Элементарная рассудочная деятельность собак | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая научная новизна Необычная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 02.05.2022

Статья просмотрена: 2641 раз

Библиографическое описание:

Власова, Е. А. Элементарная рассудочная деятельность собак / Е. А. Власова, Е. А. Баева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3059/ (дата обращения: 16.11.2024).



В реалиях современного мира у многих людей есть домашние питомцы — собаки, и ответственные владельцы хотят разобраться в поведении и мышлении своих четвероногих любимцев и наладить доверительные отношения с ними. У собак присутствует элементарное мышление, проявляемое в виде рассудочной деятельности. В данной статье раскрыта история изучения элементарного мышления собак, описан опыт наблюдения за собаками и примеры проявления ими рассудочной деятельности, а также даны практические рекомендации по выстраиванию позитивных взаимоотношений с собакой в домашних условиях.

Ключевые слова : мышление, рассудочная деятельность, инстинкт, поведенческий акт, рефлекс

Представления человека о поведении животных развивались вместе с его общими знаниями о природе. Во всех сферах своей деятельности с древнейших времен человек в той или иной степени зависел от животных, и поэтому для него было важно понимать закономерности их поведения. Задолго до первых научных исследований в этой области у людей постепенно накапливались эмпирические знания о повадках и образе жизни животных. В процессе одомашнивания диких животных формировались и первые представления о наследственной основе поведения, поскольку одновременно с хозяйственно полезными морфологическими признаками человек производил отбор и по полезным признакам поведения, таким как отсутствие агрессивности, «контактность», послушание, сторожевое поведение и т. д. [3]

Еще в ХIХ в. целый ряд ученых исследовал происхождение различных действий животных. Например, Ч. Дарвин верно выделил три главные категории поведения животных: инстинкт, обучение и рассуждение. Эта классификация представляется более верной и является общепринятой и в наши дни. Рассмотрим каждую из этих категорий:

  1. Инстинкт: совокупность врождённых стремлений и желаний, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.
  2. Обучение: кроме инстинктов, у животных есть способность, служащая для приспособления к условиям среды обитания, в виде разных форм обучения, в основе которых лежит память.
  3. Рассуждение: тип поведения, являющийся для животного самым сложным, так как именно с его помощью адаптация животного при первой встрече с окружающей средой. [2]

Таким образом, любой поведенческий акт является переплетением безусловных, условных рефлексов и элементарной способности к рассуждению. Последняя, в ходе многочисленных исследований, и была выделена в отдельное понятие «рассудочная деятельность».

О рассудочной деятельности животных учёные спорили в течение всего XX в. В 1930 г. К. Келлер высказал предположение, что критерием разумного поведения является способность животных решать задачи с учётом всей ситуации в целом. Ученик И. П. Павлова И. С. Бериташвили в 1947 г. писал, что у животных в мозгу образуются образы объектов в сочетании с их местоположением в пространстве. [6]

Рассудочная деятельность отличается от обучения тем, что животное, столкнувшись с новой для себя ситуацией, с первой попытки строит правильную модель поведения.

Важнейший вклад в изучение этого вопроса внёс российский учёный, профессор Л. В. Крушинский. В своей книге «Биологические основы рассудочной деятельности» ученый дает следующее определение рассудочной деятельности животных: «Рассудочная деятельность — это способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых для организма условиях». [4]

Главная функция рассудочной деятельности состоит в отборе той информации о среде, которая необходима для наиболее адекватного акта поведения в данных обстоятельствах.

В течение последних трех веков ученые проводили множество тестов над разными видами животных, в результате которых были определены 5 основных признаков рассудочной деятельности: экстраполяция (способность правильно предсказывать ход какого-либо события благодаря установлению простейших связей между явлениями внешней среды), использование орудий труда (готовых или изготовленных самими животными), социальное сознание (способность животных к общению с помощью сигналов, которыми кодируются или обозначаются предметы среды), отыскание и открытие нового, способность к экстренному решению новых задач (умение животного решать поставленную перед ним новую задачу в необычных для него условиях).

Как указывал Л. В. Крушинский, для решения логических задач животным необходимо владение некоторыми эмпирическими законами (свойства предметов и явлений, которые присущи им в силу природных физических законов и с которыми животное постоянно сталкивается в жизни). Изучение способности животных к улавливанию и оперированию этими простейшими «законами» среды выявило огромные различия между животными, стоящими на разных уровнях умственного развития. [4]

Удачным примером проявления элементарной рассудочной деятельности животных может служить пищедобывательное поведение волков. Основным способом добычи пищи для волков является охота, причем, поскольку они охотятся на разных животных, приемы их добычи достаточно сильно отличаются друг от друга, что свидетельствует о способности принимать правильное решение в сложившейся на момент охоты ситуации. [1]

Очень многие черты поведения собак, представляют собой отдельные блоки из общего комплекса охотничьего поведения волков. Так, например, гончие собаки с голосом преследуют добычу по следу или «по-зрячему», ловят дичь, убивают, но не поедают ее.

Умение понимать поведение собаки — насущная необходимость для человека, постоянно с ней контактирующего, особенно охотника. Но, к сожалению, именно понимания зачастую не хватает собаководам, особенно начинающим.

Собаки имеют высокоразвитый головной мозг, и рассудочная деятельность у них сильно выражена. Лабораторные исследования показывают, что по уровню своего развития рассудочная деятельность представителей семейства Волчьих занимает в сравнительном ряду следующее место после приматов и дельфинов.

Экспериментальное изучение рассудочной деятельности собак показало, что после первых успешных решений задач некоторые собаки начинали ошибаться. У некоторых животных перенапряжение нервной системы при решении трудных задач приводило к развитию своеобразных фобий, выражавшихся в боязни изменения обстановки опыта. После отдыха собаки продолжали решать задачи нормально. Это говорит о том, что рассудочная деятельность требует большого напряжения ЦНС, в силу чего частое проявление ее собаками представляет скорее исключение, чем правило.

Выработка условных рефлексов происходит без участия рассудочной деятельности. Обычные навыки общего курса дрессировки почти не требуют от собаки проявлений разума. Но когда работа требует большой самостоятельности, например пастьба стада, охота гончих или борзых, действия собаки‑поводыря или спасателя, то рассудочная деятельность занимает в ней значительное место.

В жизни собаки бывают такие ситуации, когда, попав в новую обстановку, ей нужно действовать сразу, без каких-то проб и тренировок. Но для этого она должна не только воспринять окружающие объекты и явления, но и уловить связь между ними, т. е. оценить ситуацию. При этом, конечно, могут использоваться ранее сформировавшиеся знания, но при условии способности собаки резко перейти от них к новому способу действия, наиболее адаптивному в неожиданно возникшей новой обстановке. В противном случае прошлый опыт, шаблонные знания могут помешать «рассудочному» действию. [4]

Владельцы собак довольно часто впадают в одну из двух крайностей. Они либо совершенно не работают с животным, либо сводят общение с животным исключительно к работе по команде. При этом количество команд неоправданно увеличивают, так, что собака практически полностью утрачивает инициативу. Доведение до автоматизма большего числа навыков и общение с животным только на языке команд, часто приводит к утрате собакой самостоятельности.

С этим явлением пришлось столкнуться М. Н. Сотской при изучении рассудочной деятельности собак. В лабораторию на опыты приводили своих собак люди, которым было интересно оценить уровень интеллекта своих питомцев. Случалось, что одна и та же собака попадала в эксперимент дважды: до и после обучения на дрессировочной площадке. В ряде случаев выдрессированные и имеющие дипломы высших степеней собаки решали логические задачи хуже, чем до начала занятий на площадке. [7]

Таким образом, увеличение влияния команд в поведении собаки может в сильной степени подавить у нее способность к независимым разумным действиям.

Эксперименты по исследованию рассудочной деятельности собак не показали больших различий у разных пород. Однако наиболее сложные варианты задач успешнее решали собаки пород, предназначенных для самостоятельной работы и беспородные собаки с богатым жизненным опытом, попавшие в эксперимент в зрелом возрасте.

В ходе работы над настоящим исследованием стало очевидно, что на практике не всегда можно понять, в каких ситуациях собака действует инстинктивно, а в каких — проявляет рассудочную деятельность. Для решения данной задачи можно прибегнуть к долгосрочному пассивному наблюдению за собаками разного возраста, пола и породы, с разной степенью социальной адаптации.

В ходе таких наблюдений удалось на практике найти подтверждение результатов наблюдений ученых, а именно: наиболее сложные варианты задач успешнее решали беспородные собаки с богатым жизненным опытом.

Ниже приведены примеры ситуаций, которые автор наблюдал лично, и которые могут быть примером проявления рассудочной деятельности у собак:

1) Крупная собака неожиданно для себя оказалась возле миски более мелкой собаки, в которую был насыпан сухой корм. Диаметр маленькой миски не позволял крупной собаке проникнуть в нее и полакомиться. И что предпринимает собака? Она лапой высыпает корм небольшими порциями из миски и съедает его с пола, повторяя это действие многократно, пока корм не закончится. Здесь мы видим проявление спонтанно принятого собакой решения по выходу из незнакомой ситуации.

2) В дом пришло много гостей, большинство из которых — не знакомые для собаки люди. Люди разговаривают, смеются, но при этом собака ведет себя абсолютно спокойно. Вдруг в разговор вступает человек, чей голос довольно громкий и грубый, но без оттенка агрессии. Поведение собаки резко изменилось: она села рядом с хозяином, начала скалиться и рычать в сторону «громогласного» гостя, давая понять, что она готова защитить хозяина, в случае угрозы. То есть, собака приняла громкий голос и активную жестикуляцию человека за угрожающее поведение и «приняла решение» показать свою защитную позицию.

Данные примеры иллюстрируют тот факт, что собака в нестандартной для нее ситуации имеет способность к рассуждению и принятию решения, чем и является «рассудочная деятельность».

Таким образом, в результате проведенного исследования приходим к следующим выводам:

1) У собак присутствует элементарное мышление, проявляемое в виде рассудочной деятельности;

2) Рассудочная деятельность животных исследуется в основном с помощью решения логических задач, а во время их решения животные руководствуются пятью эмпирическими «законами»;

3) Собаки имеют высокоразвитый головной мозг, и рассудочная деятельность у них сильно выражена, но она далеко не всегда используется в повседневной жизни животного, т. к. требует большого напряжения ЦНС;

Проведенное исследование позволило составить перечень рекомендаций по позитивному общению с собакой в домашних условиях, которые также могут помочь построить эффективное и комфортное взаимодействие между собакой и ее хозяином. (См. Приложение 1)

Приложение 1

«Рекомендации по позитивному общению с собакой в домашних условиях»

  1. Построить общение с собакой на принципах ее развития и воспитания, а не превращать его исключительно в выполнение команд. Посвящать больше времени «неформальному» общению с животным.
  2. Избегать применения к собаке грубой силы и не использовать отрицательное подкрепление в процессе дрессировки.
  3. Не доводить выполнение абсолютно всех навыков до автоматизма, выбрать лишь несколько команд, которые необходимы для управления собакой, и довести только их до беспрекословного выполнения.
  4. Повторять команду не более трех раз. Если пес отказывается слушаться, сделать перерыв, затем повторить попытку.
  5. Не очеловечивать собаку, ведь она не умеет мыслить абстрактно, и ее мышление сильно отличается от человеческого мышления.
  6. Обязательно поощрять питомца любимым лакомством, а не лишением такового.
  7. Не «доминировать» над собакой, а дать ей понять, что хозяин — это друг и помощник.
  8. Дать собаке возможность проявлять инициативу, стимулировать ее рассудочную деятельность.

Литература:

  1. Бадридзе Я. К. Пищевое поведение волка: Вопросы онтогенеза. Тбилиси, 1987. — 86с.
  2. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных//Собр. соч. — М.: Изд-во АН СССР, 1953. — URL: https://studopedia.ru/18_6250_ch-darvin-virazhenie-emotsiy-u-cheloveka-i-zhivotnih.html (дата обращения: 27.03.2022)
  3. Зорина З. А., Полетаева И. Б. «Человек среди животных» История исследований мышления животных. — URL: https://scorcher.ru/neuro/science/animals/history.php (дата обращения 09.04.2022)
  4. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности / Л. В. Крушинский. — Москва: Изд-во URSS, 2017. — 270 с.
  5. Ноэль Фицпатрик. Слушая животных / Фицпатрик Ноэль; (пер. с англ. Новиковой Т. О.) — Москва: Изд-во Эксмо, 2020. — 416 с
  6. Санин А. Пойми Друга: Справочник по поведению собак / А. Санин, Л. Чебыкина.– М.: ЛОКИД-Пресс, 2005. — 302с.
  7. Сотская М. Н. Некоторые аспекты изучения поведения собак: Клуб служебного собаководства. М., 1984. — 213с.
  8. Шотт Филипп. Случайный ветеринар. Записки практикующего айболита / Филипп Шотт; (пер. с англ. Нат Аллунан). — Москва: Изд-во АСТ, 2021. — 288 с.


Ключевые слова

мышление, рефлекс, рассудочная деятельность, инстинкт, поведенческий акт

Похожие статьи

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

«Геометрическая чехарда»: закрепление и актуализация представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста

В статье дано описание авторской игры, которая предназначена для закрепления у детей дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах, таких как цвет, форма, размер. В игровой форме не только закрепляются и актуализируются представления о сенс...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье

Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативн...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Организация процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием

Статья посвящена организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Важность такого обучения в современном обществе обосновывается возросшей значимостью эмоционального состояния в карьерном и личностном развитии челов...

Коммуникативная деятельность школьников младшего возраста

Эффективное общение позволяет достигать человеку различные цели в работе и повседневной жизни. Умение общаться — это важные личностные компетенции. Поэтому формирование и развитие коммуникативных навыков является важной задачей учителя. В рамках данн...

Похожие статьи

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

«Геометрическая чехарда»: закрепление и актуализация представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста

В статье дано описание авторской игры, которая предназначена для закрепления у детей дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах, таких как цвет, форма, размер. В игровой форме не только закрепляются и актуализируются представления о сенс...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье

Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативн...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Организация процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием

Статья посвящена организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Важность такого обучения в современном обществе обосновывается возросшей значимостью эмоционального состояния в карьерном и личностном развитии челов...

Коммуникативная деятельность школьников младшего возраста

Эффективное общение позволяет достигать человеку различные цели в работе и повседневной жизни. Умение общаться — это важные личностные компетенции. Поэтому формирование и развитие коммуникативных навыков является важной задачей учителя. В рамках данн...

Задать вопрос