Главная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (урок чтения и развития речи, 7 класс, УО, 1 вариант)
Автор: Зубачева Ирина Олеговна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 25.11.2018
Статья просмотрена: 6629 раз
Библиографическое описание:
Зубачева, И. О. Главная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (урок чтения и развития речи, 7 класс, УО, 1 вариант) / И. О. Зубачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3739/ (дата обращения: 16.12.2024).
Тема: «Михаил Юрьевич Лермонтов. “Бородино”. Главная мысль стихотворения».
Цель: анализ произведения и определение главной мысли стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Задачи:
‒ образовательные: закрепить знания обучающегося о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; познакомить со смысловым содержанием стихотворения, помочь обучающемуся эмоционально и глубоко воспринять его; показать роль рассказчика — выразителя чувств народа;
‒ коррекционно-развивающие: развивать навык выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать мышление через сравнение и соотнесение иллюстрации с содержанием; развивать воображение при анализе стихотворения; развивать связную речь, мышление через ответы на вопросы;
‒ воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины, патриотическое отношение к своей Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер; облачная интернет-технология «Googl-Disk»; портрет М. Ю. Лермонтова работы П. Е. Заболотского; иллюстрации к произведению художника В.Шевченко; текст стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Комментарий: данный урок предназначен для дистанционного обучения с применением облачной интернет-технологии «Googl-Disk» (Адрес доступа: https://docs.google.com/document/d/1jHMd8igAhUaY6xAik1DbO-lB2R51fNDYTrB3rkHLCKk/edit)
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Рефлексия.Выбери картинку, соответствующую твоему настроению.
II. Актуализация знаний.
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно.
М. Ю. Лермонтов
- Эпиграф. Обучающемуся предлагается прочитать слова М. Ю. Лермонтова и ответить на вопросы:
— Знакомо ли тебе слово «Москва»? Что оно означает? (Столица нашей Родины).
— Что значит «столица»? (Главный город).
— Столица — символ свободы и независимости нашей Родины, ее могущества. Так красиво о Москве сказал великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов. (Портрет М. Ю. Лермонтова работы П. Е. Заболотского). Михаил Юрьевич Лермонтов написал так потому, что действительно очень любил этот город.
— Как ты думаешь, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так любил Москву? (Родился в Москве).
— Кем был его отец? (Армейским офицером).
— Кто воспитывал Михаила? (Бабушка). — Почему?
— Чем он увлекался? (Литературой, рисованием, историей).
— Какое историческое событие его особенно привлекало? (Бородинское сражение).
- Краткие факты из биографии М. Ю. Лермонтова.
— Мог ли Михаил Юрьевич Лермонтов принимать участие в Бородинском сражении?
Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812 года была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне от своих родных, среди которых было немало участников великого сражения. Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой Бородинской битве. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях, прославивших себя в Бородинском сражении. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила.
После того, как поэт окончил военную школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений.
В честь 25-летия Отечественной войны 1812 года Лермонтов создал свое замечательное стихотворение «Бородино».
— А сколько было лет поэту? (1837 — год написания стихотворения; 1814 — год рождения поэта. Ответ: 23 года).
Тема, цель урока. Сегодня на уроке ты будешь закреплять навык выразительного чтения и анализа произведения с целью определения главной мысли стихотворения «Бородино».
III. Работа с текстом.
- Историческая справка о Бородинском сражении.
— Почему стихотворение имеет такое название? С чем это связано?
Бородино — это название села, которое находилось близко от Москвы. Именно здесь произошло решающее сражение, которое повернуло весь ход Отечественной войны 1812 года. Сражались русские с французами. Русскую армию возглавлял Кутузов, французскую — Наполеон. Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву. Русский народ одержал в этой войне победу. Сегодня на уроке мы с тобой прочтём о том, что русский солдат-участник Отечественной войны 1812 года рассказывает молодым солдатам о Бородинском сражении.
- Словарная работа.
В тексте стихотворения встретятся непонятные слова, давай узнаем их значение (обучающийся читает вслух значение слов). Редут — квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью — мсьё (франц.) — обращение к французу.
- Физкультминутка.
- Выразительное чтение и анализ стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова. (Обучающийся читает по одной строфе. После прочтения каждой строфы рассматривает иллюстрацию с изображением тех событий, о которых прочел в данном отрывке, и отвечает на вопросы).
Вопросы по первой строфе:
— Что волнует молодых солдат? (Они не понимают, почему была сдана Москва).
— Почему так важно было отстоять Москву? (Символ независимости, могущества нашей Родины).
— Молодые солдаты обвиняют участников Бородинского сражения, что они не смогли отстоять Москву? (Нет, они просто пытаются выяснить причину сдачи Москвы).
— Какими словами это выражается в тексте? («Ведь не даром», «ведь были схватки боевые, да, говорят, еще какие»).
— Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву. Это было сделано с целью сохранения армии. Кутузов это хорошо понимал. На военном совете в Филях он доказал свою правоту. Французская армия вошла в город. Город был пуст. Население покинуло Москву. Французов здесь ожидал голод и холод: не было ни пропитания, ни лошадей. Через некоторое время французы были вынуждены покинуть Москву.
Вопросы по второй строфе:
— Как старый солдат называет героев своего поколения? (Богатыри).
— Почему? (Он гордится ими, их победой)
— Кто такие богатыри? (Сильные люди, народные герои, которые защищали свою Родину).
— Как ты понимаешь выражения: «плохая им досталась доля», «немногие вернулись с поля»? (Пришлось воевать, погибли).
Вопросы по третьей строфе:
— Почему русская армия вынуждена была отступать? (Армия Наполеона была в два раза больше русской армии).
— Почему ворчали старики? (Хотели идти в бой, сражаться).
— Зачем солдаты хотели сражаться? (Чтобы победить врага, защитить от врага свою Родину).
Вопросы по четвертой строфе:
— Где находится это поле? (Это Бородинское поле, близ села Бородино).
— Какие строчки говорят о том, что поле пришлось по душе солдатам? («большое поле:
Есть разгуляться где на воле!»)
— Как ты понимаешь выражение «у наших ушки на макушке»? (Не спят, в любой момент готовы принять бой). — В прямом значении?
— Когда французы появились? (На рассвете)
Вопросы по пятой строфе:
— Что сделал солдат? (Зарядил пушку).
— Для чего? (Чтобы обстреливать французов).
— Что обещают сделать солдаты? («Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!»). Выдели эти слова синим цветом.
— Как ты понимаешь эти выражения? (Напролом пойдут русские солдаты, готовы отдать жизнь за свою родину).
5. Обобщение.
— Звучит ли в рассказе старого солдата гордость за русских воинов?
— А какова роль рассказчика, старого солдата, в стихотворении? (Он не отделяет себя от других воинов. Он всегда говорит: «Мы»). — Почему? (Мысли и чувства старого солдата — это мысли и чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении).
IV. Итог урока. Рефлексия.
— Как называется стихотворение, которое мы прочитали на уроке? («Бородино»).
— Кто написал это стихотворение? (М. Ю. Лермонтов).
— О каком событии рассказывает это стихотворение? (О Бородинском сражении).
— Как сражались русские солдаты? (Самоотверженно, не жалея сил).
— Какая главная мысль стихотворения? (Русские солдаты готовы отдать жизнь за свою родину)
— Как называют людей, преданных своему народу, любящих свое Отечество, совершающих подвиги во имя своей Родины? (Патриоты).
— Чему учит стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?
V. Домашнее задание.
Прочитать и подготовить пересказать отрывка стихотворения, который читали на уроке.
Литература:
- Чтение. 7 класс:Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Автор-составитель: А. К. Аксёнова. — М.: «Просвещение». 2017.
- С. 78.