Использование потенциала сказки в педагогике В. А. Сухомлинского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 03.07.2018

Статья просмотрена: 2078 раз

Библиографическое описание:

Угринчук, О. Н. Использование потенциала сказки в педагогике В. А. Сухомлинского / О. Н. Угринчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51742/ (дата обращения: 22.12.2024).



Творческое воображение, наряду с восприятием, памятью и мышлением играет важную роль в жизни каждого человека, в развитии его личности. Благодаря ему в сочетании с развитой социальной чуткостью и созидательной системой ценностей создаются великие шедевры и изобретения человечества. Опыт великих педагогов, философов, писателей и родителей, показывает, что большое значение в развитии творческого воображения, а также в воспитании и обучении детей они уделяли метафорической, наиболее доступной для понимания ребенка, форме изложения материала, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты и т. д. По мнению ряда психологов (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков, Л. С. Выготский), работа со сказкой, использование красивой и точной метафоры развивают не только личность ребенка, но и способствуют развитию взаимопонимания между ребенком и взрослым. Использование сказочных образов помогает лучше усвоить и понять даже сложную информацию, которую пытается донести взрослый до детей. На сегодняшний день в рамках практической психологии сформировалось новое молодое направление — сказкотерапия. Однако, все новое — хорошо забытое старое. Задолго до появления термина «сказкотерапия» великий педагог В. А. Сухомлинский активно применял в своей педагогической практике многие сказкотерапевтические методики и элементы, результаты, от применения которых, он описал в своих книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы» и других.

В данной статье рассматривается педагогический потенциал применения В. А. Сухомлинским, с одной стороны, молодого направления практической психологии, а, с другой стороны, издревле сложившегося способа передачи важных знаний о мире, жизни и процессах в ней происходящих — рассказывания и «творения» сказки — сказкотворчества, сказкотерапии.

Если обратимся к современной терминологии, то определений «сказкотерапии» существует множество. Остановимся на разработках Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в которых она определяет значение своего метода — Комплексной сказкотерапии:

Комплексная сказкотерапия© — это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой. Тонкие аспекты нашей личности «разговаривают» с нашим сознанием на языке метафоры, образов.

Комплексная сказкотерапия© — это воспитательная система, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека. Основное воздействие в этом методе происходит именно на ценностном уровне. Все сказки, прежде всего, несут информацию о жизненных ценностях. Благодаря этому и укрепляется «ось человека», его жизненный стержень.

Комплексная сказкотерапия© — это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам, разработанным в Комплексной сказкотерапии©, развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями. [2]

Выделенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой структура Комплексной сказкотерапии представлена на рисунке 1:

Рис. 1.

Из рисунка, представленного выше, можно сделать вывод, что сказкотворчество, используемое большинством философов, педагогов, психологов, входит в состав Комплексной сказкотерапии и является ее элементом, активным инструментом.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский в полной мере использовал потенциал сказки в своей работе, считая ее и любовь к детям неотъемлемыми составляющими каждого педагога. С помощью сказок он не только прививал любовь к родному языку, истории, Родине, но даже учил детей читать, каждую букву алфавита оформляя в метафорический, «сказочный наряд», тем самым включая сказкотворчество в свою педагогическую систему.

В. А. Сухомлинский отводил сказке особое место в процессе формирования и активизации детского мышления, всестороннего развития ребенка. Он считал, что сказка неотделима от красоты и именно благодаря ей ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости и запоминаются, благодаря ярким сказочным образом [5].

Во многих своих книгах В. А. Сухомлинский подчеркивал пользу сказкотворчества и считал, что без сказки невозможно представить интеллектуальные
взаимоотношения между детьми, кроме этого, по его мнению, без увлечения сказкой
не может быть коллективного переживания, а без сказкотворчества ребенку недоступна радость, одухотворенная мыслью. Задолго до появления метода «сказкотерапия» Василий Александрович проводил прямую связь между сказкотворчеством и здоровьем ребенка: «Читатель может спросить: почему на страницах, посвященных здоровью, речь идет о сказке, о фантастических
образах, о детском творчестве? Потому, что это детская
радость, а без радости невозможна гармония здорового
тела и здорового духа… Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье
ребенка, — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества». [4]

В Павлышской школе Василий Александрович находил такие формы обучения, которые наиболее эффективно смогут сделать процесс обучения детей интересным, увлекательным, а для малышей, обладающим замедленными процессами мышления и слабой памятью, имеющим трудности в обучении, он в первую очередь рекомендовал сказку. Беседуя со своими учениками, Василий Александрович начинал рассказывать свои сказки об окружающем мире, обязательно вплетая в свой рассказ глубокую мысль [5]. Сначала сказку рассказывал Василий Александрович, затем ее
рассказывают дети. Он отмечал, что даже самые застенчивые становятся в эти
мгновенья смелыми и решительными, а их речь, сбивчивая и
нескладная в других условиях, здесь становится плавной,
выразительной, певучей. [4]

Вопреки мнению о том, что сказка «отводит детей от реальности» и от познания истинных закономерностей природы, высказанному рядом педагогов, Василий Александрович считал, что сказка наоборот способствует этому познанию. По его мнению, дети прекрасно понимают, что комочек земли не может стать живым
существом, как понимают они и то, что нет Кузнецов-великанов, Бабы-Яги и Кащея Бессмертного. Но если бы
у детей не было всего этого, если бы они не переживали
борьбу добра и зла, не чувствовали, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте.

Желание ребенка заниматься сказкотворчеством после услышанной новой сказки для Василия Александровича было органичным, как желание не только
слушать песню, но и самому петь, не только наблюдение
за игрой, но и участие в ней.

Он даже организовал специальную «Комнату сказки».

Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется импульс к содействию, к помощи, к пониманию.

Не достаточно просто познакомить со сказкой. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда понимание сказки будет осознанное, глубокое.

Идеи Василия Александровича Сухомлинского помогают период обучения сделать оригинальным и эффективным средством всестороннего творческого развития школьников. Ребенок действительно может учиться, играя, а не учится, а потом играть. Наличие образов в виде сказочных героев помогают эффективно работать клеткам детского мозга. Эмоциональный во время слушания, составление сказки помогает ребенку легко запоминать новый материал и вызывает интерес к обучению. Кроме этого, изучая педагогический потенциал сказки не только в современном, но и в историческом контексте, мы можем увидеть, какое положительное влияние на детей оказывает данный вид творчества: у детей появляется интерес, пропадает робость, развивается речь, развивается эмоциональный интеллект, повышается количество запоминаемой информации и т. д.

Таким образом, анализ опыта применения сказки в обучении и воспитании В. А. Сухомлимским дает возможность сделать следующие вывод: учебная деятельность становится для ребенка интересной, запоминающейся, с помощью сказкотворчества ребенок активирует свой творческий потенциал, развивает креативность, а с помощью метафорической формы, используемой в сказкотворчестве и сказкотерапии, даже сложный для понимания материал можно подать интересно, недидактично и понятно.

Литература:

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. СПб.: Златоуст, 1998.-352 с.
  3. Пащенко М. Н. Сказкотерапия как способ развития творческого воображения школьника // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 676–679.
  4. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. Работы в сел. сред. школе / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
  5. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы/ В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
  6. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия. — 1971. — 334 с.
  7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1988.- 269 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, здоровье ребенка, молодое направление, окружающий мир, практическая психология, творческое воображение, эмоциональный интеллект.


Задать вопрос