Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.11.2016

Статья просмотрена: 3052 раза

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» / В. В. Завражнов, С. М. Сметанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 633-635. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35859/ (дата обращения: 16.12.2024).



Русская литературная сказка изначально создавалась как произведение, выполняющее явно выраженную воспитательную функцию. Это особенно четко прослеживается на примере сказок В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX в., несмотря на масштабность, происходивших в стране изменений, русская литературная сказка сохранила свой воспитательный смысл. Благодаря этому в настоящее время потенциал литературной сказки может быть использован для развития личностных качеств ребенка и формирования у него гуманистической системы ценностей. Потенциал литературной сказки реализуется в процессе формирования целостной личности, развитии у детей способности восприятия, интерпретации и анализа информации. Благодаря чтению сказки ребенок получает возможность переживать различные жизненные ситуации, что способствует развитию способности к моральному оцениванию собственных действий и действий окружающих. Это позволяет значительно эффективнее формировать личность ребенка, чем простые указания взрослого.

Процесс восприятия текста сказки проходит у ребенка через несколько стадий. Первая из них связана с впечатлением, которое оказывает сказка на чувства ребенка. На этой стадии осуществляется первичное эмоциональное воздействие сказки и за счет этого у ребенка возникает определенный познавательный интерес к ее прочтению. Вторая стадия восприятия связана с усилением эмоционального воздействия сказки за счет актуализации имеющегося жизненного опыта ребенка и пробуждения воспоминаний. На третьей стадии происходит уподобление себя героям произведения и восприятие сказки как реальности, в которой мог бы действовать ребенок. На четвертой стадии происходит осмысление сказки, когда ребенок отходит от ее контекста и начинает открывать индивидуальный смысл произведения. На пятой стадии ребенок сопоставляет содержание прочитанной сказки с жизнью и пробует найти общие, объединяющие их, моменты [1].

Постижение смысла сказки, перенесение ее содержания во внутренний план деятельности ребенка становится условием его воспитания и развития. Однако ребенок не всегда может открыть всю полноту смыслов, заключенных в сказке, поэтому он нуждается в подсказках взрослого. Родители или педагоги, используя свой жизненный опыт, могут указать ребенку на отдельные моменты сюжета, противоречивый смысл которых, пока еще не вполне доступен для понимания ребенка. Положительный эффект заключается в том, что сказка в этом случае никогда не примет характер морализирования, а будет воспринята детьми именно, как источник знаний. Самостоятельное открытие ребенком значений сказки будет способствовать принятию гуманистических ценностей и установок и поможет лучше ориентироваться в ситуациях нравственного выбора.

Формирование умения самостоятельно делать такой выбор, предполагает высокую активность ребенка в эмоциональном, социальном и познавательном плане. Побуждение ребенка к такой активности не исчерпывается только чтением сказки, для этого могут привлекаться и другие виды искусства — кино и мультипликация. Они могут дополнить смысл прочитанной сказки и в ряде случаев дать наглядное объяснение поступкам героев. Кроме этого возможна организация тематических игр по мотивам сказок и использование специально разработанных упражнений, связанных с сюжетом сказки.

Для примера можно рассмотреть социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Она продолжает традиции русской литературной сказки, сочетая в себе увлекательный сюжет и доступную для ребенка младшего возраста систему ценностей. «Сказка о потерянном времени» была написана Е. Л. Шварцем в 1940 г., а в 1964 г. режиссером А. Л. Птушко был снят одноименный фильм по мотивам произведения. Этот фильм интересен тем, что он дополняет содержание сказки различными деталями, способствуя пониманию ее смысла ребенком. Центральным моментом в сказке является образ времени, вокруг которого автор выстраивает основной сюжет. Для того чтобы показать значимость и ценность времени, Е. Л. Шварц использует соответствующие приемы, а именно, указывает на то, что главный герой произведения — мальчик Петя Зубов — постоянно отставал и терял свое время: «…все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. — Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню. А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал…» [2]. Другим приемом, позволяющим подчеркнуть ценность времени, является образ злых волшебников, в результате действий которых Петя Зубов и другие дети, терявшие время, стали стариками. Основную мысль «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварц выражает следующими словами: «…человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» [2].

«Сказка о потерянном времени» написана простым и понятным языком, который делает ее интересной для чтения детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Вывод, сформулированный автором, также будет понятен ребенку, однако хочется отметить тот факт, что совместное чтение сказки вместе с родителями или ее изучение на уроках литературы в начальной школе может помочь ребенку лучше понять смысл произведения. При этом просмотр фильма, снятого по мотивам сказки, позволяет прояснить отдельные моменты, конкретизируя ее содержание простыми и понятными примерами. В этом плане ребенок узнает не только о том, что нельзя растрачивать время напрасно, но и сможет лучше понять характер взаимоотношений детей и взрослых. Согласно сюжету сказки, Петя Зубов и другие дети внезапно обнаруживают, что стали стариками, однако эти изменения являются чисто внешними, так как, в сущности, они остались детьми. Тем не менее, их новый облик дает им возможность лучше познакомиться с миром взрослых, однако это становится для детей источником отрицательных переживаний. Так, например, Петя Зубов остро осознает свою несостоятельность: «…одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда всего только ученик третьего класса?..» [2]. Переживания главного героя в полной мере раскрываются в фильме, где он, одну за другой, пробует различные профессии. С увлечением, принимаясь за различные взрослые дела, Петя Зубов очень быстро понимает, что его знаний и умений не хватает для их выполнения, а простые с виду профессии на деле оказываются очень сложными.

В связи с этим можно отметить, что образ времени в сказке оказывается достаточно противоречивым. С одной стороны, значительная часть жизни детей оказывается похищенной злыми волшебниками, которые нашли способ прибавить ее себе. С другой стороны времени у детей становится слишком много, как с точки зрения возраста, так и с точки зрения времяпрепровождения. Формально герои повести не отстают от времени, а скорее обгоняют его, как и свой возраст. Такое положение дел подчеркивается за счет использования образов злых волшебников, которые, несмотря на значительное омоложение, не утратили своего опыта. Чтение сказки должно помочь ребенку понять, что возраст человека связан не только с количеством прожитых лет, но и с определенным опытом, полученным в результате учебной и трудовой деятельности.

В фильме достаточно подробно раскрывается это отношение между возрастом и опытом. К детям, неожиданно ставшим стариками, окружающие относятся соответственно их внешности. Так как с точки зрения большинства, они достигли определенного положения в обществе, люди ожидают от них соответствующего поведения, поэтому неспособность детей вести себя соответствующим образом воспринимается негативно. Внешность детей, на основании которой окружающие судят об их положении, становится основным препятствием для обучения какому-либо делу, следовательно, дети, превращенные в стариков, оказываются отвергаемыми обществом. Этот момент может быть использован для того, чтобы показать детям, насколько важно овладение какой-либо профессией, поскольку она позволяет добиться признания окружающих в качестве личности. Это может быть также проиллюстрировано примером из фильма, где злые волшебники передают другим детям свой отрицательный опыт, обучая их различным проделкам.

Отдельное место занимает в сказке тема взаимовыручки, так как детям приходится помогать друг другу, чтобы вернуть потерянное время. Этот момент по-разному раскрывается в сказке и фильме. Согласно сказке дети, превращенные в стариков, должны собраться вместе, так как это является важным условием их обратного превращения. В фильме решение найти остальных сверстников Петя Зубов принимает самостоятельно, понимая, что он может и не делать этого. Согласно сюжету сказки, на поиски других превращенных детей у Пети Зубова уходит целый день. В итоге поиски успешно завершаются, благодаря тому, что дети занимаются несвойственной взрослым деятельностью.

В заключительных эпизодах «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварц доносит до читателя мысль о том, что время необходимо тратить с пользой. Петя Зубов, который не может найти дорогу к дому злых волшебников, говорит: «Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь» [2].

Анализ произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» позволяет выявить в нем значимые социально-педагогические аспекты. Безусловным достоинством «Сказки о потерянном времени» является то, что она в полной мере доступна для понимания ребенка. Роль взрослого — родителей, педагога, педагога-психолога, социального педагога — заключается в том, что способствовать углублению этого понимания, таким образом, чтобы ребенок осознал важность и значимость социального опыта, приобретаемого на протяжении всей жизни. Этому способствуют следующие обстоятельства: во-первых, согласно сюжету дети, у которых было похищено время, сразу становятся взрослыми. Однако такое превращение становится источником отрицательных переживаний, так как дети оказываются оторванными от всего, что раньше связывало их с окружающими. Отсутствие опыта жизни в обществе взрослых приводит к изоляции детей, поскольку их неправильное с точки зрения взрослых поведение приводит к резкому осуждению их поступков.

Во-вторых, в произведении достаточно явно представлено социальное измерение времени, что выражается через неспособность превращенных детей к взрослой деятельности. Это позволяет говорить о том, что возраст измеряется не только количеством прожитых лет, но и полученным социальным опытом. Отсутствие такого опыта порождает непонимание и напряженность в отношениях с окружающими людьми.

«Сказка о потерянном времени», благодаря простоте изложения и доступности для детей младшего возраста, может использоваться для организации занятий, направленных на развитие аккуратности, точности, ответственного отношения к принятым обязательствам. Развивающая работа может проводиться как на уроках, так и на внеурочных занятиях. В частности на основе «Сказки о потерянном времени» педагогом могут разрабатываться упражнения, ставящие ребенка в ситуацию, когда он должен ответственно распорядиться имеющимся временем. Помимо этого «Сказка о потерянном времени» может использоваться для развития дружеских отношений детей, формирования у них готовности к оказанию взаимопомощи и умения действовать совместно.

Литература:

  1. Царева, Р. Ш. Проблемы постижения психолого-педагогического потенциала литературы // Вестник Башкирского университета. — 2013. — Т.18, № 4. — С.1291–1295
  2. Шварц, Е. Л. Сказка о потерянном времени. — Петрозаводск: Карелия, 1975. — 14 с.
Основные термины (генерируются автоматически): потерянное время, ребенок, Сказка, время, русская литературная сказка, сюжет сказки, чтение сказки, литературная сказка, младший возраст, полная мера.


Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал пьесы М. Горького «На дне»

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Социализирующий потенциал рассказа Н.Н. Носова «Мишкина каша»

Идейно-художественное осмысление романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» в сценическом воплощении Льва Додина

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Социально-психологический смысл произведения М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи»

Родовое и жанровое своеобразие трагической повести для театра М.Рощина «Эшелон»

Лирический цикл О. Седаковой «Китайское путешествие» в контексте исторической поэтики

Воспоминание как основа создания мира детства в произведениях И. А. Бунина

Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал пьесы М. Горького «На дне»

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Социализирующий потенциал рассказа Н.Н. Носова «Мишкина каша»

Идейно-художественное осмысление романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» в сценическом воплощении Льва Додина

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Социально-психологический смысл произведения М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи»

Родовое и жанровое своеобразие трагической повести для театра М.Рощина «Эшелон»

Лирический цикл О. Седаковой «Китайское путешествие» в контексте исторической поэтики

Воспоминание как основа создания мира детства в произведениях И. А. Бунина

Задать вопрос