Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Яппарова, А. Р. Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Яппарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 536-539. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69564/ (дата обращения: 16.12.2024).



Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ № 124 «Капитошка» г. Набережные Челны. В экспериментальной работе участвовали 30 детей старшей группы. 15 детей составили экспериментальную, остальные 15 контрольную группу. Дети связаны между собой совместным участием в играх, занятиях, самостоятельной деятельности, взаимными симпатиями и антипатиями.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя следующие этапы:

– констатирующий этап;

– формирующий этап;

– контрольный этап.

Цель опытно-экспериментальной работы: выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация системы работы по повышению педагогического мастерства воспитателей в области обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в условиях социокультурной среды, проверка эффективности работы.

Цели констатирующего этапа: выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников была использована методика, разработанная Калининой Р. Р. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие сюжетно-ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволит осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 7 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение.

После обработки результатов мы выявили, что большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, организованная экспериментатором не вызвала у детей оживления и поэтому длительность её была небольшой.

Уровень игровых умений в обеих группах, мы покажем на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень сформированности игровых навыков обеих групп на констатирующем этапе эксперимента

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу: сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста нами была разработана и апробирована система работы по повышению педагогического мастерства воспитателей в данной области в условиях социокультурной среды.

Цель нашего формирующего эксперимента — проведение целенаправленной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

Задачами формирующего эксперимента являются:

1) разработка в условиях социокультурной среды системы работы, способствующей усовершенствованию педагогического мастерства воспитателей по вопросу обогащения содержания сюжетно-ролевых игр;

2) апробация разработанной системы.

Для решения данных задач мы разработали систему работы по усовершенствованию педагогического мастерства и творческого поиска воспитателей в отношении обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

Основная форма работы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр — консультации, дающие возможность индивидуального подхода к каждому воспитателю, оказания помощи в преодолении возникших у него трудностей, в переосмыслении и осознании ценностных ориентаций, профессиональных установок, стереотипов, в повышении профессионального уровня (И. Л. Паршукова и др.).

Нами были определены условия, обеспечивающие эффективность консультирования:

  1. Использование традиционных консультаций и консультаций в сочетании с различными методами и формами работы (деловая игра, дискуссия, тренинги);
  2. Построение работы на основе дифференцированного и индивидуального подхода к воспитателям, в зависимости от их интересов и педагогического мастерства;
  3. Обеспечение активной позиции педагога при организации консультирования, т. е. создание возможности для проявления творчества, участия в роли консультанта, освоения практических приемов;
  4. Ознакомление педагогов с инновационными разработками по проблеме организации сюжетно-ролевых игр для разных возрастных групп в условиях социокультурной среды.

В соответствии с намеченными нами этапами работы, была проведена консультация с педагогами на тему: «Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольника», а также разработаны методические рекомендации воспитателям по руководству играми детей «Использование сюжетно-ролевых игр в воспитании детей». Консультации и рекомендации помогли раскрыть психологические и педагогические аспекты влияния сюжетно-ролевой игры на общее развитие личности ребенка, позволили педагогам ознакомиться с этапами и условиями развития сюжетно-ролевой игры в течение всего дошкольного возраста.

Для определения эффективности проделанной нами на формирующем этапе эксперимента работы был проведен контрольный эксперимент. На данном этапе использовалась та же диагностируемая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Контрольная диагностика проводилась с детьми, как экспериментальной, так и контрольной групп.

В ходе наблюдений за игровой деятельностью было отмечено, что у детей экспериментальной группы появилась установка на придумывание новых, интересных игр. Традиционные игровые сюжеты, которые развертывались детьми ранее, стали сложнее и разнообразнее, игры стали приобретать многотемный характер, в них возникли новые сюжетные линии. Дети экспериментальной группы научились комбинировать и переплетать события и роли, которые относятся к разным сюжетам. Более часто стали отмечаться моменты чисто речевого взаимодействия, при которых детьми только проговариваются очередные события, но не обыгрываются, обозначая только дальнейшее направление сюжета. Число играющих в группах осталось прежним 3–5 человек, но инициатива участников игры возросла, дети стали меньше зависеть от одного активного ребенка-лидера. Отмечается уменьшение конфликтов в игре, умение прислушиваться к партнерам, объединять их замыслы со своими. Уровень сформированности игровых навыков в контрольной группе не изменился.

Уровень игровых умений в обеих группах, мы покажем на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень сформированности игровых навыков обеих групп на контрольном этапе эксперимента

Анализ показал, что дети экспериментальной группы вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей данной группы вызывало новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения.

Обобщая данные анализа самостоятельной игровой деятельности детей и деятельности воспитателей, мы можем сделать вывод о том, что педагогами приобретен достаточно прочный запас профессиональных и теоретических знаний, они стали более уверено и глубже анализировать свою педагогическую деятельность. Обогащение сюжетно-ролевых игр детей в группах идет успешно. Детьми стало больше времени посвящаться сюжетно-ролевым играм, число конфликтных ситуаций в процессе игр уменьшилось, количество играющих детей возросло. Используя консультации в качестве основной формы работы с коллективом по повышению квалификации, мы апробировали разнообразные приемы и методы, которые способствуют активизации педагогов, что ведет к положительному результату в овладении воспитателями теоретическими основами и грамотной организацией воспитательно-образовательного процесса, устремленного на обогащение содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2015. 207с.
  2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. М., 2018. 127с.
  3. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. 2012. № 4. С. 51–57.
  4. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. 2019. № 4. С.23–29.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, сюжетно-ролевая игра детей, ребенок, обогащение содержания, игра, контрольная группа, опытно-экспериментальная работа, социокультурная среда, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной культуры у дошкольников

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Влияние устного народного творчества на формирование психических процессов и способностей детей дошкольного возраста

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Похожие статьи

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной культуры у дошкольников

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Влияние устного народного творчества на формирование психических процессов и способностей детей дошкольного возраста

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Задать вопрос