Цель: Развитие профессионально значимых качеств личности студентов, обучающихся профессии, относящейся к сфере «человек — человек»
Тренинг способствует развитию следующих общих и профессиональных компетенций будущего специалиста в профессиональной сфере «человек — человек»:
Компетенция
Знания
Умения
Готовность осознать наличие проблем в области профессионального самоопределения
Сущность и понятие: «Профессиональное самоопределение», «Профессионализм», «Профессионализм человека»
Выразить свои цели и предварительные установки в области профессионального самоопределения
Готовность принимать активное участие в групповой и командной деятельности
Стратегии эффективного взаимодействия в команде: правила поведения в тренинге
Понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие
Готовность внести свой вклад в идею группы
Понятие «рефлексия»
Продуцировать идеи
Готовность участвовать в дискуссии, способность уважительно относится к высказываемым точкам зрения
Правила участия в эффективном общении
Слушать оппонента. Дискутировать с оппонентом, соблюдая этические нормы поведения
Ход тренинга:
Упражнение направлено на актуализацию ожиданий и потребностей участников в профессиональном и личностном саморазвитии; на предоставление возможности выразить свои цели и предварительные установки.
Участникам предлагается подготовить 2 листа бумаги. Один из них озаглавить «Ожидание», а другой — «Опасение». На первом листке бумаги нужно написать о том, ожидают участники от предстоящих занятий, а на втором — чего они опасаются, находясь во временном неведении.
Затем участники (по желанию) зачитывают написанное. По ходу возможны некоторые размышления, уточнения, вопросы группы и ведущего.
Упражнение на вербальное общение. Скажите комплимент своему соседу. Сосед реагирует на полученный комплимент и затем говорит ответный комплимент. Так — по кругу.
1) Комплимент должен быть искренним; 2) Избегайте общих слов, используйте конкретные детали; 3) Персонифицируйте свое высказывание — отмечайте что-то, что действительно характерно для этого человека; 4) Поясняйте общие характеристики — в чем это выражается; 5) Говорите о своих чувствах в связи с другим человеком, а не оценивайте его: «Мне нравится, когда ты…»
Те же самые правила — для подачи негативной обратной связи «Я чувствую раздражение, когда ты…». Никогда не используйте обобщающих оценок «Ты всегда…», «Ты никогда…», а описывайте конкретную ситуацию и свои чувства в связи с ней.
Понятие комплимента: «Спасибо» (фразы типа «Да что ты, я сегодня плохо выгляжу» или «А я всегда хорошо выгляжу» обесценивают комплимент).
- Мини-лекция «Барьеры общения»
Коммуникативные барьеры общения.
Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.
М. Р. Битянова выделяет барьеры:
фонетический
семантический
стилистический
логический
социально-культурный
барьеры отношений.
Фонетический барьер — может возникать, когда медсестра и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции.
Семантический (смысловой) барьер — связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т. д.).
Стилистический барьер — несоответствии речи медсестры ситуации общения, например при ее фамильярном поведении, когда она всех пациентов старше определенного возраста называет «бабуля» и «дедуля».
Барьер логического непонимания — логика рассуждений медсестры может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения сестры.
Социально-культурный барьер — причиной возникновенияможет выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса.
Барьеры отношений — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.
- Упражнение «Слепое слушание»
Цель: продемонстрировать неэффективность передачи информации без обратной связи.
Инструкция. Выбираются 5 человек из членов группы — непосредственных участников упражнения. Им сообщается, что в группе будет зачитан текст, который они должны будут передавать друг другу по памяти, не делая никаких записей и пометок. После этого в кругу остаётся только один из пятерых, а четверо выходят за дверь. Ему зачитывают текст. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает всё, что запомнил. Затем приглашается следующий и так далее, пока текст не повторит последний пятый участник.
Часто в результате такой передачи смысл текста искажается до противоположного. Наблюдатели фиксируют ошибки искажения смысла, появляющиеся у каждого из передающих. В процессе обсуждения наблюдатели высказывают свои соображения по поводу причин возникновения ошибок.
После того, как группа приходит к выводу, что умение слушать необходимо тренировать, ведущий переходит к введению техник активного слушания.
- Видео сюжет «Танго Аль Пачино».
После обсуждения видео сюжета, ведущий знакомит участников тренинга с понятием «Ассертивность».
Ассертивность — самопродвижение или продвижение своей воли, умение настаивать на своем, умение убеждать. Основой навыка ассертивности является способность свободно проявлять свои эмоции, выражать желания и потребности.
Конгруэ́нтность (лат.congruens — соразмерный, соответствующий) в широком смысле — равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно — содержания, выраженного в различных формах, представлениях) или согласованность элементов системы между собой. Синоним конгруэнтности — «аутентичность».
Эффект неконгруэнтности
Конгруэнтность — согласованность вербальных и невербальных сообщений.
Неконгруэнтность — несогласованность вербальных и невербальных сообщений.
Будучи абсолютно конгруэнтными, мы никогда не сможем сделать новый выбор, научиться чему-то новому, посмотреть в будущее или перенестись мысленно в прошлое, удивиться новой мысли или посмотреть на мир глазами другого человека. В реальном мире результатами абсолютной конгруэнтности могут стать застой, несчастье и полная зависимость от внешних обстоятельств
Причины неконгруэнтности не только связанны с конфликтами и дисгармонией личности;
Существенным фактором может является переутомление, стресс и другие.
- Упражнение «Стратегии поведения в конфликте».
К какому виду конфликта относится следующие ситуации? Какие способы урегулирования Вы могли бы предположить?
А. Руководителю необходимо послать сотрудника в командировку, подчиненный высказывает свое явное нежелание отправляться в поездку.
Б. Старшая медсестра проявляет высокомерие, неуважение, грубость по отношению к медсестрам и пациентам, в результате чего зачастую возникают конфликты.
В. Участковый врач А часто и длительно болеет. Врачам Б и В приходится постоянно замещать врача А. Через некоторое время они высказывают свое недовольство ситуацией заведующей поликлиникой.
Г. Медсестра, обращаясь к недавно пришедшему в отделение начинающему врачу, задает вопрос относительно каких-то процедур и, получив ответ, тут же в присутствии других медсестер объявляет ему, что «у нас так не делают».
Обсудите результаты своей работы в микрогруппах.
После выполнения задания, акцентировать внимание студентов на понятии «Саморегуляция»
Саморегуляция — умение сохранять душевное здоровье, умение отреагирования отрицательных эмоций важнейшие умения профессии сферы «человек — человек».
- Видеосюжет «Я лечу»
Задание: посмотрите сюжет и ответьте на вопросы.
- Согласны ли вы с рассуждениями врача относительно границ общения между пациентом и медицинским работником. Свой ответ аргументируйте.
- Какое явление, часто встречающееся в среде медицинских работников, можно увидеть в данном сюжете?
После просмотра видеосюжета дается 2 минуты на обсуждение.
Дополнительное задание: «предложите способы профилактики синдрома профессионального (эмоционального) выгорания у медицинских работников». На обсуждение также дается 2 минуты и представляются свои варианты ответа.
Эталоны ответов см. приложение 1.
- Профессиональное выгорание.
По определению Н. Е. Водопьяновой, профессиональное выгорание — долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влияние профессиональных психологических трудностей, стрессов.
В состоянии эмоционального выгорания человек ощущает усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, мучительный страх ошибок. Причет тут чувства отличаются острым накалом. В голову человеку в это время приходят неприятные мысли о постоянной несправедливости действий по отношению к нему, неоцененности окружающими его трудовых подвигов и даже о собственной несостоятельности.
В период эмоционального выгорания человек ведет себя странно, даже враждебно: у него ярко выражена критика к окружающим и самому себе, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
В работе медсестры риск в профессионального выгорания, впрочем, как и во многих других профессиях, конечно, существует. Он увеличивается, если при этом в учреждении неэффективный стиль руководства, человек работает в условиях дефицита времени или отсутствует социальная сплоченность коллектива.
Главное помнить, что любую проблему можно превратить в задачу, а у любой задачи, даже самой трудной, всегда есть решение!
Итак, проблема — психологические трудности, присущие профессии.
Задача — осуществить профилактику эмоционального выгорания, сохранить психологическое здоровье.
Для решения этой задачи важно выработать для себя правила, которые помогут преодолеть психологические и чувствовать себя комфортно.
Например, такие:
улыбаться часто и искренне (себе в зеркале тоже!);
постоянно совершенствоваться в профессии (курсы, книги, периодика);
четко и вовремя заполнять необходимую документацию, не копить рутину;
хорошо ориентироваться в своих должностных обязанностях и правах;
в общении с родителями воспитанников и педагогами проявлять доброжелательность, такт и строго соблюдать принцип конфиденциальности;
участвовать в общественной жизни коллектива (конкурсах, праздниках, досугах);
создавать у пациентов положительный образ себя как медика: найдите или сочините стихи о своей работе; украсьте кабинет яркими игрушками; чаще приходите в палату, общайтесь с пациентами);
заботиться о своем отдыхе, внешней и внутренней красоте.
Радуйтесь каждому дню, солнечный он был или пасмурный, радуйтесь родным и друзьям, радуйтесь улыбкам пациентов, книгам, своей работе и своему отдыху, радуйтесь тому, что вы нужны людям. Помните, как у Э. Асадова? «Кто умеет в буднях быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек»!
- Индийская притча «Три фигурки».
Однажды Акбар, индийский царь, получил в подарок три абсолютно одинаковые золотые фигурки. Дарящий сказал также, что у каждой фигурки — свое значение и своя ценность.
Чем же отличались они одна от другой? Этот вопрос должны были решить советники царя. Сколько ни искали они различия, но так и не обнаружили их.
Один из мудрецов — Бирбал — тем не менее продолжал свои поиски.
Наконец, в каждой из фигурок он обнаружил по маленькому отверстию в ушах. В них-то мудрец и продел тонкую золотую нить.
Тогда и стало заметно, что у одной нить вышла из второго уха, у другой — изо рта, а у третьей фигурки нить прошла через сердце.
Настало время растолковать ценность и значение фигурок. Бирбал так объяснил их царю:
«Решение таково:
Первая фигурка — символ человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает.
Вторая напоминает нам человека, который, едва выслушав сказанное, спешит рассказать об услышанном другим.
Третья фигурка символизирует человека, который, услышав от других что-то, старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка — самая ценная из трёх».