Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

История создания произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Литература
14.03.2022
4909
Поделиться
Библиографическое описание
Харакоз, Е. Е. История создания произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» / Е. Е. Харакоз, Н. А. Топоркова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/2839/.


Цель работы: рассмотреть и проанализировать найденную информацию, исторические факты о процессе написания романа «Капитанская дочка».

Задачи: найти отличия между текстом произведения и реальными историческими событиями; ознакомиться с историей создания романа.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы; изучение исторических данных.

C:\Users\User\Downloads\IMG-20220218-WA0004.jpg

Для того чтобы лучше прочувствовать и понять основную идею и сюжет произведения Александра Сергеевича Пушкина, важно ознакомиться с историей создания романа. Писатель заинтересовался историей Пугачевского восстания. Автор первоначально придерживался задумки о написании документального произведения, тщательно работал над повестью на протяжении трёх лет и концепт сменился. Постепенно роман на документальной основе перерос в художественную повесть, события в которой происходят на фоне Пугачевского бунта. Работая над историческими данными, писатель наполнял события художественными приемами.

Замысел произведения с тематикой Пугачевского восстания возник у Пушкина еще в период работы над романом «Дубровский».

На Урале поэт общался с живыми пугачевцами и слушал их рассказы. Приезд в Оренбург позволил поэту воочию представить места действия будущего романа, природу, людей, их речь, детали повседневной жизни. Особую ценность для Пушкина имели беседы с очевидцами событий — жизни пограничных крепостей и взятия их Пугачёвым, быта пугачёвского лагеря, событий осады Оренбурга. По воспоминаниям сопровождавшего Пушкина в поездке по крепостям пограничной линии В. И. Даля, Пушкин рассказывал о планах будущего большого романа, но боялся, что он не соберётся писать его сейчас, «не соберётся сладить с ним». Подлинные события грандиозной трагедии Пугачёвщины открывались перед поэтом, и он понимал, что они перечёркивают все ранее задуманные планы и схемы, все его сюжетные ходы не соответствуют открытой реальности.

Благодаря этому погружению в историю ему удалось собрать уникальный материал, который и лег в основу романа.

По требованию цензора Пушкин внес какие-то незначительные изменения в первые главы «Капитанской дочки», также, по этой же причине писатель был вынужден писать ответ на запрос: «Существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?»

«Имя девицы Мироновой, — писал Пушкин 25 октября 1836 года, — вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины»

В первоначальной идее автора в центре повествования находился противоречивый персонаж — дворянин, решивший перейти на сторону пугачевцев. Прототипом этого героя стали сразу несколько реальных людей: Шванвич и Вашарин. Сам Шванвич в свое время добровольно перешел на сторону Пугачева. Вашарин же, напротив, был взят в плен Пyгачевым, но затем бежал и поступил на службу к генералу Михельсону, противнику пугачевщины. Позже Пушкин переименовал главного героя в Буланина и затем уже в Гринева. Фамилия Гринева была выбрана Пушкиным не случайно.

Емельян Пугачев — один из самых ярких героев повести. Его Пушкин показывает с двух сторон. Один Пугачев — это умный, с большой смекалкой и проницательностью мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность за это.

После ликвидации пугачевского восстания в 1775 году правительство опубликовало информацию о сообщниках Пугачева. В списках банды числился некий Гринев. Вскоре он оказался невиновен и совершенно не причастен к организации бунта. Уже в готовой версии произведения, писатель представил нам два образа-антипода в лицах Гринева и Швабрина. У героев были многочисленные прототипы, и их имена на протяжении работы над романом менялись несколько раз.

Переходя к одной из задач исследования, можно отметить, что главным и, пожалуй, единственным отличием между историческими фактами и романом-повестью «Капитанская дочка» является изменение главных героев происходящего, их характеров. Основная история о Михаиле Шванвича разбилась на две части: Гринёв и Швабрин. Один стал примером патриотизма и долга, а другой — предательства. Данное разделение на два персонажа сделало роман менее политически острым. Изменяя черты характера героя, автор стремится ярче показать контраст, раскрыть в полной мере проблематику и главную тему произведения.

Известно, что при окончательной обработке романа Пушкин убрал целую главу романа о бунте крестьян в деревне Гринева. Вероятнее всего, это было сделано для того, чтобы угодить строгой цензуре. Тем не менее, поэт сохранил эту главу в особой обложке, подписав «Пропущенная глава».

Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» было впервые опубликовано в пушкинском журнале «Современник» в 1836 г. в четвёртой книге. Это был последний выпуск, вышедший при жизни поэта.

Вывод: Пушкин при работе над романом «Капитанская дочка» использовал исторический материал, очень тщательно исследовал многие события и полностью «окунулся» в тематику времени Пугачевского бунта. Собранная информация, безусловно, была использована, однако, автор внёс свои изменения в сюжет и даже в героев.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный