Образ собаки в художественных произведениях | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 3793 раза

Библиографическое описание:

Штоль, М. Е. Образ собаки в художественных произведениях / М. Е. Штоль, Е. А. Салахова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3556/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: собака, хозяин, преданность, рассказ, художественная литература.

Среди животных, ставших персонажами литературных произведений, особое место занимают собаки. Это неслучайно: собака — первое животное, которое человеку удалось приручить. У большинства древних народов собака пользовалась большим почтением: была героем мифов и легенд, важным звеном в культе мертвых. Верность и преданность людям, близость к дому и быту ребенка сделали собак излюбленными героями отечественной и зарубежной литературы для детей. Хотя образ собаки встречается достаточно часто в литературе, в каждом произведении он имеет свои особенности.

Первый рассказ для анализа в моем исследовании «Сны Чанга» И.Бунина. Чанг и капитан встретились шесть лет назад. Они давно перестали выходить в море: живут в нищете, спят на пятом этаже, на чердаке. Комната у них неуютная, Чанг спит в углу, а хозяин — на кровати. За эти годы и пёс, и капитан постарели. Капитан думает о чем-то, не открывая глаз, а Чанг засыпает снова. Ему снится палуба, китаец, который продает рыбу. В лодке сидит рыжий щенок. Этот щенок и есть Чанг. Капитан покупает его и увозит в Россию.

Вдруг собака пробуждается, ложится в ноги хозяину, так как переполняет нежность к человеку. Во сне пес видит моменты из прежней жизни: опрятного и чистого хозяина, который кормит его, Чанга, хлебом с молоком. Они плывут по Красному морю в Одессу, к жене и дочке капитана. Хозяин ласково разговаривает с Чангом.

Реальность иная: капитан и его пёс каждый день ходят по ресторанам. Там играют скрипки: «Он всем существом своим отдается музыке, покорно следует за ней в какой-то иной мир — и снова видит себя на пороге этого прекрасного мира, неразумным, доверчивым к миру щенком на пароходе в Красном море»... [1].

Именно Чанг находит своего хозяина мертвым: «Чанг издает такой отчаянный вопль, точно его сшиб с ног и пополам перехватил мчащийся по бульвару автомобиль»... [1]. О его состоянии сложно читать без слез: «…теперь Чанг не чувствует даже ужаса. Он лежит на полу, мордой в угол, крепко закрывши глаза, чтобы не видеть мира, чтобы забыть о нем. И мир шумит над ним глухо и отдаленно, как море над тем, кто все глубже и глубже опускается в его бездну» [1].

У Чанга новый хозяин, на чердаке стала уютно, но пес с тоской ностальгирует о прежней жизни, о своем капитане: «…Если Чанг любит и чувствует капитана, видит его взором памяти, того божественного, чего никто не понимает, значит, еще с ним капитан…» [1].

Сны Чанга помогают глубже проникнуть в мир собаки, показать переживания и чувства животного, которые не отличаются, а порой и глубже человеческих. Рассказ учит тому, что собаки, как и люди, могут чувствовать, переживать, скорбеть. Этот рассказ о невероятной преданности: с уходом капитана стало уютнее, сытнее, но Чанг в мечтах живет со своим хозяином.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» Г. Б. Троепольского — это трогательная история о непростой судьбе пса, который был очень предан своему хозяину.

Бим — это шотландский сеттер, который был наделен нестандартным для его породы окрасом: сам он был белый, а ухо — черным. Проживал он в квартире одинокого пенсионера, своего хозяина, бывшего журналиста: «Биму было тепло и уютно. Он тут же на всю жизнь понял: «хорошо» — это ласка, благодарность и дружба» [2]. На пенсии мужчина увлекся охотой. Когда он выезжал на туда, то постоянно брал с собой свою любимую собаку: «Друзья все больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных — человек и собака»... [2].

Но счастье собаки было недолгим. Однажды у хозяина случился сердечный приступ, и скорая помощь увезла его на операцию в больницу: «горестное состояние хозяина, волнение Степановны и то, что она взяла со стола ключи, — все это передалось Биму, и он находился в тревожном ожидании» [2]. Бедный Бим остался на попечение у соседки, которая не любила животных. Поэтому, пока хозяин находился в больнице, Бим гулял на улице сам. Не понимая, куда делся его хозяин, пес сильно скучал и отказывался от еды. Так Бим решил отправиться на поиски своего хозяина. Брать след он умел, ведь он все-таки был охотничий пес.

Бим начал ходить по улице, надеясь на то, что он все же встретит своего хозяина. Там он понял, что не все люди бывают добрыми: «большинство из них — добрые, но такие шли по улицам молча, а нехорошие всегда много болтали» [2]. Судьба научила пса различать добро и зло. Однажды на улице Бим встретился со скандальной женщиной. Она говорила всем, что пес опасен и хотел ее покусать. В конечном итоге она станет причиной его гибели.

Многое пришлось пережить одинокому псу. Он чуть не погиб под поездом и с тех пор начал хромать.

Блуждая по тем местам, где когда-то он ходил со своим хозяином, Бим случайно попадает к пастуху. Ему очень понравилось жить в семье пастуха. Но однажды сосед попросил, чтоб новый хозяин дал ему Бима на охоту. Там он избивает пса и оставляет его умирать.

Бим выжил, но отправился в город. В нем он случайно находит дом знакомого мальчика, но отец отвозит Бима в лес и уезжает: «собаки понимают людей, а люди не всегда понимают собак и даже друг друга» [2]. Далее собака оказывается в питомнике для бездомных собак. Хозяин нашел его, но было слишком поздно: «очень больно внутри, а друга нет, и все тут. Как лебедь умирает после потери любимой, взмывая вверх и бросаясь оттуда камнем, как журавль, потеряв родную и единственную журавлиху, вытягивается плашмя, распластав крылья, и кричит, кричит, прося у луны смерти так тогда и Бим», «собаки умирают молча»... [2].

Весной в квартире хозяина Бима вновь появляется такой же маленький шотландский сеттер по имени Бим, его привез раскаявшийся отец мальчика.

Читая данное произведение, полностью погружаешься в атмосферу любви, верности, преданности и доброты, несмотря на черствость и злость некоторых людей. Качества собаки противопоставлены качествам характера людей: в мире пса нет равнодушия, жестокости, подлости. Именно всему этому учит каждый герой, описанный в книге.

В рассказе А. П. Чехова «Каштанка» главный герой — одинокая собака, которая стала такой потому, что потеряла своих хозяев, которыми, по-видимому, очень дорожила: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» [3]. Ее хозяином был столяр, которого звали Лука Александрович, после расставания с ним она очень грустила. Эта собака необыкновенно преданная, и к тому же, она еще и необычная. Она выглядит очень симпатичной и благородной, но в ее облике все-таки есть что-то от дворняжки.

Каштанка слонялась по улице долгое время, пока ее не встретил дрессировщик из цирка. Он подобрал собаку, так как пожалел ее, а затем она ему очень понравилась. Он пригласил ее к себе, так как на улице было холодно, а к тому же близилась ночь. Он покормил ее, и даже дал маленький матрасик для подстилки. Так у нее появился новый хозяин.

Когда собачка проснулась, она стала инстинктивно обнюхивать помещение, все рассматривать. Одна из дверей скрывала за собой какое-то грязное помещение. Так Каштанка столкнулась с гусем и котом, которые сразу же начали шипеть на нее. Но когда появился хозяин, все успокоилось и заняли свои места в доме.

Странные вещи принес с собой хозяин: пистолет и колокол. Именно с ними гусь, по имени Иван Иваныч, стал делать странные вещи, по человеческому — трюки. Вскоре собака видит, что появляется свинья, не слишком красивая, но добродушная. И теперь Каштанка живет вместе с ними в одной комнате, а называет ее хозяин Теткой, она стала артисткой цирка.

Вскоре Каштанка случайно находит своих бывших хозяев и уходит с ними. Это происходит тогда, когда Каштанка выступает, а среди зрителей оказываются ее бывшие хозяева: «Каштанка на звук своего настоящего имени бежит за ними», «она давно уже идет за ними и радуется, что жизнь ее не обрывалась ни на минуту» [3].

Этот рассказ повествует о преданности маленького животного с большим сердцем. Каштанка страдает от несовершенства отношений между людьми, размышляет о своих переживаниях, анализирует поведение других «Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков… первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры» [3].

Для анализа идейно-художественной роли образа собаки в художественной литературе мной было прочитано и проанализировано три произведения.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

— образ собаки занимает особое место в художественной литературе, в том числе детской;

— рассказ «Сын Чанга» демонстрирует тот факт, что собаки, как и люди, могут чувствовать, переживать, скорбеть. Этот рассказ о невероятной преданности: с новым хозяином жить лучше, но Чанг постоянно грустит о своем капитане.

— повесть «Белый Бим Черное ухо» показывает читателю, что в мире собак нет равнодушия, жестокости, подлости.

— рассказ «Каштанка» учит невиданной преданности, на которую способно даже крошечное существо с большим сердцем.

В каждом произведении собака — верный друг, но задачи у авторов текстов были разные. Чанг — животное, обладающее человеческими эмоциями, Белый Бим Черное ухо — показывает, что человеческий мир отстает в своем нравственном развитии от собачьего, Каштанка — символ преданности.

Произведения о собаках нужны и важны в любое время и в любом возрасте, так как они учат ценить животных, дорожить ими, быть ответственными и добрыми.

Литература:

  1. Бунин И. А. Сны Чанга. Электронный ресурс URL: https://ilibrary.ru/text/1177/p.1/index.html (Дата обращения: 16.02.2023)
  2. Троепольский Г. Н. Белый Бим Черное ухо. Электронный ресурс URL: https://azbyka.ru/fiction/belyj-bim-chernoe-uho-troepolskij/ (Дата обращения: 16.02.2023)
  3. Чехов А. П. Каштанка. Электронный ресурс URL: https://ilibrary.ru/text/1146/p.1/index.html (Дата обращения: 16.02.2023)


Похожие статьи

Образ солдата в сказках народов России

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Кукушка: разрушаем стереотипы...

В статье автор рассматривает образ кукушки в фольклорных и литературных произведениях.

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Эти удивительные кошки

Проблемы социальной активности молодёжи в духовно-нравственном воспитании

Изучение жанра очерка в школе

Некоторые особенности и черты реализма в произведениях Джейн Остен

В данной статье рассматривается особенности произведений Джейн Остен. Анализируется ее мастерство стиля описание обыденных историй XVIII-XIX веков психологически пронизанными изящной иронией искусство.

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Похожие статьи

Образ солдата в сказках народов России

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Кукушка: разрушаем стереотипы...

В статье автор рассматривает образ кукушки в фольклорных и литературных произведениях.

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Эти удивительные кошки

Проблемы социальной активности молодёжи в духовно-нравственном воспитании

Изучение жанра очерка в школе

Некоторые особенности и черты реализма в произведениях Джейн Остен

В данной статье рассматривается особенности произведений Джейн Остен. Анализируется ее мастерство стиля описание обыденных историй XVIII-XIX веков психологически пронизанными изящной иронией искусство.

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Задать вопрос