Автор: Юсуфкулова Гузалия Гарафиевна

Рубрика: Типы и виды общеобразовательных учреждений

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Юсуфкулова Г. Г. О проектировании адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 74-75.



На современном этапе развития образования особое внимание уделяется образованию и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья, и ее актуальность повышается в связи с увеличением числа детей в образовательных организациях с проблемами в психофизическом развитии.Это связано с исполнением Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ. В статье 3 этого закона говорится «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностями развития, способностям и интересам человека». Право каждого человека и отдельным категориям граждан на образование, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) гарантируется статьей 5 вышесказанного закона. Согласно приказа Министерства Образования и науки РФ № 1598 и № 1599 от 19.12.2014, утверждены и применяются в правоотношениях с 1 сентября 2016 г. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — (ФГОС) предоставляет возможность всем детям с ОВЗ, вне зависимости от выраженности трудностей развития, законные основания для обучения и воспитания в образовательных организациях разного типа. В ФГОС (Стандарте) предусмотрены 4 варианта введения ребенка с ОВЗ в школу. Полную интеграцию в обычный класс с освоением начального школьного образования в общие с другими детьми сроки предполагает первый вариант. Три других варианта дают возможность вести обучение в специальных классах в составе той же школы либо в специализированных школах, но с продленным сроком обучения и по программа, адаптированным к возможностям, вплоть до отказа цензового уровня образования, опираясь на индивидуальные возможности самого ребенка.

Цель стандартов — определить необходимые условия получения образования для детей с ОВЗ, утвердить примерные образовательные программы, адаптированные для различных категорий обучающихся, обозначить требования к результатам освоения программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования. В достижении индивидуализации и доступности образования для различных категорий обучения основными механизмами являются:

– проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации;

– проектирование образовательных маршрутов обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».Адаптированная основная образовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная программа, адаптированная для данной категории обучающихся, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В этом учебно-методическом документе определяются рекомендуемые Стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности, включающая, примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации. АООП в образовательной организации разрабатывается специалистами и утверждается руководителем данной организации, с согласия родителей (законных представителей), нуждающегося в ней ребенка. В проектировании АООП следует обратить особое внимание, на возможность включения родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития, в ее реализацию.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. № 2357 определено, что основная образовательная программа начального общего образования должна состоять из трех разделов: целевой, содержательный и организационный. В структуре АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сохраняются те же требования. В целевом разделе, в пояснительной записке определяются цели, задачи АООП в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимся образовательной программы НОО, а также планирование и способов достижения обучающимся результатов освоения АООП. В предметных, метапредметных и личностных результатах обучающегося по каждому направлению, для каждой образовательной области отражаются планируемые результаты освоения обучающимися АООП. Наряду с оцениванием достижений планируемых результатов освоения АООП, должны оцениваться использование умений и знаний на практике, активное и самостоятельное, а также специальное требование к развитию жизненной компетенции обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями. Особое внимание в содержательном разделе АООП заслуживает программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая область представлена следующими обязательными курсами:

– Ритмика;

– Логопедические коррекционные занятия;

– Психокоррекционные занятия.

Содержание коррекционно-развивающей области у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осваивающие АООП по 2 варианту (на основании которой разработан СИПР), представлено следующими образовательными коррекционными курсами:

– Сенсорное развитие;

– Предметно-практические действия;

– Альтернативная коммуникация;

– Коррекционно-развивающие занятия.

В содержательной части коррекционно-развивающей области как в первом, так и во втором варианте, может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Согласно ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программа коррекционной работы должна обеспечивать:

– своевременное выявление особых образовательных потребностей детей ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

– осуществление индивидуально-ориентированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

– возможность овладения обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач с учетом индивидуальных возможностей.

Организационный раздел АООП содержит систему условий реализации АООП. В нее включены описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью.

Таким образом, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) задают целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания АООП с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, обеспечения оптимальных условий для социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [http://www.constitution.ru/]Режим доступа: СистемаКодекс-клиент.
  2. Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.14 № 1599.
  4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т.-М.: 1983.—Т. 5.
  5. Грабов А. Н. Олигофренопедагогика / А.Н Грабов, Кузьмина Н.Ф, Новик Ф. М. — М., 1941.
  6. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / С.Д Забрамная — М.: Просвещение, 1988. — 94 с.
  7. Занков Л. В., Певзнер М. С., Шмидт В. В. Трудные дети в школьной работе.—М.—Л., 1933.
  8. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей интеллекта / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева. — Спб.: Институт специальной психологии и педагогики, 2000. — 96 с.
  9. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р Маллер, Г.В Цикото. — М.: Академия, 2003. — 202 с.
  10. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф.-М., 1969.
  11. Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей.— Пг., 1915.
  12. Шипицина Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина. — Спб.: Речь, 2005. — 477 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов