Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участвовать в нем, что достигается с помощью лингвистических знаний, а также знаний традиций, обычаев, нравов общества.
Ключевые слова: коммуникация, игровая деятельность, методика, диагностика, старший дошкольный возраст.
Communicative abilities are important components of human development as a person, as a student, as a specialist. Communicative abilities reflect the ability to correctly navigate in interpersonal communication, relatively freely participate in it, which is achieved with the help of linguistic knowledge, as well as knowledge of traditions, customs, mores of society.
Keywords: communication, play activity, methodology, diagnostics, senior preschool age.
На основании проведенного теоретического анализа проблемы использования игры как средства развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа, целью которой является изучение уровня развития социально-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и создание комплекса коммуникативных игр «Играя, мы дружим», направленного на развитие этих умений в условиях ДОУ.
В течение восьми месяцев с сентября 2022 года по апрель 2023 года нами была проведена экспериментальная деятельность, которая проходила в три этапа:
I этап — констатирующий, целью его было: психолого-педагогическое исследование уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах (сентябрь 2022).
II этап — формирующий, целью его стала: обработка, анализ и интерпретация результатов психолого-педагогического исследования, формулировка выводов, оформление результатов педагогической работы, а также разработка и применение комплекса коммуникативных игр «Играя, мы дружим», направленного на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (октябрь 2022 года по март 2023 года).
III этап — контрольный, целью было выявить изменения по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста после реализации экспериментальной работы (апрель 2023г.) и резюмировать выводы по достижению поставленной цели и задач опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи констатирующего эксперимента:
– определить критерии, методики диагностики и уровни развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
– провести диагностическое исследование развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
– обработать и проанализировать полученные данные констатирующего этапа.
Задачи формирующего эксперимента:
– разработка комплекса игр, направленных на развитие социально-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
– реализация на практике разработанного комплекса игр.
Задачи контрольного эксперимента:
– провести повторную диагностику уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
– обработать и проанализировать полученные данные контрольного этапа.
В педагогической работе были задействованы старшие дошкольники в возрасте 5–6 лет с согласия родителей. В ходе исследования было установлено, что 12 детей (60 %) находятся на среднем уровне развития собственно речевых способностей в игровой деятельности, 6 детей (30 %) — на низком уровне развития собственно речевых способностей. С высоким уровнем всего лишь 2 ребенка (10 %). Изучение интерактивных способностей в структуре социально-коммуникативных способностей показало, что 45 % (9 человек) детей показали низкий уровень развития интерактивных способностей. Такие дети не умеют договариваться, с трудом делят средства деятельности, плохо помогают друг другу; 35 % (7 человек) детей имеют средний уровень развития интерактивных способностей. Данные дети иногда договариваются, но чаще настаивают на своем, либо бьют партнера; 20 % детей (4 человека) показали высокий уровень развития интерактивных способностей. Данные дети способны договориться, поделиться средствами деятельности, терпимы к неудачам своим и партнера. По результатам исследования было диагностировано, что: — у 14 детей (70 %) имеется низкий уровень развития перцептивных способностей, — у 6 детей (30 %) — средний уровень, — детей с высоким уровнем не было выявлено. В целом, результаты диагностики дошкольников показали, что у большинства из них имеется средний уровень развития коммуникативных способностей — 11 детей (55 %). Низкий уровень имеется у 8 детей (40 %). Высокий уровень представлен у 1 ребенка (5 %). Это говорит о недостаточном развитии социально-коммуникативных способностей, что затрудняет социализацию и личностное развитие детей.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания комплекса коммуникативных игр «Играя, мы дружим» с целью развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. В ходе проектировочной деятельности были отобраны игры, каждая из которых имеет определенную цель по темам. После реализации комплекса коммуникативных игр «Играя, мы дружим» была проведена повторная диагностика уровня развития собственно речевых, интерактивных, перцептивных способностей в структуре социально-коммуникативных способностей, результаты которой показали: 3 дошкольника (15 %) находятся на высоком уровне развития собственно речевых, интерактивных и перцептивных способностей в игровой деятельности, 14 детей (70 %) — на среднем уровне. С низким уровнем представлено 3 ребенка (15 %).
В целом, результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с применением игровой деятельности.
Значительные качественные изменения зафиксированы в сфере выразительной стороны коммуникации при инициации общения и установлении контакта, проявлении эмоциональных переживаний и эмпатии в игровой ситуации.
Таким образом, роль игры в развитии социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что способствует развитию собственно речевых, интерактивных и перцептивных способностей. Все это способствует формированию готовности детей вступать во взаимодействие с окружающими, управлять собственным личностным развитием.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование игры эффективно для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Литература:
- Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. — Москва: МПГУ: Прометей, 2013. — 135 с.
- Актуальные вопросы теории и практики социальнокоммуникативного развития дошкольников: материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции (25 апреля 2015 г.). — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2016. — 473 с.
- Алексеева, М. М. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва: Издательский центр «Академия», 2015. — 400 с.
- Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва: Издательский центр «Академия», 2018. — 160 с.
- Антонова, Т. В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в современный мир?; под ред. Т. В. Антоновой. — Москва: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2015. — С.10–26.
- Арушанова, А. Г. Истоки диалога / А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова, Н. В. Дурова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 10. — С. 82- 90.
- Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 5. — С. 51–61.