в иронической форме высмеивают людские пороки. Существуют такие формы высказываний и текстов, в которых обязательно присутствует подтекст. Понимание таких фраз и текстов требует абстрагирования от внешнего значения и перехода к глубинному смыслу. В этом могут помочь басни. Для их понимания придется отвлечься от непосредственного внешнего значения и осуществить анализ внутреннего смысла. Такое обучение навыкам самостоятельного внутреннего анализа смысла необходимо для понимания последующих более сложных текстов (в том числе, художественных). Подобные навыки и умения являются важными для дошкольников и служат залогом последующего успешного обучения в школе.
Итак, педагоги и родители с помощью устного народного творчества могут выполнить сразу несколько задач воспитания, развития, образования детей. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста необходимо для эмоционально развития ребенка, развития его мышления, воображения, внимания, памяти, речи.
Литература:
- Виноградов Г.С. Из наблюдений над детским потешным фольклором: Сечки // Детский быт и фольклор. — Л., 1930. С.13–20.
- Виноградов Г.С. Народная педагогика. Режим доступа: http://www.librerо.ru/culture/The_methоds_оf_educаtiоn_оf_the_peоple (дата обращения: 18.10.14).
- Даль В.И. Фольклор (пословицы) в творчестве Даля. Режим доступа: http://www.licey.net/lit/znаmenie/dаl (дата обращения: 21.10.14).
- Павленко В.Н. Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий. Режим доступа: http://www.pоrtаlus.ru/mоdules/psychоlоgy/rus_shоw_аrchives.php? аrchive=1120045935&id=1107367323&stаrt_frоm=&subаctiоn=shоwfull&ucаt=27 (дата обращения: 18.10.14).