Героями становятся или рождаются? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (69) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 243 раза

Библиографическое описание:

Бигалиева, А. Д. Героями становятся или рождаются? / А. Д. Бигалиева, Ж. В. Бабенко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 6 (69). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/young/archive/69/3822/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена исследованию понимания проблемы героизма в современном обществе и в произведении А. Грина «Алые паруса».

Ключевые слова: герой, героический поступок, Казахстан, качества большой восьмёрки, образ Грэя.

The article is devoted to the study of understanding the problem of heroism in modern society and the work of A. Green «Scarlet Sails»

Keywords: hero, heroic deed, Kazakhstan, «qualities of the Big Eight», Gray's image.

Героизм глубоко ценится во всех культурах, но как именно мы определяем героя? Что заставляет людей совершать героические поступки перед лицом большой опасности? Почему один человек — герой, а другой нет? Чтобы определить место героизма в современной жизни, был проведён проект по теме «Героями становятся или рождаются?»

Целью проекта является о пределить, героями рождаются или становятся на примере героических личностей из Карагандинской области и образа Грэя из повести А. Грина «Алые паруса».

Объект исследования люди, совершившие героический поступок, и образ Грэя из повести-феерии «Алые паруса».

Предмет исследования — «Большая восьмерка» личностных черт людей, совершивших героический поступок.В «большую восьмёрку» входят следующие качества : ум, сила, жизнерадостность, самоотверженность, заботливость, харизматичность, надёжность, способность вдохновлять других.

Гипотеза: если предположить, что в героях реальной жизни и в герое произведения «Алые паруса» воспитаны схожие черты характера, то можно увидеть черты «большой восьмёрки», присущие героической личности.

Восприятие «героического» изменялось с течением времени. Если в Древней Греции герои воспринимались как группа избранных, наделённых особыми качествами с рождения, то сейчас героические качества, присутствующие у человека, связаны с его личностным развитием, а не происхождением. А значит, могут усиливаться или ослабляться.

Почему так много людей не проявили геройские качества? Ведь из десятков людей лишь один решился прийти на помощь. Объясняется это не только отсутствием должного набора необходимых свойств, но и общей готовностью личности к подобным поступкам. Многие люди, в том числе добрые и сострадательные, с большей вероятностью в экстремальной ситуации выберут тактику наблюдателя. Некоторые из них подвергнутся психологическому эффекту общей ответственности. Если бы речь шла об одном наблюдателе, его личная ответственность была бы очевидной. Но если десятки людей находятся в этой позиции, то каждый из них внутренне может переложить ответственность на другого.

Ученые обращают внимание и на момент, когда принимается решение о начале действий. В эту секунду включается не только тот набор героических качеств, но и особое мышление, позволяющее уверенно себя вести в трудных ситуациях. Если многие люди впадают в ступор при возникновении чрезвычайных ситуаций, то герой с большей вероятностью начнет предпринимать те или иные действия, хотя и они могут быть спонтанными и неосознанными.

В психологической литературе про героизм Филиппом Зимбардо, американским социальным психологом, сказано: «Ключ к героизму заключается в заботе о других людях, нуждающихся в ней, — в стремлении защитить справедливое с точки зрения морали дело, зная, что это представляет опасность, и не ожидая награды» [1]

В результате анкетирования учеников восьмого класса было выяснено их понимание героического и отношение к подвигам.

В результате выяснилось, что ученики

– не до конца понимают, кто такой герой;

– считают, что героем можно стать;

– считают подвиг — добрым делом;

– считают, что Казахстану нужны герои.

Путем запроса в глобальной сети Интернет были найдены люди, совершившие героические поступки в нашем регионе. С героями были проведены интервью, в результате которых выяснилось их мнение о героизме и героических чертах личности.

Болат Каржаспеков, старшина полиции управления по ЧС г.Темиртау, награжден грамотой за спасение детей, которые в ноябре 2016 года провалились под лед в районе гидроузла Самаркандского водохранилища. [2]

Умбетов Султан, ученик 11 класса СШ№ 12, п.Шахан, награжден за спасение грамотой за спасение ребёнка, пострадавшей при взрыве парового котла 1.01.2017г. в п.Шахан. [3]

Анастасия Пхенда, ученица 4 класса СШ№ 51, г.Караганда, награждена грамотой за помощь в поисках и спасение из болота ребёнка летом 2016 года. [4]

Яшар Багиров , лидер волонтёрского движения г. Темиртау. Вдохновил сотни темиртаусцев на организацию поиска мальчика Влада Шеллера. Работая на заводе, он находит время и возможность организовать помощь людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Ему не безразлична жизнь нашего города, его заботит разобщённость общества. [5]

Асылхан Алданов, лейтенант управления по ЧС г. Темиртау (пожарной части № 22). Ум, сила, самоотверженность и забота о людях — качества, которые помогают Асылхану спасать и помогать. Один из его ежедневных рабочих случаев — спасение беременной девушки от суицида. Награжден за спасение грамотой. [6]

В результате опроса героев выяснилось, что люди, совершившие героический поступок,живут по законам совести и в каждом из них в наибольшей степени сформированы качества «большой восьмерки»:

– не считают себя героями;

– считают, что семья и общество играет важную роль в формировании личности человека;

– не могут пройти мимо чужой беды;

– считают, что Казахстану нужны герои;

– беззаветно любят и уважают свою Родину Казахстан, и считают, что её нужно оберегать и защищать.

Во второй части исследования были изучены черты героического в повести Грина «Алые паруса». [7] И опять с позиции качеств «большой восьмёрки».

Ум. Через этого главного героя автор доносит основную мысль произведения: «Встретив Ассоль, он окончательно понял одну простую истину: делать чудеса для людей можно своими руками». И в отношении Ассоль Грэй совершает умный и справедливый поступок — реализовывает её мечту, восстанавливая справедливость, что доказывает ум героя.

Самоотверженность. Грэю свойственна самоотверженность, причём с детства. Автор про него пишет, что он представлял собой « тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, т. е. человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную — роль провидения».

Сила и мужество герою необходимы во всех ситуациях: с ожогом, чтобы вытерпеть боль, не заплакать, чтобы добиться профессиональной цели и не сдаться на пути: «вся работа являлась пыткой», с которой герой успешно справлялся.

Упорство. Он родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он начал мечтать об этом с детства, выбрал мечту вопреки своей семье, делал всё возможное, чтобы достичь цели: « Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли…».

Заботливость его проявляется не только в стремлении к сопереживанию, но и в желании оказать бескорыстную помощь: «Однажды он узнал, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, ибо у них нет денег обзавестись хозяйством.

Надёжность — героя можно отнести к надёжным людям, так как он последователен в воплощении своих замыслов: от желания стать капитаном до его реализации, от замысла о корабле с алыми парусами до его воплощения.

Способность вдохновлять, харизматичность. «В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом корабля. Его характер определял досуг и работу команды». Сама профессия капитана обладает особой харизмой, человек этой профессии должен обладать героическими лидерскими качествами, без которых она немыслима.

Результаты проекта: гипотеза о наличии сходств черт характера в героических личностях подтверждается, поэтому можно и необходимо воспитывать в себе героическое. Героем может стать каждый, если в обществе будет вестись работа по формированию личностных качеств «большой восьмерки».

В результате работы над проектом познакомилась с очень интересными людьми, которые совершили героические поступки; узнала, что герои не могут быть равнодушны к горю другого человека, и то, что у подвига нет ни пола, ни возраста, есть только одно желание помочь; поняла, что героем может стать каждый, в том случае если в обществе будет вестись работа по формированию личностных качеств «Большой восьмерки», а человек стремится их развивать в себе.

Литература:

  1. Князева, А. А. Психология героизма / А. А. Князева. — Текст: электронный // Старт в науке/ 111 Международный конкурс научно- исследовательских и творческих работ учащихся.: [сайт]. — URL: https://school-science.ru/3/8/33188
  2. В Темиртау наградят спасшего детей полицейского. — Текст: электронный // zakon.kz: [сайт]. — URL: https://www.zakon.kz/4827446-v-temirtau-nagradjat-spasshego-detejj.html
  3. Обрушение в Шахане: 12-летнюю пострадавшую готовят к операции. — Наши новости. Происшествия. Карагандинская область. — Текст: электронный // matritca.kz: [сайт]. — URL: https://matritca.kz/old/news/40808-obrushenii-v-shahane-12-letnyuyu-postradavshuyu-gotovyat-k-operacii.html
  4. Настя Пхенда: хочу спасать людей. — Текст: электронный // inforvburo.kz/ 2017, 12 июля: [сайт]. — URL: https://informburo.kz/stati/bmk-nastya-phenda-hochu-spasat-lyudey.html
  5. Почему люди становятся организаторами общественных движений. — Текст: электронный // etemirtau.kz/news/city/3877: [сайт]. — URL: https://etemirtau.kz/news/city/3877-pochemu-lyudi-stanovyatsya-organizatorami-obschestvennyh-obedineniy.html
  6. Вологодская, Е. Темиртауские спасатели рассказали, как вытащили из петли повесившуюся беременную девушку / Е. Вологодская. — Текст: электронный // Газета «Новый вестник»/ 2016г./7 ноября: [сайт]. — URL: http://nv.kz/2016/11/07/132344/
  7. Попова, Л. О. Героизм и самопожертвование как структурные компоненты красоты духа. — ТГУ им. Державина / Л. О. Попова. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geroizm-i-samopozhertvovanie-kak-strukturnye-komponenty-krasoty-duha/viewer
  8. Героями становятся или рождаются? Эксперты, изучающие природу героизма, склоняются к первому. — Текст: электронный // https://fb.ru/: [сайт]. — URL: https://fb.ru/post/psychology/2020/6/14/219358


Ключевые слова

герой, героический поступок, Казахстан, качества большой восьмёрки, образ Грэя

Похожие статьи

Мотив дороги совести в повестях В. Распутина «Последний срок» и А. Неркаги «Белый ягель»

В статье авторы сравнивают произведения малых народностей Севера с произведениями русской литературы через анализ мотива дороги.

Тема героизма военного и послевоенного времени в немецкой литературе XX века

В статье авторы пытаются определить феномен героизма в произведениях немецких писателей, также рассматриваются особенности отношения к героическим поступкам с учетом исторического прошлого немецкого народа.

И. А. Ильин — философ и эссеист

Статья посвящена публицистической стороне творчества великого русского фи-лософа И. А. Ильина. В статье рассматриваются наиболее значимые произведения Ильи-на, в которых автор пытается выразить свое отношение к проблемам и событиям свое-го времени и ...

Проблема мужественности в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб»

В данной статье автор рассматривает мужественность и условия её проявления в романе. Также автором проводится параллель между жестокостью и мужским началом, исследуется их взаимосвязь в произведении одного из известных современных писателей.

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли счастье, которое осуждают и не принимают другие? В данной статье...

Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»

В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)

В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

В. К. Винниченко о влияние подсознательного на ход истории и социальных преобразований

Трансформация литературной традиции в современной прозе о войне (на примере романа «Патологии» З. Прилепина)

В статье рассматриваются концептуальные аспекты осмысления военной темы в современной прозе. Роман З. Прилепина «Патологии», в частности, отражая экзистенциальное переживание травматического опыта войны героем, демонстрирует трансформацию литературно...

Похожие статьи

Мотив дороги совести в повестях В. Распутина «Последний срок» и А. Неркаги «Белый ягель»

В статье авторы сравнивают произведения малых народностей Севера с произведениями русской литературы через анализ мотива дороги.

Тема героизма военного и послевоенного времени в немецкой литературе XX века

В статье авторы пытаются определить феномен героизма в произведениях немецких писателей, также рассматриваются особенности отношения к героическим поступкам с учетом исторического прошлого немецкого народа.

И. А. Ильин — философ и эссеист

Статья посвящена публицистической стороне творчества великого русского фи-лософа И. А. Ильина. В статье рассматриваются наиболее значимые произведения Ильи-на, в которых автор пытается выразить свое отношение к проблемам и событиям свое-го времени и ...

Проблема мужественности в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб»

В данной статье автор рассматривает мужественность и условия её проявления в романе. Также автором проводится параллель между жестокостью и мужским началом, исследуется их взаимосвязь в произведении одного из известных современных писателей.

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли счастье, которое осуждают и не принимают другие? В данной статье...

Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»

В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)

В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

В. К. Винниченко о влияние подсознательного на ход истории и социальных преобразований

Трансформация литературной традиции в современной прозе о войне (на примере романа «Патологии» З. Прилепина)

В статье рассматриваются концептуальные аспекты осмысления военной темы в современной прозе. Роман З. Прилепина «Патологии», в частности, отражая экзистенциальное переживание травматического опыта войны героем, демонстрирует трансформацию литературно...

Задать вопрос