Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 8142 раза

Библиографическое описание:

Клименко, Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования / Е. И. Клименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 816-818. — URL: https://moluch.ru/archive/102/22425/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Запросы современного общества ставят перед высшим образованием задачи повышения качества выпускаемого специалиста, чей профессионализм сейчас определяется не только объемом знаний, но и умением ориентироваться в информационных потоках, оставляя в памяти самое значимое, а также умением находить недостающую информацию. Кроме того, профессионализм характеризуется опытом применения полученных знаний и умений, как по образцу, так и в новой, нестандартной ситуации. При этом имеется в виду, как личностное развитие специалиста, так и формирование таких его качеств, как умение договариваться с коллегами или взаимодействовать с окружающими. Все это указывает на необходимость овладения ключевыми компетентностями и как следствие, информационно — коммуникативной компетентностью.

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, как в индивидуальной сфере, так и при работе в группе. Иными словами, информационно-коммуникативная компетентность объединяет в себе коммуникацию, работу с информацией, выполнение социальной роли, толерантное отношение к партнеру по общению, умение создавать оптимальное коммуникативное пространство, интеграцию IT-знаний и личных качеств в более общую способность действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, умение соорганизовывать внутренние и внешние информационные ресурсы, освоение новых знаковых систем и другое. Она рассматривается как неотъемлемая структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации. (Круглякова, 2007) То есть, информационно-коммуникативная компетентность — это интегративная характеристика личностных качеств индивидуума, способного за счет актуализации приобретенного социокультурного опыта сквозь призму своей профессиональной деятельности на основе возможностей современных технических средств в условиях ценностно-смыслового существования в едином мировом сообществе корректно выстраивать деловое общение в соответствии с используемым языком и творчески воспроизводить и моделировать новые объекты и процессы глобального информационного пространства. Опираясь на данное определение, можно выделить восемь компонентов в структуре ИКК:

1)        информационный — способность осуществлять различные операции с информацией, моделировать и проектировать объекты и процессы

2)        коммуникативный — построение общения в виде диалога, а также умение работать в команде

3)        личностный — умение самостоятельно принимать решения, развитие исследовательских и творческих способностей; чувства ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации

4)        аксиологический (духовно-нравственный) — способность регулировать свое поведение в рамках значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность); оперирование различными понятиями и смыслами

5)        технологический — способность применения усовершенствованных технических знаний и навыков пользования современными средствами информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности

6)        лингвистический — умение грамматически правильно строить предложения, формировать осмысленные высказывания, соотносить выражения с соответствующей социокультурной ситуацией

7)        профессиональный — способность оперировать профильными знаниями в условиях трудовой деятельности

8)        межкультурный — возможность реализовать все указанные выше компоненты ИКК в разных социокультурных системах и пространствах

Информационно-коммуникативная компетенция, обладая свойственными общей компетенции характеристиками, имеет специфические показатели, такие как:

          знания и концептуальные понятия, позволяющие свободно ориентироваться в профессиональном информационном пространстве с применением средств, приемов и методов самоорганизации, саморазвития и профессионального самовыражения;

          умения эффективного поиска, сбора, переработки профессиональной информации, а также умения целенаправленного продуцирования обработанной информации при осуществлении коммуникативных актов в профессиональной сфере;

          способности к целенаправленной информационной деятельности и продуктивной коммуникации на межкультурном уровне, способности к профессиональному прогнозированию и рефлексии;

          инициатива, которая выражается в креативном применении усвоенных знаний, умений и навыков, активная гражданская позиция специалиста, направленная на развитие и укрепление общества и государства.

Весь процесс формирования информационно-коммуникативной компетентности рассматривается как система, характеризующаяся открытостью, динамичностью, концептуальностью.

  1.      Открытость системы формирования информационно-коммуникативной компетентности обусловлена информационной и коммуникативной открытостью образовательной среды. Под информационной открытостью подразумевается открытость будущему и связь с концепцией опережающего «ноосферного» образования. Коммуникативная открытость подразумевает целенаправленную интеграцию всех способов взаимодействия субъектов образовательного процесса как внутри среды, так и за её пределами.
  2.      Динамичность системы означает: а) поэтапное развитие совокупности знаний, умений и навыков; б) изменение состояния системы во времени на протяжении последовательных этапов; в) тенденцию к развитию, которая характеризуется появлением качественных новообразований; г) приложение профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков к квазипрофессиональной информационно-коммуникативной деятельности.
  3.      Концептуальность системы определяется личностным и деятельностным подходами, раскрывающими свою сущность через основополагающие принципы: а) актуализации потенциала образовательного процесса в контексте формирования информационно-коммуникативной компетентности; б) развития личности в деятельности; в) преемственности.

Информационно-коммуникативная компетентность концентрирует в себе всю совокупность качественно новых знаний, умений и навыков:

          знания об информации в целом и о видах ее поиска, сбора и хранения, систематизации, обработки, о способах представления информации и ее переход в знания; знания о коммуникации в целом и об элементах коммуникативного процесса; знания об интеграции информации и коммуникации и ее ключевой роли в создании условий для процесса профессионально-педагогического взаимодействия

          умения ориентироваться в информационных потоках, то есть в способности находить актуальную, необходимую и достаточную информацию; умения ее обрабатывать и интегрировать согласно уровню понимания участников коммуникационного процесса; умения использовать современные технологии для презентации информационных продуктов и умения защищать данный продукт индуктивно-дедуктивными методами аргументации

          навыка как опыта применения всех полученных знаний, умений в деятельности или по образцу, или в новой, нестандартной ситуации.

То есть, информационно-коммуникативная компетентность — педагогическая категория, рассматриваемая как неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста. Она характеризует качественные показатели личности, включающие в себя единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности. Она является интегральной характеристикой профессиональных, личностных и деловых качеств специалиста и предусматривает сформированность умений активного информационного взаимодействия в условиях современной информационной среды, что подразумевает умения эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и трансляции информации при осуществлении коммуникативных актов в профессиональной сфере. Она рассматривается как структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации.

 

Литература:

 

  1.      Астафьева О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества/ О. Н. Астафьева, О. А. Захарова. — URL: www. Ural-yeltsin.ru/ usefiles/ media/ Astafieva_Zaharova. doc
  2.      Емельянова В. Е. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза // Вестник Московского городского педагогического университета.
  3.      Смирнова И. Г. Педагогические условия формирования информационно коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза: дис…канд. пед. наук: 13.00.01/ И. Г. Смирнова. — Воронеж, 2011.- 188с.
  4.      Круглякова Г. В. Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов: автореф. дис….канд. пед. наук / Г. В. Круглякова. — Тольятти, 2007. — 243с.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, информационно-коммуникативная компетентность, знание, профессиональная сфера, способность, информационно-коммуникативная компетенция, коммуникативная открытость, нестандартная ситуация, образовательный процесс, эффективный поиск.


Похожие статьи

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России

Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка

Похожие статьи

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России

Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка

Задать вопрос