Воспитательный потенциал произведения «Маленький принц» Антуана де Сент- Экзюпери | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 8518 раз

Библиографическое описание:

Урутина, Т. М. Воспитательный потенциал произведения «Маленький принц» Антуана де Сент- Экзюпери / Т. М. Урутина, Н. Ю. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23179/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Фольклор во всем своем многообразии составляет неотъемлемую часть культурного наследия человечества. Передаваемый из поколения в поколение, усваиваемый народом интуитивно, подражательно или при целенаправленном изучении, фольклор находится в вечном движении. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения та большая роль, которую всегда играло в развитии человеческого общества устное слово [2]. Все произведения фольклора несут в себе многовековую мудрость самых разнообразных и спорных эпох, и, конечно же, являются средством выражения этой мудрости. В народном литературном творчестве почетное место занимают сказки.

Желание и необходимость слагать для детей сказки, чтобы поделиться мудростью и опытом предыдущих поколений, столь же древнее, как и первые проявления культуры человечества. Сказка ярче и показательнее, чем другие жанры устного народного творчества, демонстрирует национальное своеобразие фольклора, которое в немалой степени определяется традициями народа, религиозным воззрениями, менталитетом, языковой культурой [2].

Добролюбов Н. А. призывал увидеть и раскрыть в сказках духовные и нравственные интересы человека, подчеркивал целесообразность изучения сказок в неразрывной связи со временем и средой, в которых они были сложены [3]. Маленькому человеку просто необходима сказка, будоражащая воображение и в образной форме передающая опыт многих поколений. Это помогает всесторонне подготовиться к встрече большим миром, где могут ждать испытания не менее трудные, чем у фольклорных героев.

М. Горький считал, что устное народное творчество благотворно влияет на совершенствование нравственных качеств человека, а также подчеркивал, что лучшие черты человеческого характера проявляются в сказках более ярко и красочно [3].

Однако есть сказки не только фольклорные. Особое место в иерархии жанров занимает сказка литературная, автор которой всегда человек просвещенный, познавший жизнь и окружающую действительность. Такая сказка, несмотря на «преднамеренность» своего происхождения, есть кладезь жизненных воззрений конкретного времени, своеобразный «справочник» типов людей, манер их поведения, и сказки адресуются не только детям, но взрослым, ибо им тоже полезно читать их.

В современном обществе люди редко задумываются о простых человеческих истинах, подменяют их фальшивыми установками и стереотипами, становясь при этом грубыми, черствыми, сухими. Эту тенденцию подметил Антуан де Сент-Экзюпери. Его стремление заставить людей вновь задуматься о том, что на самом деле важно в человеческой жизни нашло отражение в произведении «Маленький принц» [1].«Маленький принц» был написан в 1943 году. Воспоминания писателя о разгромленной во Второй мировой войне Франции нашли свое отражение в произведении. Своей светлой, грустной, но поистине мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, стремился сохранить искру любви в душе каждого, дать надежду измученным людям. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя художественным его осмыслением, отражением души Экзюпери, в которой непосредственно отразились события тех лет.

Фантастические события, произошедшие с главным героем, литературные олицетворения, а также присутствие сказочных персонажей (роза, лиса, баобабы, змея) позволяют отнести данное произведение к жанру сказки. Однако было бы ошибкой считать произведение Экзюпери обычной сказкой с фабулой, ориентированной на поучение. «Маленький Принц» – это, прежде всего, философская сказка, ведь за, казалось бы, простым, незатейливым и даже в какой-то степени парадоксальным сюжетом скрывается глубочайший смысл.

В произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» раскрываются основные проблемы и пороки человечества: тщеславие, черствость, честолюбие, духовная слепота. В своей сказке автор производит деление по идеалам и представлениям. Он отмечает, что для взрослых являются важными лишь собственные дела, власть и богатство, и они настолько увлечены своими проблемами, что не замечают ничего вокруг. Для детей же характерна потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, они восприимчивы ко всему, что происходит в мире. Это задевает их душу, заставляя мыслить, делать выводы и, впоследствии, поступать определённым образом. Отсюда следует, что основным конфликтом произведения является противостояние духовных и материальных систем ценностей, рассудочность против души.

Основной путь спасения автор видит в самом светлом, что есть в каждом человеке – способности любить. Он говорит: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении» [1, с. 77]. Данное убеждение и определяет идейный замысел повести-сказки. Любовь не терпит просто слов или пустых взглядов, любить – значит, на интуитивном уровне ощущать состояние человека.

В основе сюжета лежит рассказ летчика, который в свое время мечтал стать художником, однако под воздействием социального окружения выбрал другую профессию. Во время путешествия, ему пришлось сделать вынужденную посадку в пустыне, в связи с поломкой самолета. И именно в пустыне лётчик встречает Маленького принца. Мальчик рассказал ему, что прилетел с планеты «Астероид В-612». Рассказал о чудесном цветке с шипами, его любимой розе. Принц отправился путешествовать и побывал уже на шести соседних планетах.

В данном произведении затрагивается извечная тема добра и зла. Зло рассматривается с двух позиций – большое, которое может разрушить планету и маленькое, которое живет внутри человека. Маленькое зло представлено в образах обитателей планет, встреченных Принцем во время своего путешествия. Главный герой не понимает их и называет «Странными взрослыми». Экзюпери на данном примере показывает нам, как же часто большинство людей играют роли этих персонажей, придают большое значение ненужным мелочам, забывая о человеческих отношениях, искренности, бескорыстной дружбе. Люди взрослеют и слепнут душой. Описывая количество этих обитателей на планете Земля, автор подчеркивает, насколько увязло человечество в пороках, насколько оно маленькое. Ничтожное, но с огромным самомнением. И с колоссальным «запасом» зла. Для примера он приводит площадь, на которой могут уместиться все люди планеты. Эта сказка отчасти является сатирой на нравы цивилизации. Но при этом Антуан де Сент-Экзюпери надеется, что так же, как и Маленький принц, жители планеты все-таки сумеют найти свою путеводную звезду.

Большое зло в сказке представлено в виде баобабов. Как говорит мальчик, вовремя не убранные семена лежат до поры до времени в земле, потом прорастают, и если их не вырвать они могут разрушить планету. Это аллегория техники превращения ребёнка в «слепого» взрослого. Все дети рождаются ангелами, и только потом из них вырастают взрослые, способные разрушать. Автор говорит нам: «Бойтесь баобабов», – если в вашей душе вырастет такой баобаб, то в конечном итоге, он разорвет вас на части. Макро и микро-зло, единый источник вселенского зла, находящийся в душе – «почве» каждого человека, и ожидающий своего часа. Стоит совсем немного «полить» семя баобаба, как он начнет осваивать вас, порождая всё больше и больше семян. Настанет день, когда душа превратится в сплетение баобабов, ничего живого и трепещущего в ней не останется.

Мальчик понимает это, потому и очищает свою планету от ростков баобабов каждый день. Но, к сожалению, «странные взрослые» не уделяют этому занятию ни минуты своей жизни. Баобабы тем временем пускают корни, стремясь разрушить планету. А люди не замечают этого. Или просто не хотят замечать.

Следует отметить, что произведение богато жизненными цитатами и афоризмами, на которых следует остановиться подробнее. «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном» [1, с.17]. Автор прав – поверхностно судить о человеке могут только взрослые. Дети же мир и людей острее ощущают. От того и правдивее. Таким образом, автор пытается сказать о том, что и взрослому в отношениях с другими людьми не стоит забывать о том, что как раз самым важным является не то, сколько он зарабатывает, кто его родители, а любит ли он рисовать или ловит ли он бабочек.

«Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать» [1, с. 79]. Да, остается, к несчастью, только плакать и сожалеть, что когда-то дал возможность «приручить себя», но делалось-то это с открытым сердцем и огромной надеждой на то, что человек стоящий, что ради него стоит «приручиться»! К сожалению, люди часто путают баобабы с розами.

«Самое главное – то, чего не увидишь глазами, зорко одно лишь сердце» [1, с. 75]. Люди видят человека глазами. Это утверждение нашло яркое отражение в русской пословице: «Человека встречают по одежке, а провожают по уму». Я всегда смотрю первого встречного, как на хорошего человека, пока он не доказал мне, что я ошибаюсь. Экзюпери говорит о том, что не всегда то, что мы видим глазами, является правдой, важнее, что говорит наше сердце, лишь оно может по-настоящему сказать о человеке.

«Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…» [1, с. 75]. Человек – это светоч в мировом пространстве. Сильное, но одновременно хрупкое существо. Достаточно всего одного грубого слова, чтобы погасить этот светоч. Будьте терпимее и заботливее по отношению друг к другу, – вот чему здесь учит нас Экзюпери.

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» [1, с. 20]. Ухаживайте не только за телом, но ежедневно облагораживайте душу. Автор призывает нас избавиться от лукавых помышлений, сохранить чистоту и искренность души.

«Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам» [1, с. 31]. Не думайте, что узнаете людей по источаемым ими дифирамбам. Слова преимущественно пусты. Только действие покажет истину.

«Среди людей тоже одиноко» [1, с. 58]. Мысль автора проста, – когда душа человека становится мертвой и погрязшей в меркантильных интересах, он не сможет познать высоких чувств любви и дружбы. Так приходит одиночество. Только люди с открытым сердцем способны понять истинную природу человека, встреченного на пути.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» [1, с. 70]. Ты подарил другому человеку Вселенную, где есть вы оба. Это ваш мир. И «прирученный» не заслуживает изгнания из него. Может быть, это всё, что у человека осталось.

«Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей» [1, с. 66]. К сожалению, большинство людей являются одинокими лишь потому, что не считают нужным тратить свое время на познание другого человека. Они привыкли ко всему готовому, и стали забывать о том, что над любыми чувствами нужно работать, ради отношений нужно приложить немало усилий.

«Себя судить куда труднее, чем других… Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» [1, с. 38]. Себя судить и бичевать в мои года совсем не трудно, но только про себя, чтоб не услышал кто-то ненароком. И более того, я не вижу логической связи между самобичеванием и мудростью. Можно мудро осознавать свои недостатки и бороться с ними, а можно опустить руки и убивать себя изнутри.

Сказка Маленький принц носит воспитательный характер. Она помогает развить духовно - нравственные качества, чувства ответственности, любви и дружбы. Экзюпери призывает нас видеть и чувствовать сердцем, вспомнить об истинных ценностях, которые не купишь ни за какие деньги. Через эту сказку автор пытается достучаться до каждого, дает понять, что многие забыли о таких понятиях как внутреннее благородство, настоящая дружба и любовь, забота о ближнем, добро и преданность. Это произведение призывает систематически выстраивать свои идеи, мысли в правильное сознание личности, наполнить это сознание рациональными алгоритмами в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Безусловно, они, эти идеи и мысли свидетельствуют о позиции самого автора, который не стремится массово обучать совести, этике, нравственности, нет, но тот методологический принцип изложения в книге этих прописных истин является воспитывающим.

Таким образом, повесть «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – это послание последующим поколениям, которое призывает каждого быть добрее, терпимее, призыв любить друг друга. И – это просто сказка, призывающая, как любая другая, к борьбе со злом, к борьбе с баобабами в душе каждого. Это сложно, но не стоит бояться. Всё начинается с малого.

 

Литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький Принц. Сказка. Пер. с франц. и послесл. Н. Галь. – М.: «Дет. лит.», 1978. – 97 c.
  2. Бажов П. П. Сказки. Соч. в 3-х тт. Т. 1. – М.: изд-во «Правда», 1976. – 348 c.
  3. Педагогический аспект сказки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. http://lib.rosdiplom.ru
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, Маленький принц, автор, взрослый, время, планет, произведение, большинство людей, главный герой, устное народное творчество.


Похожие статьи

Прообразы героев произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

Концептуирование художественной ткани романа Сола Беллоу «Герцог»

Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери

В статье авторы приводят краткий анализ философской притчи «Маленький принц», расшифровывая поведение персонажей и аллегории, заложенные в произведении.

Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Главная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (урок чтения и развития речи, 7 класс, УО, 1 вариант)

Особенности речевого поведения персонажей романа «Завтрак у Тиффани» как средства художественной выразительности в контексте лингвостилистики

Скрытая фольклорная основа сказки Г.-Х. Андерсена «Тени»

История создания произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Похожие статьи

Прообразы героев произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

Концептуирование художественной ткани романа Сола Беллоу «Герцог»

Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери

В статье авторы приводят краткий анализ философской притчи «Маленький принц», расшифровывая поведение персонажей и аллегории, заложенные в произведении.

Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Главная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (урок чтения и развития речи, 7 класс, УО, 1 вариант)

Особенности речевого поведения персонажей романа «Завтрак у Тиффани» как средства художественной выразительности в контексте лингвостилистики

Скрытая фольклорная основа сказки Г.-Х. Андерсена «Тени»

История создания произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Задать вопрос