Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №8 (49) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 31.07.2021

Статья просмотрена: 53510 раз

Библиографическое описание:

Безруков, В. С. Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери / В. С. Безруков, Е. А. Кульпинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 8 (49). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/young/archive/49/2615/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы приводят краткий анализ философской притчи «Маленький принц», расшифровывая поведение персонажей и аллегории, заложенные в произведении.

Ключевые слова: Маленький принц, философская притча, любовь, дружба, смысл жизни.

Иллюстрация с сайта SNEG5.com [3]

Феномен сказки «Маленький принц» в том, что, написанная для взрослых, она прочно вошла в круг детского чтения.

Русский перевод «Маленького Принца» нам знаком благодаря замечательной переводчице Норе Галь. Именно она первой представила эту философскую притчу русскоязычным читателям. Так начинается посвящение в её переводе:

«Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки.

<…>

Ведь все взрослые сначала были детьми только мало кто из них об этом помнит». [1, c. 253]

Не всё доступное взрослым откроется сразу детям, ведь многие читатели понимают сказку лишь став взрослыми, и перечитав её. Несмотря на это, дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни. Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, потому что только они умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их практическим значением.

«Маленький принц» и его автор

«Маленький принц» — это философская притча о юном мальчике, странствующем по Вселенной. Он не только посещает одну планету за другой, но и ищет секрет дружбы, суть любви и смысл бытия. Он пытается познать не только окружающий мир, но и самого себя. Самопознание — его основная задача. Мальчик еще развивается, он олицетворяет нежные и невинные детские годы, потому писатель назвал его «маленьким».

Но по какой причине принцем? На собственном астероиде он живёт сам, вся эта территория принадлежит только ему. Он ответственно исполняет свою хозяйственную роль и, невзирая на детский возраст, уже научился ухаживать за собственной землей. Такое поведение наталкивает на мысль, что перед читателем благоразумный молодой человек, который управляет своей планетой, а как его еще можно назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью.

Антуан де Сент-Экзюпери, будучи военным летчиком, в один из вылетов попал в авиационную катастрофу, это случилось в 1936 г. в пустыне в Ливии. Новости о начале войны, воспоминания об авиакатастрофе и бередившие скрытые психологические детские травмы вдохновили Антуана де Сент-Экзюпери на создание сказки.

Сказка была написана в 1942 г. в Америке, через год она уже была доступна для прочтения. Книга стала последним творением писателя и принесла Экзюпери мировую популярность.

Посвящение книги своему приятелю с детских лет (Леону Верту) сделано не случайно. Тот был евреем, страдавшим от гонений во время Второй мировой войны. Он (как и маленький принц) вынужден был покинуть свой астероид — свою родину. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму.

Философская притча «Маленький принц» была переведена с французского на 360 языков мира. С 2020 года Франция ежегодно отмечает День “Маленького Принца”. Такое решение Фонд Антуана де Сент-Экзюпери принял по случаю 120-й годовщины со дня рождения писателя (29 июня 1900 г.), чтобы отдать дань уважения его роману. [3]

Два мира в повести

Два мира представлено в сказке «Маленький принц» — взрослые и дети. В этом произведении деление сделано вовсе не по возрастным признакам. Например, пилот — уже не ребёнок, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. В этом их смысл жизни.

А детская душа жаждет другого — дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения — противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув свой дом, маленький принц на своем пути встречает «странных взрослых», понять которых он не в силах. [4]

Главные герои и их характеристика

  1. Маленький принц — образ частично автобиографичный, хоть и очень сложно себе представить, что молодой летчик когда-то был маленьким мечтателем. Главный персонаж — маленький мальчик, но в тоже время он очень часто оказывается умнее взрослых, которые «очень любят цифры». Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надежностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась дома. В то же время он все еще растет и многих вещей не знает. Например, дружбе он научился лишь на Земле, а свою любовь осознал лишь после разлуки.
  2. Роза. Прототипом Розы стала жена автора — Консуэло, латиноамериканка с горячим нравом. Роза была особенным цветком, маленький принц узнал бы ее среди тысячи других роз, все остальные цветы были для него «пустыми». Она была хрупкой и уязвимой, поэтому мальчик накрывал ее стеклянным колпаком. Зато характер этой дамы был взрывным и капризным: она повелительно обращалась к собеседнику и часто настаивала на чем-то своем. Дружба с ней никак не складывалась.
  3. Летчик играет роль рассказчика в произведении. Несмотря на то, что он опытный мужчина, ему удаётся в одночасье найти общий язык с Маленьким принцем. Все потому, что в детстве он отличался от всех людей, да и позже так не нашел способа понять их и стать таким же, как они. Он лишь приспособился к их порядкам. Непонимание автор показал через рисунки и их трактовку. Рассказчик рисовал одно, а окружающие видели другое. В итоге он разуверился в себе и перестал рисовать, стал летчиком. Но вот гость с другой планеты сразу его понял. Это вселило в сердце пилота надежду, что это не он бездарен, просто все остальные не поняли его. Таким образом, перед нами человек тонкой душевной организации, чутко воспринимающий критику и умеющий ценить духовное родство.
  4. Лис — дикий зверь, который стал настоящим другом Маленькому принцу. Именно он научил его ответственности за того, кого тот приручил. Из его уст часто проскальзывают мудрые советы и нравоучения, вероятно, это универсальный образ наставника, которого каждый из нас рано или поздно встречает на своем пути.
  5. Деловой человек. Ему принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки «Маленький принц», смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Бизнесмен считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания. [5]
  6. Фонарщик. Лишь на пятой планете Маленький принц находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако его астероид — совсем крохотный. Дружба с ним не сложилась, поскольку для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого [4], однако именно его Маленький принц выделил среди всех, встреченных им на разных планетах:

«Вот человек, — сказал себе Маленький принц, продолжая путь, — вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе». [2, глава 14, с. 57]

Если описывать кратко, в путешествиях Маленький принц встретил «странных взрослых»:

  1. Честолюбца, главная цель которого — чтобы его персоной восхищались.
  2. Правителя, уверенного в своей безусловной власти над всеми планетами.
  3. Делового человека — его основное занятие — подсчет астероидов.
  4. Пьяницу, пьющего из-за ощущения вины за злоупотребление спиртным, насколько бы это парадоксально ни прозвучало.
  5. Географа, который за целую жизнь не видел ничего, помимо собственной звезды.
  6. Фонарщика, который постоянно зажигал и тушил фонарь.

Последним местом была Земля, на которой он обрел настоящего друга.

Темы и проблемы

  1. Экзюпери в сказке «Маленький принц» говорит о многих глобальных проблемах. Прежде всего, его беспокоит вопрос смысла жизни. Именно на него ищет ответ маленький путешественник, пробираясь через космические пространства. Очевидно, что большинство его соседей не доходят до сути бытия, они просто живут в привычных рамках и не выходят за пределы маленьких и несчастных мирков. Только Маленький принц отважился идти дальше и взглянуть в душу себе самому. Ведь в общении с обитателями Земли он понял и признал свои ошибки, а в финале вернулся к Розе.
  2. Также автор повествует о любви, дружбе и ответственности. Экзюпери не просто раскрыл тему дружбы или же любви, но и донес до читателя важность ответственности за близкого человека, да и за мир в целом. Герой ежедневно трудился, обороняя свою планету, очищая ее и ухаживая за ней. Также он любил и лелеял Розу, лишь его заботами она осталась жива.
  3. Проблему всепоглощающего зла Экзюпери обозначает на примере баобабов, которые, если их не искоренять, поглотят все живое. Это символ любого паразитизма на Земле. Нужно жить своим трудом, а не нападать на чужие земли, искореняя все живое. Описание жизнедеятельности баобабов — это воплощение антивоенной темы, ведь в образе агрессивных деревьев легко можно увидеть гитлеровскую армию.
  4. Экзюпери в своем произведении остро ставит проблему одиночества, о котором знал не понаслышке, сидя в кабине пилота. Чтобы показать одиночество, автор помещает летчика в пустыню, но, как говорит Маленький принц, одиноким можно быть и среди людей. Эта проблема актуальна в современном обществе как никогда.
  5. Тема разума и чувств. Устами Лиса Экзюпери пытается донести до читателя, что нельзя все увидеть глазами, «зорко одно лишь сердце», как говорит Лис. [6]

Художественные особенности

Каждое издание «Маленького принца» сопровождается авторскими иллюстрациями, которые поясняют содержание книги и обогащают его. Автор выражает свое видение мира через незамысловатые рисунки, знакомые каждому человеку. Они стали популярнее самого произведения.

Книга состоит из развернутых метафор и аллегорий. Так, жители одиноких планет представляют собой популярные человеческие типажи и заблуждения. Король астероида — карликовый деспот, который утешает себя иллюзией власти и могущества, хотя на деле ни на что не влияет. Именно такими являются многие представители правительства. Честолюбца наши современники могут увидеть на просторах социальных сетей, а Экзюпери наверняка находил их повсюду в богемной среде, где принято восхищаться собой и не замечать остальных. Вечно занятый подсчетами деловой человек — это портрет типичного коммерсанта, который все измеряет в цифрах и забывает жить в своем стремлении к подсчетам. Географ — безнадежный теоретик, который не делает ничего из того, что якобы знает.

Весьма интересна композиция «Маленького принца»: «рассказ в рассказе» позволяет читателю находиться сразу в двух реальностях — в пустыне с пилотом и в космосе с маленьким принцем. [6]

Аллегории философской притчи

— Вода — символ жизни, которая утоляет жажду затерянных в пустыни людей и является источником всего живого на Земле. В своей книге Экзюпери придаёт воде особый философский смысл: она является основой жизни и одновременно одной из главных, вечных истин. Одновременно с этим пустыня — символ духовной жажды. Она удивительно прекрасна, потому что именно в пустыне скрываются родники, помочь которые человеку помогает одно лишь сердце.

— Пустыня — символ мира, опустошённого, разрушенного и обезображенного хаосом, войнами, жестокостью, эгоизмом, равнодушием. В этом мире человек погибает от духовной жажды.

— Особое глубинное значение несёт в себе образ планеты, с которой и начал своё путешествие Маленький принц. Она символ дома, символ души человеческой, всего того, что так бережно и трепетно хранит человеческое сердце. Этим автор хотел подчеркнуть, что у каждого человека есть то, чем он больше всего дорожит на свете — своя Родина, своя Роза, свой Барашек и своя путеводная звезда — Мечта, о которой ни в коем случае нельзя забывать. [7]

Немного о дружбе

О дружбе Сент-Экзюпери говорит ещё на первой странице повествования (в посвящении). В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

«Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг», — говорит герой сказки.

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. «Нет в мире совершенства», — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости, осторожности (потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь) и решительности.

— Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

<…>

И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру… Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

— Пожалуйста… приручи меня! [2, глава 21, с 76]

Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить.

Роза — это символ любви, красоты, женского начала

Лис научил Маленького принца тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе. У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, верен в любви и предан в чувствах.

Антуан де Сент-Экзюпери говорит о том, что люди должны научиться взаимно доверять и нести ответственность за всё то, что любят. Смысл книги заключается во фразе:

«Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».

Проблему взаимоотношений мужчины и женщины Экзюпери показывает через отношения Маленького принца и Розы. Более того, в реальной жизни — это отражение отношений автора и его жены. Жить вместе непросто, особенно если характеры не сходятся. Но настоящая любовь вдохновляет людей на самоотречение, заставляет заботиться друг о друге, что бы ни случилось. [6]

Говорящая роза предстаёт нам в образе красивого цветка, который распустился лишь спустя долгое время, ввиду «неподходящих» для условий обитания. Семечко попало на планету ребёнка случайно, из-за чего роза долгое время пребывала в ужасном настроении и отказывалась цвести. Героиня постоянно критикует мальчика и просит всесторонней помощи в защите от ветра, погодных условий и диких зверей, насекомых, хотя тех никогда и не было на планете принца.

Несмотря на скверный характер розы, мальчик всячески пытается угодить ей, выполняя все её прихоти. Лишь когда главный герой собирается в путешествие, эгоистичная особа смягчается и искренне желает счастья своему спасителю, признаваясь тому в любви. Когда мальчик уходит, роза просит его не смотреть на неё, ведь по лепесткам цветка текли слёзы раскаяния за содеянное.

И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. А смысл жизни, призвание человека — в бескорыстной любви к тем, кому он нужен. И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.

Заключение

Характерная особенность философской притчи «Маленький принц» в том, что у неё простая и фантастическая сюжетная линия, однако она имеет поучительный характер, позволяет детям сформировать моральные качества, а взрослым подумать над поведением и мировоззрением.

Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать деньги в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца:

— На твоей планете, — сказал Маленький принц, — люди выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, что ищут...

— Не находят, — согласился я.

— А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды...

— Да, конечно, — согласился я. И Маленький принц сказал:

— Но глаза слепы. Искать надо сердцем. [2, глава 25, с. 89]

Помимо этого, не нужно запираться в своем мирке, отделяясь от остальных. Необходимо найти себя, узнавать новое, выйти из зоны комфорта.

Мы видим, что главная цель написания детской сказки для взрослых «Маленький Принц» — внушение детям простой истины: надо быть верным в любви и дружбе, прислушиваться к голосу сердца, не быть равнодушным к окружающему тебя миру в любой ситуации. [4]

Сент-Экзюпери указывает, что все должны доверять друг другу и быть ответственными за тех, кого любят. История Маленького принца — назидательна и чувствительна. Сказка говорит, что нужно иметь верного друга рядом с собой. Произведение предостерегает от одиночества, учит дружить и ценить любовь. [3]

Через сказочную повесть Экзюпери доносит и до маленьких, и до взрослых читателей о необычайно сложных и философских вещах, от понимания которых зависит мир и благополучие нашего дома — планеты Земля. О необходимости беречь его, а не терзать войнами и конфликтами. Эта мысль была актуальна во время написания книги, и остаётся актуальной по сей день.

Литература:

  1. Галь Нора. Слово живое и мертвое / Нора Галь. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 384 с. — (Эксклюзив: Русская классика). ISBN 978–5–17–112658–2
  2. Сент-Экзепери А. и др. Маленький принц: Сборник сказок / Перевод с французского Нора Галь, художник В. Лесников — М.: Эксмо, 2008. — 464 с., ил. — (Детская библиотека). ISBN 978–5–699–16346–5
  3. Безруков, Вадим Темы любви и дружбы в «Маленьком Принце» Антуана де Сент-Экзюпери / Вадим Безруков. — Текст: электронный // SNEG5.com — Общественно-образовательный портал: [сайт]. — URL: https://sneg5.com/nauka/literatura/malenkij-princ.html (дата обращения: 29.07.2021).
  4. Калинина, А. С. Проблема изучения сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в философском аспекте / А. С. Калинина. — Текст: электронный // studbooks.net — Студенческая библиотека онлайн: [сайт]. — URL: https://studbooks.net/773181/literatura/problema_izucheniya_skazki_antuana_de_sent-ekzyuperi_malenkiy_prints_v_filosofskom_aspekte (дата публикации: 2011 г.; дата обращения: 29.07.2021).
  5. Кириллова, Екатерина «Маленький принц»: анализ. «Маленький принц»: произведение Сент-Экзюпери / Екатерина Кириллова. — Текст: электронный // FB.ru — образовательный портал: [сайт]. — URL: https://fb.ru/article/198117/malenkiy-prints-analiz-malenkiy-prints-proizvedenie-sent-ekzyuperi (дата публикации: 03.08.2015; дата обращения: 29.07.2021).
  6. Анализ произведения «Маленький принц» / Полина Чернышова, Елизавета Буркова. — Текст: электронный // Слово+: [сайт]. — URL: https://ozhegova-slovar.ru/russkij-yazyk/malenkij-princ-analiz.html (дата обращения: 29.07.2021).
  7. Малиновская, Маргарита Сказка «Маленький принц»: анализ произведения, тема, жанр Сказка «Маленький принц» / Маргарита Малиновская. — Текст: электронный // Na5.club: [сайт]. — URL: https://na5.club/literatura/sochineniya/skazka-malenkij-princz-analiz-proizvedeniya-tema-zhanr.html (дата обращения: 29.07.2021).


Ключевые слова

любовь, смысл жизни, дружба, Маленький принц, философская притча

Похожие статьи

«Цветы зла» или «Цветы боли» Шарля Бодлера: новый взгляд на старое название

Данная статья рассматривает проблему интерпретации перевода названия художественного произведения на примере разбора заглавия произведения Бодлера «Les fleurs du mal». Проведённый анализ основывается на макроконтексте всего сборника стихотворении. Ав...

Экфрасис в новелле Чарльза де Линта «В доме врага моего»

В статье анализируются композиционные и сюжетные функции экфразических описаний в новелле «В доме врага моего» канадского писателя Чарльза де Линта, а также рассматривается образ Дома в описаниях вымышленных картин.

Черты жанра утопии в произведении А. де Сент-Экзюпери «Цитадель»

Статья посвящена рассмотрению жанровых черт утопии в творчестве французского писателя А. де Сент-Экзюпери. В основе исследования находится произведение 1948 г. «Цитадель». Тексты произведений рассматриваются в оригинале.

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Мотив раздвоения личности в повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Статья посвящена анализу мотива раздвоения личности главного героя повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Автор выявляет не совсем традиционное раздвоение личности (шизофрению) у главного героя, которое помогает иначе трактовать ...

Проблема необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный»

В статье автор рассматривает проблему необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный», раскрывает причины написания такого произведения и раскрывает актуальность вышеуказанной проблемы на сегодняшний день.

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»

В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.

Сравнительный анализ перевода фразеологизмов в романе «Солярис» Станислава Лема

В статье автор сопоставляет и анализирует переводы фразеологических оборотов, использованных в романе «Солярис», на русский язык.

Похожие статьи

«Цветы зла» или «Цветы боли» Шарля Бодлера: новый взгляд на старое название

Данная статья рассматривает проблему интерпретации перевода названия художественного произведения на примере разбора заглавия произведения Бодлера «Les fleurs du mal». Проведённый анализ основывается на макроконтексте всего сборника стихотворении. Ав...

Экфрасис в новелле Чарльза де Линта «В доме врага моего»

В статье анализируются композиционные и сюжетные функции экфразических описаний в новелле «В доме врага моего» канадского писателя Чарльза де Линта, а также рассматривается образ Дома в описаниях вымышленных картин.

Черты жанра утопии в произведении А. де Сент-Экзюпери «Цитадель»

Статья посвящена рассмотрению жанровых черт утопии в творчестве французского писателя А. де Сент-Экзюпери. В основе исследования находится произведение 1948 г. «Цитадель». Тексты произведений рассматриваются в оригинале.

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Мотив раздвоения личности в повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Статья посвящена анализу мотива раздвоения личности главного героя повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Автор выявляет не совсем традиционное раздвоение личности (шизофрению) у главного героя, которое помогает иначе трактовать ...

Проблема необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный»

В статье автор рассматривает проблему необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный», раскрывает причины написания такого произведения и раскрывает актуальность вышеуказанной проблемы на сегодняшний день.

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»

В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.

Сравнительный анализ перевода фразеологизмов в романе «Солярис» Станислава Лема

В статье автор сопоставляет и анализирует переводы фразеологических оборотов, использованных в романе «Солярис», на русский язык.

Задать вопрос