«Баба да кошка в избе, мужик да собака во дворе»: сравнение образов кошек и собак в пословицах и стихах | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые юные ученые Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №10 (62) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 01.11.2022

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Гунин, М. Р. «Баба да кошка в избе, мужик да собака во дворе»: сравнение образов кошек и собак в пословицах и стихах / М. Р. Гунин, О. А. Масько. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 10 (62). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/62/3255/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цель статьи — определить, как на протяжении веков изменялись представления о кошках и собаках. Для этого смысловому анализу были подвернуты пословицы, поговорки и детские стихи о собаках и кошках, а также проведен опрос учеников гимназии № 14 г. Волгограда.

Ключевые слова: пословицы, поговорки, смысловой анализ, анкетирование.

Собаки и кошки — самые старые друзья человека: ученые считают, что одомашнивание волка произошло 10–15 тысяч лет назад [7], а дикой кошки — 10–12 тысяч лет назад [3]. Нам очень интересно было проследить, как менялось отношение человека к этим домашним животным. Для этого мы решили найти пословицы и поговорки, а также детские стихи, в которых упомянуты собаки и кошки, и сравнить те свойства, которые приписываются этим животным. Кроме того, мы провели опрос учеников гимназии № 14 г. Волгограда для того, чтобы узнать, что думают современные дети о своих любимых питомцах.

Таким образом, перед началомнашего исследования мы поставили следующие задачи:

1) изучить пословицы о собаках и кошках и выявить основные свойства характера и внешности собак и кошек, которые в них упоминаются;

2) изучить детские стихи о кошках и собаках и выявить основные свойства характера и внешности собак и кошек, о которых пишут авторы;

3) провести опрос учеников моей школы и выявить, как они воспринимают характер и внешность собак и кошек;

4) обратить внимание школьников на важность ответственности за своих домашних питомцев.

Рабочая гипотеза нашего исследования . Впословицах и детских стихах отражены различия кошек и собак, а в восприятии современных детей будет выявлено больше сходств, чем различий. Причина этому может быть в современном укладе жизни: сегодня мы заводим питомцев не для пользы, а только для дружбы и уюта, поэтому различия между ними не так важны.

Методы исследования: изучение литературных произведений, анкетирование, смысловой анализ, сравнение.

Материал исследования: русские пословицы и поговорки о кошках и собаках (64 пословицы и поговорки), стихи о кошках и собаках (всего 24 текста), ответы учеников моей школы на вопросы анкеты (96 учеников 1, 5 и 9 классов) .

Практическое применение : результаты работы можно использовать как материал для сообщений на тематических уроках.

Происхождение пословиц и поговорок уходит вглубь веков. Эти изречения отражают народную мудрость и доносят до нас многие важные мысли наших предков [1]. Важно отметить, что пословицы и поговорки — тексты устного народного творчества, поэтому они отражают быт и ценности повседневной жизни, в отличие от других древних текстов [5]. Именно поэтому они хорошо подошли для решения наших исследовательских задач.

Детские стихи — это поэтические произведения, которые адресованы самым юным читателям. Они касаются тех проблем, которые интересуют детей. В то же время, любой поэтический текст выражает важные мысли и переживания при помощи художественных образов. Именно содержание художественных образов стало важным для нашего сравнительного анализа.

Нам удалось найти 23 пословицы о собаках, 27 пословиц о кошках и 14 пословиц, в которых кошки сравниваются с собаками или описываются их отношения [1, 5]. Такое количество пословиц говорит о том, что и кошки, и собаки были очень важны для простых русских людей в прошлом.

Также мы отобрали 10 стихов современных русских поэтов о собаках: «Вакса-Клякса» (Самуил Маршак), «Важный совет» (Сергей Михалков), «Жила-была собака» (Ирина Пивоварова), «Бульдог» (Эмма Мошковская), «Барбосы» (Борис Заходер), «Гулял по улице щенок» (В. Левин), «Лайка» (Тамара Логачева), «Друг» (Татьяна Агибалова), «Драки, знаки и собаки» (Николай Грахов), «Мой дружок» (Галина Голова) и 10 стихов современных русских поэтов о кошках: «Что за прелесть мой Мурлыка» (Л. Чарская), «Раньше всех проснулся кот» (С. Черный), «Котик мягенький» (Ю. Мориц), «Букет котов» (Ю. Мориц), «Кот Василий, где ты был?» (А. Крылов), «Дрожа от лютой стужи» (В. Берестов), «У кота-воркота» (Е. Благинина), «Как комочек шерстяной» (Б. Ханин), «Любит кот на солнце греться» (В. Капустина), «Едва глаза откроет кот» (М. Карем).

Наконец, наша анкета для опроса учеников выглядела так:

Таблица 1

Анкета для школьников

Оставь эту графу пустой

1

У тебя есть кошка или собака?

2.

Как ее/его зовут?

3.

Подчеркни качества,

которые есть у кошек

(внизу допиши свои): ↓

милые

сильные

верные

красивые

добрые

послушные

полезные

озорные

вредные

полезные

ласковые

агрессивные

хитрые

проворные

разборчивые в еде

задиристые

смешные

уютные

энергичные

4.

Подчеркни качества,

которые есть у собак

(внизу допиши свои): ↓

милые

сильные

верные

красивые

добрые

послушные

полезные

озорные

вредные

полезные

ласковые

агрессивные

хитрые

проворные

разборчивые в еде

задиристые

смешные

уютные

энергичные

5

Кошки и собаки чаще дружат или дерутся?

На первой стадии своей работы мы изучали пословицы и поговорки о собаках и кошках. Вот главные выводы из этого анализа. В пословицах показаны такие наблюдения русского народа за поведением собаки: свирепость, ум, коварство, способность к обучению, способность сторожить дом . Для русского народа в древности важны были способности собаки, связанные с пользой для человека : собака сторожит дом и семью от злых людей. В пословицах о кошках описаны совсем другие качества кошек: они разборчивы в еде, ленивы и своенравны, любят поспать на печи, поиграть, полакомиться. Они охраняют дом от мышей, но и сами могут украсть у хозяина еду . В тех пословицах, где говорится одновременно и о собаках, и о кошках, чаще всего подчеркивается неравенство их положения : кошка на печи в доме, а собака в конуре на улице. Реже упоминается их непримиримая вражда . Получается, что образ собаки — образ свирепого хищника, грозного и коварного стража, а образ кошки — образ своенравного и ленивого домашнего хищника, грозы мышей. В тех пословицах, где кошки и собаки встречаются вместе, в основном подчеркивается неравенство их положения и их вражда.

На второй стадии нашего исследования мы читали и выписывали те качества и характеристики, которые поэты отмечают у кошек и собак и описывают в своих стихах. Вот что у меня получилось. Чаще всего в стихах о собаках говорится о таких качествах характера собаки: умная, верная, воспитанная, послушная, умеет дружить . Люди ценят собаку за эти качества и ожидают от собаки, что она будет такой. В прочитанных мной стихах кошки чаще всего описываются с точки зрения своих внешних качеств: мягкая, пушистая шерстка, горящие глаза, грациозные движения, мурчание . Поэты подчеркивают такие свойства характера кошек как их игривость, избалованность, чистоплотность, склонность к воровству . В стихах, в которых сравниваются собаки и кошки, или дается описание их отношений, авторы чаще всего подчеркивают соперничество и вражду между ними . В сравнении с собаками, кошки показаны как более красивые и своенравные, но менее верные и дружелюбные . Еще в таких стихах показано, что кошек любят незаслуженно, а собак только за заслуги . Итак, в стихах кошек ценят за красоту, а собак — только за заслуги, кошкам прощается все, даже воровство, а от собак человек ждет верности, службы, медалей, заслуг и т. д.

На третьей стадии исследования мы провели опрос учеников гимназии № 14 г. Волгограда. Мы предложили им анкету (см. Таблицу 1) с вопросами об их отношении к собакам и кошкам. В основе нашего исследования была гипотеза, что сейчас дети не видят отличий между собаками и кошками. Потом мы произвели подсчеты и вот, что у меня получилось.

Получается, что дети выделяют похожие, но немного разные свойства у кошек и собак. Кошкам они чаще всего приписывают такие качества: милые, красивые, озорные, ласковые, энергичные, хитрые, смешные, уютные, добрые, разборчивые в еде. Собакам дети чаще всего приписывают немного другие качества: милые, верные, сильные, добрые, полезные, смешные, энергичные, послушные, красивые, ласковые, озорные. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась только частично: многие важные различия стерлись (многие дети считают, что и кошки, и собаки одинаково милые, добрые, смешные, красивые), но в то же время различия в восприятии кошек и собак остались (собак считают более верными, полезными, сильными, послушными, чем кошек).

Общий вывод из нашего исследования таков: за века мнение людей о собаках и кошках сильно изменилось. Сначала их ценили только за полезность в хозяйстве, потом кошек стали больше ценить за красоту, а собак за заслуги. А сейчас мы одинаково любим и ценим кошек и собак, хотя и понимаем, что кошки более уютные и хитрые, а собаки более верные, сильные и полезные. Половина детей считает, что кошки и собаки чаще дерутся, а другая — что они чаще дружат.

Литература:

1. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. — М.: «Правда», 1990.

2. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. / Под ред. Маркушевича. Том 11 «Язык и литература». — М.: «Педагогика», 1976.

3. Дудникова С. С., Есауленко О. В. Кошки: самая полная иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Издательство «Э», 2016.

4. Интерактивная энциклопедия в вопросах и ответах. — М.: «Махаон», 2019..

5. Кирдан Б. П. Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В. И. Даля. М. 1987.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992.

7. Травина В. И. Собаки. Энциклопедия. М.: РОСМЭН, 2014. — 96 с.



Ключевые слова

анкетирование, пословицы, поговорки, смысловой анализ

Похожие статьи

Восприятие устаревших слов в сказках А. С. Пушкина современными школьниками

Цель статьи — проанализировать устаревшие слова в трех сказках А. С. Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». Методом сплошной выборки был составлен список устаревших слов и затем проведен...

Программа проведения занятия «И кот ученый свои мне сказки говорил» с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья

На занятии «Литературная гостиная» на тему: «И кот ученый свои мне сказки говорил» воспитанники с ограниченными возможностями здоровья побывают в гостях у сказки великого русского сказочника, поэта и писателя А. С. Пушкина, вспомнят произведения поэт...

Чеховская галерея говорящих фамилий в картинках и мемах

В статье рассматривается возможность использования иллюстраций и мемов с целью популяризации произведений раннего творчества Антона Павловича Чехова. Раскрываются причины отсутствия интереса к произведениям Чехова и говорящим фамилиям в них, изучены ...

Баба-яга — забытый герой русских сказок

Материалом статьи явилось содержание проектной работы, разработанной и представленной учащимся первого класса. Учитывая интерес младших школьников к такому виду современного искусства как фэнтези, нами был проведен анализ и обобщен материал на основе...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Организация «диалога культур» на уроке английского языка на основе сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок»

Статья посвящена теоретическому обоснованию использования сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в качестве основы для организации диалога культур на уроках английского языка. Автор также приводит примеры методических приемов, которые могут быть реализо...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений)

В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплени...

О неудачах иранских студентов в русской орфографии

В статье делается попытка проанализировать орфографические ошибки, допущенные персидскими студентами-русистами в написанных ими сочинениях на русском языке, а также дается ряд рекомендаций по их предупреждению и устранению. Результаты анализа демонст...

Травянистые сосудистые растения города Лабытнанги

С начальных классов мы интересуемся историей, географическими особенностями, экологией родного края. И каждый раз сталкиваемся с рядом противоречий, например: 1. С одной стороны знание лекарственных свойств брусники, черники, иван-чая с другой сторо...

Похожие статьи

Восприятие устаревших слов в сказках А. С. Пушкина современными школьниками

Цель статьи — проанализировать устаревшие слова в трех сказках А. С. Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». Методом сплошной выборки был составлен список устаревших слов и затем проведен...

Программа проведения занятия «И кот ученый свои мне сказки говорил» с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья

На занятии «Литературная гостиная» на тему: «И кот ученый свои мне сказки говорил» воспитанники с ограниченными возможностями здоровья побывают в гостях у сказки великого русского сказочника, поэта и писателя А. С. Пушкина, вспомнят произведения поэт...

Чеховская галерея говорящих фамилий в картинках и мемах

В статье рассматривается возможность использования иллюстраций и мемов с целью популяризации произведений раннего творчества Антона Павловича Чехова. Раскрываются причины отсутствия интереса к произведениям Чехова и говорящим фамилиям в них, изучены ...

Баба-яга — забытый герой русских сказок

Материалом статьи явилось содержание проектной работы, разработанной и представленной учащимся первого класса. Учитывая интерес младших школьников к такому виду современного искусства как фэнтези, нами был проведен анализ и обобщен материал на основе...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Организация «диалога культур» на уроке английского языка на основе сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок»

Статья посвящена теоретическому обоснованию использования сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в качестве основы для организации диалога культур на уроках английского языка. Автор также приводит примеры методических приемов, которые могут быть реализо...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений)

В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплени...

О неудачах иранских студентов в русской орфографии

В статье делается попытка проанализировать орфографические ошибки, допущенные персидскими студентами-русистами в написанных ими сочинениях на русском языке, а также дается ряд рекомендаций по их предупреждению и устранению. Результаты анализа демонст...

Травянистые сосудистые растения города Лабытнанги

С начальных классов мы интересуемся историей, географическими особенностями, экологией родного края. И каждый раз сталкиваемся с рядом противоречий, например: 1. С одной стороны знание лекарственных свойств брусники, черники, иван-чая с другой сторо...

Задать вопрос