Социально-психологическая роль сказкотерапии в работе с современными подростками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 1213 раз

Библиографическое описание:

Бутузова, Ю. С. Социально-психологическая роль сказкотерапии в работе с современными подростками / Ю. С. Бутузова, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23244/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Сказкотерапия считается давнейшим психологическим и педагогическим способом. Понятия о мире, о философии жизни издавна передавались различными способами, такими как из уст в уста либо переписывались, каждое потомство перечитывало и глубоко впитывало их. На сегодняшний день под термином «сказкотерапия» подразумевается метод передачи понятий о духовном путешествии души и социальном устройстве человека. Именно по этой причине сказкотерапию называют воспитательным способом, сообразной духовной природе каждого человека. Многие думают, что сказкотерапия адресована исключительно детям, к тому же дошкольного возраста. Но, возрастной диапазон, который охватывается сказкотерапией, не имеет границ.

Сказка — это совершенно удивительное по своей силе психологического воздействия способ работы с внутренним окружением и миром подроста, мощный инструмент его развития. Как раз психологическое содержание сказок, символическое отражение психологических явлений делают народные сказки незаменимым инструментом влияния на человека [7, с. 43]. Любая сказочная ситуация содержит большое количество значений и граней. Человек, читая сказку, бессознательно воспринимает более значительный для себя образ. Со временем ту же самую сказку мы понимаем абсолютно по-другому. По мнению ученого Н. Пезешкяна, так «работает» устройство сбережения в сказочных рассказах личного опыта. Сказка может помочь взрослым отыскать общий язык с подростком в содействии ему решения его первых проблем. Главной чертой сказки считается то, что в ходе ее происходит трансформация сознания. А именно, кто-то небольшой и бессильный в начале — к концу превращается в крепкого, ценного и во многом самодостаточного героя. Это позволительно назвать историей о становлении взрослым. К. Юнг говорил о подобном, когда главным мотивом сказки предписывал процесс индивидуации. Это является не вообще повзросление: это весьма конкретный его уровень, на которой уже утвердившееся и отделившееся сознание воротится к своей подсознательной основе, при этом обновляя и углубляя их обоюдные связи, расширяясь, приобретая доступ к совершенно новым архетипическим способам и энергиям. Следовательно, можно сказать, что любого ребенка сказка влечет вперед, а взрослого возвращает обратно, в детство [9, с. 20]. Процесс сказкотерапии позволяет подростку осмыслить и увидеть свои личные проблемы, актуализировать их, что является очень важным. Ведь всегда сильно пугает то, чего мы не осознаем, а благодаря сказке страх приобретает настоящие черты, таким образом даёт действенное оружие против себя.

Основные упоминания о научных происхождениях сказкотерапии относятся к XVIII веку. При помощи сказок люди рассказвали и передавали из поколения в поколение нравственные значимости, моральные устои, манеры поведения. Еще до того, как психотерапия приобрела официальный статус научного способа, сказки являлись своеобразным орудием обучения и воспитания, способом народной психотерапии. Как пишет Вачков И.В. [2] «сказку употребляют и врачи, и психологи, и преподаватели, и каждый специалист ищет в сказке тот необходимый ресурс, который способствует ему определять его профессиональные задачи». Данный метод уникален тем, что его можно применять в работе с разновозрастными клиентами.

Метод сказкотерапии в России стал применяться в 90 — годы двадцатого столетия. У истоков его формирования стояли такие ученые, как Е. Романова, А. Гнездилов, Т. Сытько, Ю. Тележко, Г. Николаева, Д. Протасова, Е. Тарасова, Т. Баязитова, Т. Карасева, Т. Грабенко. При этом, в своей работе они базировались на опыт известных, великих ученых: Выготского, Эльконина, Фрейда, Фрома, Берна, Юнга [3]. В своем творчестве к сказкам обращались знаменитые зарубежные, а также отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие [5]. Знаменитый в настоящее время психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева называет сказкотерапию как набор методов «передачи понятий о духовном пути и социальном формировании человека» [5].

Особенно успешно можно применять метод сказкотерапии в подростковом возрасте. Для подросткового возраста свойственно неустойчивое проявление свойств психики: целеустремленность и навязчивость сочетаются с импульсивностью, также неустойчивостью, высокая самоуверенность и решительность в суждениях сменяются слабой ранимостью и неуверенностью в себе. Также в подростковом возрасте у детей возникает и увеличивается желание стать взрослым, что формирует изменение поведения, развивает и создает абсолютно новое положение личностного и психологического происхождения. Она призывает и порождает изменение всего порядка отношений подростка — и к окружающим людям, и лично к себе. Вопросы, на которые необходимо ответить подростку, довольно непростые: «Кто я такой?», «Откуда родом?» и «Куда иду?» Во время поиска ответов на них, кроме того возникает много сложностей. В случае, если у ребенка образуется одна из главных установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», — это приводит к трансформации личности в негативную сторону. История самостановления — это рассказ героя, который часто встречаются в сказках и мифах. Каждый подросток превращается на путь «героя», проходя через различные испытания, преодолевая проблемы, совершая тот или иной выбор. Употребляя героическую сказку либо миф в исправляемой работе с подростками, мы содействуем им в этом выборе. Отождествляя себя с героем мифа либо сказки, он имеет подобную возможность. Опираясь на практику других «героев», он сумеет выбрать, по какому направлению пойти ему самому.

«Современные дети по-другому истолковывают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят осуществлять указания взрослых», «они требовательны и навязчивы», «очень подвижные и гиперактивные». Современные подростки, слушая сказки, также проходят тот самый путь познания окружающего, мира и приобретения опыта. Знаменитый австралийский психолог Д. Бретт в работах писала, собственно дети обретают в волшебных ситуациях «отзвуки своей жизни. Они рвутся воспользоваться образцом по¬ложительного героя в борьбе с собственными ужасами и трудностями. Помимо всего этого, рассказы и сказки внушают в ребенка надежду, собственно очень существенно. Подросток, лишенный ожидания либо потерявший ее, отрицается от борьбы и ни разу не достигнет успеха» [8]. В каждой сказке, в большинстве случаев содержатся следующие компоненты: герой либо герои, сюжет, инцидент и развязка. Хотя сказка только после того делается терапевтической, как ребенок идентифицируется с ее героями, имеет возможность провести параллель меж сюжетом и своей жизнью и извлекает хороший урок или же понимает тайное сообщение.

За последнее время специалисты регулярно применяют терапевтические сказки-метафоры для разгадки эмоциональных трудностей подростков. Для многих детей метафора — это такая известная реальность, ведь любое наше детство соткано из различных сказок, различных мультфильмов, сказочных киногероев, потому что именно они оказывают огромнейшее воздействие на душу любого ребенка. Порой эти сказки похожи на народные или же знаменитые авторские сказки, а часто не имеют практически никакой литературной значимости и человеку, не посвященному в развитие психотерапии, кажутся непонятными и малосодержательными. Хотя вне зависимости от отличительных черт содержания, сказка практически постоянно ориентирована на то, чтобы посодействовать подростку упорядочить его внутренний мир, выяснить что-то новое и совершить желанные перемены [6]. Одно из объяснений данного парадокса состоит в том, что смысл сказки принимается сразу на двух сферах, сознательном и подсознательном. Психика подростка воспринимает буквальное содержание рассказа, как вымышленное: подросток сочувствует сказочному герою, идентифицирует себя с ним, причем даже, когда выяснит своё затруднение, он все равно предполагает — это не про меня, «понарошку». При этом подсознание «верит» услышанному и даёт подходящую программку изменений в манере, переструктурировании значимостей, также взглядов и позиций. Сознательная и бессознательная психика — это метафорическое определение функций левого и правого полушарий мозга. Левое полушарие мозга либо то, собственно, что мы обычно называем сознательной психикой, отвечает за язык, логику и т.д. Правое полушарие мозга не имеет свойственного ему языка в лингвистическом смысле. Его основные функции — это употребление сигналов, прибывающих от органов эмоций, к примеру визуальные образы, и оно оказывает существенно воздействие на поведение человека. Метафорически мы именуем его бессознательной частью нервной системы. Отвечая на вопрос: «Лучше читать, либо рассказывать?», специалисты по психологии уделяют основное внимание рассказыванию, которое позволяет сделать атмосферу чувственной близости, все полноценно поддерживать весомый зрительный контакт. Чтение, к тому же, может помочь ввести подростка в мир книг, что ему очень пригодится в дальнейшем [5].

К главным правилам изложения сказок можно отнести следующие положения:

1.Создание для подростка «зоны защищенности». В сюжете сказки всегда могут сочетаться, как настоящие, так и вымышленные действия, а персонажами всегда могут быть, как лица, при этом взятые из жизни, персонажи любимых книжек, мультфильмов, так и выдуманные вами несуществующие животные, и прочие мифический объекты. Находясь в «зоне защищенности», подросток не ощущает себя виноватым, не испытывает смущения, либо страха. Он просто слушает новую сказку, при этом узнает что-то новое для себя, что-то сравнивает, ассоциирует. А из этого можно сделать вывод, что подросток имеет возможность поразмышлять над услышанным в психологически удобной обстановке.

2.Рассказ нужно говорить ненамеренно, как будто случайно. В процессе консультации в виде отклонения от беседы (до консультации либо впоследствии ее завершения, также в период случайного перерыва). В данные моменты подросток в полной мере открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что вы желаете хотите ему донести.

3.Возможно начать сказку словами: «У моей хорошей знакомой, на подоконнике стоит в точности такой же цветок»..., либо «Днем по телевизору я увидела программу…». Потом рассказываете ситуацию либо содержание программы, которую вы будто бы глядели днем. Если же история рассказана доверительно, то подросток будет слушать внимательно, т.е., как нам и хотелось.

4.Никогда не исследуйте и вовсе не обсуждайте терапевтический рассказ после ее завершения. Дайте подростку погрузиться в метафорическое общество и идентифицировать себя с персонажами и различными событиями выдуманного мира. Ну а на следующей консультации, можно будет обсудить, нарисовать, а потом уже продолжить сказку.

5.Не перегружайте подростка терапевтическими сказками, чтобы он не потерял чувствительности к ним [6].

Разные сказки подходят для решения разных проблем. Основной принцип метода сказкотерапии: одна сказка — одна проблема. Нельзя в одну сказку вкладывать все имеющие проблемы у подростка, иначе сказка не будет иметь никакого действия. Подросток должен сосредоточиться на одной ситуации, без помощи других найти из нее выход. Сказка — это некая поддержка подростка в трудной ситуации. Ему дают понять, что понимают его переживания и чувства в данный момент, готовы посодействовать ему справиться с ними, но все же очень важно научиться решать проблемы самостоятельно. По словам Станислава Раевского, "сказка содействует психотерапевту и его клиенту беседовать на одном языке, придает общий порядок символов. Часто многое можно понять, буквально спросив человека, какая у него самая любимая сказка" [10].

Таким образом, сказка обладает мощным методом в работе специалистов по разрешению проблем подростков.

 

Литература:

1.                  Багодяж Н. Методика сказкотерапии: психологическая работа с детьми и взрослыми [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://afisha.rastishka.by/articles/metodika-skazkoterapii-psixologicheskaya-rabota/ (дата обращения 2.10.2015)

2.                  Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось — 89, 2007. -144 с.

3.                  Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии — М.:2005. — 80с.

4.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по сказкотерапии. СПб. Речь. 2013.

5.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика Сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с.

6.                  Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. 160 с.

7.                  Михальченко К.А. История развития и значение сказкотерапии, как направления практической психологии/ К.А. Михальченко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012г.). –М.: Буки-Веди, 2012. С. 42–45.

8.                  Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем» — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.- 112 с.

9.                  Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия — М., 2001. — С. 12–35.

10.              Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия /Д.Ю. Соколов — М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. — 224 с.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, подросток, подростковый возраст, ребенок, Берн, проблема.


Задать вопрос