Функции современной детской литературы (на примере анализа повести Лилии Волковой «Под созвездием бродячих псов») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №9 (39) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.09.2020

Статья просмотрена: 505 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцева, К. В. Функции современной детской литературы (на примере анализа повести Лилии Волковой «Под созвездием бродячих псов») / К. В. Кудрявцева, А. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 9 (39). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/young/archive/39/2167/ (дата обращения: 17.12.2024).



Детская литература — один из интереснейших видов литературы: её специфика, функциональное своеобразие способствуют формированию личности ребёнка, того человека, который став взрослым будет или добрым, честным, порядочным, как этому учит книга, или злым, равнодушным, как к этому неудачный жизненный опыт, неподкреплённый положительным опытом, духовным развитием, которые предлагает детская литература.

Вопрос детской литераторе возник не один десяток лет назад. Он рассматривался в работах: В. Шкловского «Старое и новое: Статьи о детской литературе» [Шкловский 1966, 9], И. Г. Минералова «Детская литература» [Минералов 2005, 5], А. Нуйкина «Еще раз о том, что детская литература — это литература» [Нуйкин 1971, 6]. Однако эти работы дают только общую информацию о детской литературе, ее специфике, функциях, анализируют детские произведения литературы от народных сказок до XX века, не рассматривая в желаемом объеме особенности современной детской литературы, ее функции.

Нас же интересовали функции современной детской литературы (на примере анализа повести Лилии Волковой «Под созвездием Бродячих Псов»).

Повесть Лилии Волковой «Под созвездием Бродячих Псов» признана лучшей детской книгой 2017 года по результатам Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества. На написание книги автора вдохновило общение её собственного сына с дворовым псом по кличке Черныш и участие в конкурсе курортного романа «Дама с собачкой» с зарисовкой о девочке с собакой, которая стоит и смотрит, как мальчика увидит за руку его мама. Объединение Сашки и Летки в один сюжет стало началом для повести.

Повесть называется «Под созвездием Бродячих Псов», её главные герои — подростки. Москвич Сашка, который давно мечтал о собаке, приехал с родителями отдыхать в город у моря и познакомился с девочкой со странным именем Летка (настоящее имя девушки — Женя, имя «Летка» дано на основе сопоставления образа героини с летом, его яркими цветами и теплом). Позже выяснилось, что Летка спасает собак, и дома у неё целый приют для бездомных животных. Сашка и Летка чуть не стали друзьями, но мальчика из-за семейных проблем неожиданно увезли в Москву. Вскоре и Летку родители забирают в большой город. Но даже переехав, Женя продолжила помогать собакам, став волонтёром в приюте. Пути друзей разошлись, но Сашка не забывал Летку, он писал ей письма. Женя не читала их, хранила в сердце обиду на героя. Однако в финале повести мы узнаем, что друзья жили в одном городе, а жизнь вновь свела их пути — они и должны были встретиться, пройдя через многие трудности.

Главное внимание читателя автор сосредотачивает на теме дружбы и бережного отношения к животным. Раскрывая первую тему, автор поднимает следующую проблему: настоящей дружбы, которую важно и необходимо беречь, потому что редко встретишь человека, родственного к твоей душе. Обращаясь ко второй — показывает, что люди обязаны бережно и с любовью относиться к братьям меньшим, ведь они одни из тех, кто любит нас искренне и от чистого сердца, нуждается в нашем внимании и заботе.

Всем ходом повествования, отбором художественных деталей, яркими образами героев писатель утверждает основную мысль — необходимо ценить и беречь своих друзей, в том числе и четвероногих. Автор обращает наше внимание на то, что многие люди, не разобравшись в проблеме, часто перестают общаться с людьми, которые когда-то были им так дороги. Это происходит и с Леткой в отношении друга, и Сашки в отношении отца, ушедшего из семьи. Или отказываются от роли хозяина домашнего питомца, убеждаясь в том, что это нелегко, что это большая ответственность, чем проявляют малодушие, и таких в повести мыслится очень много: собачий приют переполнен брошенными животными. Конечно же, не первое, не второе — недопустимая ошибка. Всегда, в любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком: анализировать, принимать осознанные решения, не причинять боли другим.

Повествование в тексте ведется от лица героя-рассказчика Сашки. Мальчик ярко описывает окружающие места и локации: морской пейзаж, дом Летки, московский двор своего дома. Очень интересно и красиво подчёркивает внешность, характер и действия каждого четвероногого друга Летки, а их, как мы знаем, у неё было очень много. При чтении произведения, в голове у читателя выстраивается яркая и чёткая картинка событий и действий. Благодаря красивым описаниям и рассказам текст укладывается в голове легко и надолго.

Основная форма речи — диалог, позволяющий увидеть разные позиции по вопросам, проследить за мыслями героя по поводу изменения его внутреннего восприятия мира и понять, что его мировоззрение под воздействием общения с девочкой претерпело изменения в лучшую сторону- он стал искренне ценить дружбу, более часто стал логически размышлять и задумываться над важными вопросами жизни, даже взять к примеру развод его родителей и новую женщину отца. После всех событий Сашка стал замечать за своей мамой то, что не видел раньше, поэтому стал больше ценить её чувства.

Примечательно, что время действия — лето, после чего оно перетекает в остальные времена года. Лето ассоциируется с расцветом жизни человека, самыми яркими и лучшими моментами в его жизни: таким лето становится в жизни всех героев этой повести: Сашка и Летка находят друг друга, обретают четвероногих друзей, дарят им новую, лучшую жизнь, родители юноши находят в себе силы признаться в несостоятельности своих отношений, разводятся и находят близких по духу людей, родители Летки учатся понимать её, быть настоящими родителями. Основное место действия- море, куда Сашка и родители приехали на отдых. Именно на берегу моря он встречает свою подругу Летку. Именно там и начинают завязываться все события в последующем времени. Автор ярко и красочно описывает всё происходящее в этом месте. Море является основной локацией произведения, потому что именно с него начинается общение главных героев и основные сюжеты связаны именно с ним.

Конечно, для постижения смысла произведения важна созданная автором система образов, среди которых можно выделить главных героев — Сашу, Женю, собак, с которыми взаимодействуют герои, и второстепенных: родителей Сашки и Летки, хулигана в начале произведения на берегу моря, бабушки Жени, новой женщины отца Саши, новой подруги Жени, женщины из приюта, которая принимала Летку волонтером.

Обе проблемы текста раскрываются через понимание образов главных героев повести. Сашка — это человек, для которого свойственно много размышлять и помогать окружающим. Уже в его портрете мы угадываем такие качества характера, как доброта, отзывчивость, любовь к животным: «Сашке нравились чау: большие, молчаливые, с пышными штанами и фиолетовыми языками. Ему вообще нравились собаки. Любые. Он давно решил: когда-нибудь у него обязательно будет собака». Не менее ярок и психологический портрет Сашки: когда Летке понадобилась помощь, еще совсем не зная её, он без раздумий оказал помощь девочке. Этот герой часто сравнивает окружающих его людей и собак с разными объектами. Он добродушен, но при этом решителен: сделал первый шаг к знакомству. Но в некоторых ситуациях он проявлял себя неоднозначно. Например, когда узнал о новой женщине отца. Речевая характеристика героя говорит о его образованности: он довольно грамотен и умён не по своим годам.

Летка очень активная, живая и уверенная в отличие от спокойного друга. Женя очень любит собак, она проявляет свои чувства через помощь и заботу четвероногим. Во дворе у бабушки был её собственный приют, где она лечила и кормила бездомных. По натуре она также оказалась резкой и твёрдой. Благодаря своей прямолинейности и решительности говорила только правду и только то, что думает сама по какому-либо поводу. Это можно было заметить в её словах по отношению к людям, когда Сашка спросил про раненого пса Мушку: «Люди с ней случились»,- Летка сказала это резко и зло. А потом пробормотала почти неслышно: «Хотя разве это люди? Это… вообще не знаю кто!» [Волкова 2017, 1]. Женя не боялась лечить животных, она твёрдо считала себя в ответе за тех, кого приручила.

Отношение автора к героям однозначно: он позитивно относится к каждому. Через их действия автор хочет показать, как нужно дружить, как нужно заботиться о животных. Ярко описывая каждого персонажа, оставляет эмоционально позитивный след в сердце каждого читателя, тем самым передавая свою любовь к героям.

Без всякого сомнения обладает огромным образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом.

Читая произведение, юный читатель может узнать много нового об особенностях взаимоотношений между людьми, об уходе за собаками, их лечении, об их повадках, особенностях поведении, породах. В этом проявляется познавательная (гносеологическая) функция детской литературы: через анализ поступков героев, читатель знакомится с миром людей и явлений, миром животных, выражается образовательный потенциал повести.

Развивающий потенциал повести проявляется в гедонистической и коммуникативной функциях текста. Читая повесть, ребёнок наслаждается развязкой сюжета, получается удовольствие от того, что всё разрешилось в пользу уже полюбившихся ему героев, что способствует формированию его любви к чтению, анализу текста.

Без всякого сомнения самый выраженный потенциал, заложенный в повести, — это воспитательный. Читатель приобщается к универсальным ценностям человеческого бытия: истинной дружбе, человечности, ответственности за жизнь и здоровье братьев наших меньших. Ребёнок узнает, что важно, чтобы быть настоящим другом, каких ошибок в дружбе стоит избегать, почему бросать животных безнравственно, бесчеловечно и недопустимо, как стать настоящим человеком, таким какими являются главные герои повести.

Таким образом, в повести Л. Волковой «Под созвездием Бродячих Псов» наиболее выражен воспитательный потенциал детской литературы. Писатель призывает читателя стать в первую очередь хорошим, добрым, отзывчивым, умеющим дружить человеком. По его мнению, это залог счастливой жизни, а научиться этому можно только в детстве.

В ходе исследования выявлено, что функции детской литературы определяют ее роль в обществе — развивать (в широком смысле) и воспитывать детей средствами художественного слова. Тем не менее та или иная функция выражена в любом литературном произведении в большей или меньшей степени. В современной детской литературе преобладают воспитательная, образовательная и воспитательная функции. Это же мы видим в повести Лилии Волковой «Под созвездием Бродячих Псов».

Литература:

  1. Волкова Л., Повесть «Под созвездием Бродячих Псов» [Электронный ресурс]: Сайт «Книгуру». Режим доступа: http://kniguru.info/korotkiy-spisok-vosmogo-sezona/pod-sozvezdiem-brodyachih-psov. Дата обращения — 09.02.2020.
  2. Лебедев Ю., История русской литературы XIX века. Часть 2. [Учебное пособие]: Ю. Лебедев / Учебник для педагогических ВУЗов — М.: Просвещение, 2007, — 367 с.
  3. Минералов, И. Г. Детская литература [Учебное пособие]: для студентов высших учебных заведений, И. Г. Минеровалов — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
  4. Шкловский В., Старое и новое: Статьи о детской литературе/ В. Шкловский. — М., 1966, 160 с.


Похожие статьи

Циклический архетип времени в современной научной фантастике (на материале рассказа К. Чихунова «Цитадель»)

Специфика экранизации литературных произведений на примере книги Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

Функции прецедентных феноменов в художественном тексте (на материале романа В. Пелевина «Числа»)

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа «Большая дама с маленькой собачкой»)

Проблемы восприятия зарубежной литературы обучающимися в школе (на примере изучения повести А.Камю «Посторонний»)

Метафора как средство реализации лингво-культурологического кода (на материале поэзии В. Ф. Ходасевича)

О структуре художественного образа (на материале романа А. Рекемчука «Нежный возраст»)

Образное содержание концепта «Женщина» (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Типические черты «токаревской героини» (на материале творчества Виктории Токаревой)

Функции и роль прозвищ в художественном тексте (на материале произведений детских писателей ХХ века)

Похожие статьи

Циклический архетип времени в современной научной фантастике (на материале рассказа К. Чихунова «Цитадель»)

Специфика экранизации литературных произведений на примере книги Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

Функции прецедентных феноменов в художественном тексте (на материале романа В. Пелевина «Числа»)

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа «Большая дама с маленькой собачкой»)

Проблемы восприятия зарубежной литературы обучающимися в школе (на примере изучения повести А.Камю «Посторонний»)

Метафора как средство реализации лингво-культурологического кода (на материале поэзии В. Ф. Ходасевича)

О структуре художественного образа (на материале романа А. Рекемчука «Нежный возраст»)

Образное содержание концепта «Женщина» (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Типические черты «токаревской героини» (на материале творчества Виктории Токаревой)

Функции и роль прозвищ в художественном тексте (на материале произведений детских писателей ХХ века)

Задать вопрос