Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.09.2023

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Красикова, В. В. Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста / В. В. Красикова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8606/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для современного человека особенно важно уметь вступать во взаимоотношения с внешней средой, свободно адаптироваться в ней. Усвоение этих навыков ребенком должно происходить еще на уровне начальной школы.

Сегодня многие родители старших дошкольников стремятся, чтоб к моменту поступления в первый класс, ребенок обладал читательскими навыками. Но практика показывает, что несмотря на то, что значительная часть обучающихся 1-х классов умеют читать, многие из них не понимают смысла прочитанного, не могут объяснить то, что только что прочитали. К 4-му классу многие школьники затрудняются анализировать и обобщать, высказывать собственную точку зрения, доказывать ее. Причиной этому является недостаточное владение функциональными компетенциями младших школьников. [1; с.6].

Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность, естественно — научную грамотность. [1; с.6].

При формировании функциональной грамотности у младших школьников эффективно использовать русские народные сказки, стихотворения. При их прочтении учащиеся не просто знакомятся с действиями героев, дают им оценку, но и учатся выражать собственное мнение, анализируют поступки и возможные последствия действий героев.

Математическая грамотность помогает ребенку не только освоить систему счета, но и уметь находить части числа, понимать диаграммы, оценивать высказывание с точки зрения истинности и ложности. Полученные навыки пригодятся ребенку лучше ориентироваться в повседневной жизни, например, при совершении мелких покупок.

Формирование математической грамотности непосредственным образом связано с формированием финансовой грамотности. Младший школьник должен ориентироваться не только в совершении мелких покупок, но и иметь представление об экономических явлениях, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Например, зачем необходима реклама, для чего нужен банк, что такое платные и бесплатные услуги.

Овладение естественно — научной грамотностью позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, изучить свойства предметов, объектами живой и неживой природы при помощи простейших экспериментов.

Факультативное занятия с детьми по читательской грамотности.

Занятие 1.

Константин Ушинский «Бишка»

Чтение произведения К. Д. Ушинского «Бишка».

Задание 1 . Определить жанр данного произведения. Учащиеся определяют, что это авторская сказка, так как написал ее К. Д. Ушинский и герой произведения отвечает на вопрос девочки.

Детям предлагаются цветные карточки для определения количества героев произведения.

В произведении два героя, дети обозначают их двумя карточками.

Задание 2. Продолжить предложения.

Бишка не захотел читать книжку, потому что он собака.

Так как он собака, у него другие обязанности.

Учащиеся называют обязанности собаки.

Задание 3. Детям предлагается дать характеристику герою (собаке), подобрав соответствующие слова. (Собака рассудительная, внимательная, исполнительная, послушная).

Задание 4 . Подобрать пару. Книги — читать; дом — стеречь; волков — пугать; зайку — следить и т. д.

Задание 5 . Составление пословиц и поговорок. Дети с учителем разбирают их состав.

Собака человеку неизменный друг. Собака дом стережет, не спит, лает, воров не пускает. Поговорка соответствует прочитанной сказке.

Без собаки зайца не поймаешь. Собака должна охотиться, а не читать книги. Поговорка соответствует сказке.

Собака лает — ветер носит. Пословица не отражает суть сказки.

Задание 6. Чтение научно — познавательного текста.

Учащиеся определяют, что собаки бывают разных пород: охотничьи, сторожевые, декоративные, пастушьи. Прочитав текст, учащиеся определяют, что в сказке говорится об охотничьей или сторожевой собаке.

Задание 7 . Чему нас научила сказка? Дети высказывают собственное мнение. Затем учащимся предлагаются высказывания о том, что сказка учит каждого заниматься своим делом.

Вывод: если будешь заниматься своим делом, то сможешь выполнить его хорошо. Не надо браться за то, что ты не умеешь делать.

Факультативное занятие с детьми по математической грамотности.

Занятие 2.

Русская народная сказка «Два жадных медвежонка».

Задание 1. Дети определяют количество частей, на которые разделен сыр. Сыр разделен на 2 части.

Задание 2. В ходе совместной работы, дети определяют, как разделить на 4 части.

При счете определить количество частей, если каждую часть разделить еще на 2 части.

Учитель разрезает сыр, подсчитывается количество полученных частей — 8.

По сколько равных частей сыра получит каждый медвежонок? (по 4)

Задание 3. Решение задачи. Учащиеся читают условие задачи. Если сыр был разрезан на 8 частей. Один жадный медвежонок забрал себе 6 частей, сколько частей досталось второму. (8–6=2).

Можно ли сказать, что сыр был поделен справедливо? (Нет, так как у одного медвежонка его больше на 4 части).

Задание 4 . Соединить точки и получить многоугольник.

Дать название многоугольнику. Почему он имеет такое название? Так как у него много углов.

Задание 5 . Решение задачи. Учащиеся составляют краткое условие задачи.

Сыр был разделен на 8 частей.

Один медвежонок съел 2 кусочка, а второй — несколько. После этого у них осталось 3 кусочка. Сколько съел второй медвежонок?

Дети понимают, что решить задачу можно двумя способами.

1 способ. 8-(2+3)=3

2 способ. 8–2-3=3.

Второй медвежонок съел три кусочка сыра.

Факультативное занятие с детьми по финансовой грамотности.

Занятие 3.

Кот Матроскин из Простоквашино

Задание 1.

Дети вспоминают мультфильм «Простоквашино», где кот Матроскин решил продавать молоко любимой коровы Мурки.

Учащимся задается вопрос, что надо сделать Матроскину, чтоб у него молоко продавалось хорошо и все бы знали, что именно у него оно самое вкусное.

Дети определяют, что нужна реклама. С детьми проводится беседа о назначении рекламы, о том, какая информация должна содержаться в рекламе (о пользе товара, о необходимости приобрести этот товар).

Задание 2. В ходе рассказа дети узнают, что Шарик помог Матроскину и бесплатно нарисовал плакат и вывесил его в сельском магазине.

Учащиеся узнают о рекламе — плакате. Дети в тетради изображают мини — плакаты рекламы и придумывают надписи к ним.

Задание 3. Учитель рассказывает, что есть профессия — создатель рекламы, то есть это человек, который занимается созданием рекламы.

Дети узнают, что создание рекламы — это платная услуга. Но реклама может быть разной, поэтому и цена за нее разная. Детям предлагается оценить разные виды упаковок из — под молока. Они рассматривают и оценивают внешний вид упаковки, выбирают наиболее понравившуюся упаковку.

Учащимся необходимо объяснить, что наиболее выгодна красочная упаковка, которая привлечет внимание покупателей.

Задание 4. В ходе рассказа учителя дети узнают, что у Матроскина есть 10 рублей, которые он готов потратить на рекламу. Шарик устроился к Матроскину зазывалой и за это Матроскин заплатил ему 2 рубля. Это тоже реклама.

С учащимися проводится беседа:

— Видели ли вы зазывал?

— Нравится ли вам такая реклама?

Учащиеся читают небольшой текст о профессии зазывал.

Учащиеся в тетради составляют текст рекламы — зазывалочки в молочный магазин.

Задание 5 . Учащиеся узнают, что у Матроскина молочная продукция стала очень хорошо раскупаться. Почему. Дети отвечают, что это реклама, которую делал Шарик. А также то, что продукция Матроскина очень хорошего качества.

Но самой эффективной является телевизионная реклама, но она является самой дорогой и короткой по времени. За нее Матроскин отдал 5 рублей.

Детям предлагается просмотр нескольких рекламных роликов о молочной продукции, дети объясняют, какую информацию получили из текста рекламы. Какое молоко им захотелось купить и почему?

Задание 6. По завершении занятия необходимо назвать рекламу, которую использовал Матроскин и определить, какая из них самая дорогая или которая обошлась Матроскину наиболее дешево.

Необходимо определить, сколько Матроскин потратил на рекламу своего молока.

2+5=7 рублей.

Осталось 10–7=3 рубля.

Поэтому дороже всего Матроскин заплатил за телевизионную рекламу, потому что ее видит наибольшее количество покупателей.

Вывод: при помощи рекламы, Матроскин сможет продавать больше молока от своей любимой коровы Мурки. Матроскину удалось заработать приличную сумму, продавая молоко.

Факультативное занятие с детьми по формированию естественнонаучной грамотности.

Занятие 4.

Отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…

Задание 1. Учащимся предлагается провести опыт, в ходе которого они наблюдают, что металлическая пуговица, монетка, и ложка утонули. Значит, все металлические предметы тонут.

Задание 2. Ребятам предлагается предположить, утонет ли пустая металлическая банка? Дети дают утвердительный ответ, основываясь на проведенном опыте. Утверждение проверяется.

В ходе эксперимента выясняется, что пустая металлическая банка не тонет. Учащиеся выдвигают предположения, почему. Это зависит от того, что банка имеет другую форму по сравнению с ложкой, монетой или пуговицей.

Задание 3. Учитель показывает детям пустую банку и спрашивает, что находится внутри нее. Дети отвечают, что там находится воздух, это и помогает банке находиться на плаву. Дети приходят к выводу, что внутри корабля тоже находится воздух и поэтому он и находится на волнах.

Учитель объясняет, что воздух легче воды, поэтому вода выталкивает банку.

Задание 4. Учитель проводит опыт с корабликами из бумаги, в ходе которого дети узнают, что кораблик тонет, если он переворачивается и вода заполняет его изнутри.

Так происходит во время шторма и сильного ветра.

Учитель кладет на кораблик монеты по одной. Кораблик выдерживает несколько монет, а при перегрузке значительным количеством монет, он тонет. Поэтому, если корабль перевозит большое количество груза, он может затонуть. За этим необходимо строго следить, поэтому у каждого корабля есть ватерлиния — специальная отметка на корабле. Учащиеся объясняют понятие «ватерлиния».

Задание 5. Учитель объясняет, что у кораблика из стихотворения есть парус. Учащиеся объясняют, зачем нужен парус — для быстрого передвижения корабля.

Учитель, используя фен, бумажный кораблик с тканевым парусом показывает ребятам, как движется корабль при помощи ветра, как работает парус.

Ребята определяют направление ветра.

Таким образом, формирование функциональной грамотности младших школьников при помощи заданий, имеющих сюжетную основу сказок и стихотворений, помогает их всестороннему развитию, учит ориентироваться в современной жизни, не просто знать произведение, а уметь анализировать его с разных позиций. Учащиеся становятся более любознательными, внимательными, способными выражать собственное мнение, критически мыслить.

Литература:

  1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности/ М. В. Буряк, С. А. Шейкина.-М.: Планета, 2023.-88с.
  2. Функциональная грамотность. Тетрадь. Тренажёр для школьников. 1 класс./М. В. Буряк, С. А. Шейкина. — М.: Планета, 2022. — 88 с. (Учение с увлечением)
  3. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности/ М. В. Буряк, С. А. Шейкина.-М.: Планета, 2023.-88с.
  4. Функциональная грамотность. Тетрадь. Тренажёр для школьников. 2 класс./М. В. Буряк, С. А. Шейкина. — М.: Планета, 2022. — 88 с. (Учение с увлечением)
  5. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности/ М. В. Буряк, С. А. Шейкина.-М.: Планета, 2023.-88с.
  6. Функциональная грамотность. Тетрадь. Тренажёр для школьников. 3 класс./М. В. Буряк, С. А. Шейкина. — М.: Планета, 2022. — 88 с. (Учение с увлечением)
  7. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности/ М. В. Буряк, С. А. Шейкина.-М.: Планета, 2023.-88с.
  8. Функциональная грамотность. Тетрадь. Тренажёр для школьников. 4 класс./М. В. Буряк, С. А. Шейкина. — М.: Планета, 2022. — 88 с. (Учение с увлечением)

Похожие статьи

Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Родительский контроль как приоритетное направление в оценке качества образования

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Родительский контроль как приоритетное направление в оценке качества образования

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос