Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Черных, Н. Д. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду / Н. Д. Черных, Л. В. Новоселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113277/ (дата обращения: 16.12.2024).



В последнее время особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ игры, которая рассматривается как деятельность, имеющая важное значение, для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации. Ведущие позиции игры закреплены и во ФГОС ДО, подчеркивающем необходимость педагогам уделять особое внимание и место сюжетно-ролевой игре в педагогическом процессе.

В настоящее время в детских садах наблюдается ряд проблем, связанных с организацией и руководством игрой детей, одной из которых выступает создание развивающей предметно-игровой среды в группах. А между тем предметно-игровая среда выступает важным условием возникновения и развития сюжетно-ролевой игры детей.

Анализ научной и методической литературы по данной проблеме позволил обнаружить достаточно выраженный интерес к ней исследователей и практиков. В то же время необходимо отметить, что проблема остается не до конца изученной, в частности актуальными являются вопросы создания предметно-игровой среды в современной дошкольной образовательной организации, стимулирующей развитие ведущего вида деятельности детей старшего дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игры. Проведенный анализ научной и методической литературы и современной практики позволил обнаружить противоречие между признанием важной роли предметно-игровой среды в развитии сюжетно-ролевой игры, с одной стороны, и недостаточно разработанным методическим аспектом данной проблемы, с другой.

Это в свою очередь, позволило сформулировать проблему исследования: как организовать предметно-игровую среду, стимулирующую развитие сюжетно-ролевой игры в группах старшего дошкольного возраста?

Исходя из заявленной проблемы, определены цель, объект и предмет исследования.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально исследовать организацию предметно-игровой среды как условия развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста в современной детском саду.

Объект ом исследования является развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация предметно-игровой среды в старшей группе детского сада.

В своей гипотезе мы исходили из понимания особенностей предметно-игровой среды и предположили , что предметно-игровая среда будет являться условием развития сюжетно-ролевой игры, если при ее организации:

– опираться на игровые интересы детей старшего дошкольного:

– своевременно обновлять игровое оборудование, в том числе материалами, изготовленными совместно с детьми;

– обеспечить ее мобильность (трансформируемостью, полифункциональностью) и безопасность;

что в свою очередь приведет к необходимому уровню развития сюжетно-ролевой игры.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи исследования. Входе решения первой задачи была изучена проблема сюжетно-ролевой игры в научной литературе (работы Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) позволивший нам определить, что сюжетно-ролевая игра — это особый вид игровой деятельности дошкольников, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в общественной форме в специально созданных игровых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношение между ними.

Сложившиеся на сегодняшний день различные подходы к организации данного виды игры в детском саду однозначно определяют, что развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста напрямую зависит от умелого педагогического руководства, создания в детском саду необходимых для этого условий, одним из которых выступает создание предметно-игровой среды.

В ходе изучения научной и методической литературы определили, что предметно-игровая среда — это составная часть развивающей предметно-пространственной среды дошкольного детства, побуждающая, направляющая и развивающая игровую деятельность детей.

Дальнейшее изучение проблемы позволило нам теоретически обосновать и выделить критерии эффективности создания предметно-игровой развивающей среды в старшей группе:

– обеспечивает необходимый уровень развития сюжетно-ролевой игры;

– соответствует игровым интересам детей старшего дошкольного возраста;

– своевременное обновление предметно-игровой среды игрушками, игровыми материалами и оборудованием;

– участие детей в создании элементов предметно-игровой среды;

– мобильность (трансформируемость, полифункциональность);

– безопасность;

– активное использование игровых материалов и оборудования детьми.

Теоретические выводы послужили основой для проведения экспериментального исследования, которое проводилось на базе детского сада общеразвивающего вида города Белово.

В эксперименте принимали участие педагоги ДОО, родители, дети старшего дошкольного возраста. Для проведения исследования было выбрано две группы: экспериментальная и контрольная (воспитанники разных образовательных учреждений).

Целью опытно-экспериментальной работы стало исследование предметно-игровой среды как условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент включал ряд этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе изучали предметно-игровую среду в контрольной и экспериментальной группах, оценивали ее эффективность как условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Опирались на критерии, выявленные в ходе теоретического анализа проблемы исследования. В соответствии с критериями осуществляли подбор диагностических методик. Ими стали: анализ предметно-игровой среды, наблюдение за сюжетно-ролевой игрой, анкетирование воспитателей, индивидуальная беседа с воспитателями, индивидуальная беседа с детьми.

По итогам анализа двух групп наряду с положительными моментами удалось выявить общие недостатки:

– дети редко принимают участие в создании предметов игровой среды группы

– игровой материал и оборудование мало мобильно

– дети не активно используют игровой материал и оборудование во время игры

– избыток магазинных игрушек, которые ограничивают фантазию детей.

Следующим этапом нашего исследования стал формирующий этап эксперимента. Был разработан и реализован практико-ориентированный проект «Создание развивающей предметно-игровой среды в соответствии с ФГОС» с детьми экспериментальной группы.

Проект проходил в несколько этапов. Содержательная характеристика этапов реализации проекта представлена в Плане реализации проекта. И в Паспорте проекта.

Зародился проект в связи с введением в практику работы ФГОС ДО, проведенным анализом существующих условий в группе старшего дошкольного возраста учреждения, результаты которого высветили проблему: созданная в данное время развивающая среда в ДОО отвечает не всем требованиям ФГОС ДО, не все принципы её построения учтены, так же существует проблема переоснащения предметно-игровой среды, что тормозит развитию воображения детей.

На первом этапе через проведение анализа условий предметно-игровой среды, ряда игр и бесед с детьми, анкетирования воспитателей была выделена проблема и определена цель проекта: создание предметно-игровой развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, уровня активности.

На втором этапе был проведен педагогический час, выставка методической литературы и детско-родительской выставки игрушек-самоделок, подбор, приобретение и изготовление необходимых игрушек, размещение игровых центров, организация сюжетно-ролевой игры.

На заключительном этапе проводились консультации для педагогов, экскурсия по подготовительной группе, оформлен фотоальбом «Игрушки-самоделки», анализ обновленной предметно-игровой развивающей среды ДОО (во время педагогического часа).

Во время анализа были отмечены позитивные изменения в развитии сюжетно-ролевой игры детей.

Для объективного подтверждения позитивных изменений необходимым стало проведение сравнительного анализа и оценки результатов внедрения проекта в экспериментальную группу на контрольном этапе эксперимента.

На данном этапе мы использовали те же методы, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, контрольный этап, позволил установить, что развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при создании определенных педагогических условий, обладающих определенными особенностями.

Результаты сопоставительного анализа позволили нам констатировать правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Можно сделать вывод: развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном ДОО, определяется грамотным построением предметно-игровой среды и непосредственным участием детей в ее обогащении.

Основные термины (генерируются автоматически): предметно-игровая среда, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, сюжетно-ролевая игра детей, детский сад, методическая литература, условие развития, проблема, развитие, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Похожие статьи

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Задать вопрос