Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 25.06.2018

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Серова, Е. Ю. Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники» / Е. Ю. Серова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3474/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье раскрывается система работы над долгосрочным групповым проектом в русле нравственно-патриотического воспитания. Основное направление проекта — совместная познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность с детьми, а также взаимодействие с родителями.

Ключевые слова: проект, детский сад, нравственно-патриотическое воспитание

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей ктрадициям народа. Одной из традиций являются праздники. Исторические корни праздников уходят в глубокую древность. Они всегда были тесно связаны с религией, образом жизни, мировосприятием, трудовой деятельностью. Во всех странах есть свои праздники: национальные, государственные, религиозные. Но есть и такие торжественные события и даты, которые отмечает всё мировое сообщество.

В Российской Федерации законом установлено 12 праздничных дней, охватывающих 8 государственных праздников: Новый год и Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и труда, День Победы, День России, День народного единства. Все они являются днями отдыха.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. [3]

Воспитатель Шабурова Л. Р. отмечает, что одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая реализовать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. [4]

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан групповой проект «Государственные праздники», целью которого стало формирование гражданского самосознания, понимания важности и исторической ценности многих российских праздников, расширение представления детей о традициях празднования в семье и стране.

Основные задачи проекта:

– Расширение знаний и представлений детей о государственных праздниках (история появления, традиции празднования, способы поздравления).

– Воспитание любви и уважения к семье, к детскому саду, к государству; интереса к историческому прошлому своего народа.

– Развитие познавательной активности как системы важнейших мировоззренческих идей.

– Вовлечение родителей в активное сотрудничество с детским садом.

Участники проекта: дети подготовительной группы ОНР, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.

Сроки проекта: с 02.10.2017–11.05.2018г.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Организационно-подготовительный:

– постановка целей и задач, составление плана работы по реализации проекта;

– подбор методической, художественной, детской литературы; иллюстративных материалов, презентаций, видеороликов, музыкального сопровождения;

– разработка консультаций, бесед для детей и родителей;

– исходя из пожеланий детей, подборка материалов для продуктивной деятельности с детьми по изготовлению подарков, поздравительных газет и т. д.

Основной (непосредственная реализация проекта):

– познавательные беседы с детьми;

– чтение стихотворений, вырезок из газет и журналов по праздникам; разучивание праздничных стихотворений, сценок, танцев, песен для утренников

– проведение утренников и досугов, развлечений с детьми (включая специалистов ДОУ)

– изготовление перекидного «Календаря государственных праздников» совместно с детьми (на отдельных листах оформляются страницы с помощью аппликаций, а на обороте помещается дополнительная информация о празднике: поздравление, пожелания, рекомендации детям или родителям, фотографии с мероприятий в детском саду и пр.)

– оформление родительского уголка

проведение конкурса семейных проектов «Государственные праздники», «Мастерская Деда Мороза», «Этот День Победы».

Итоговый (результативный, рефлексивный)

– подготовлен календарь государственных праздников.

– создана подборка консультаций для родителей и бесед с детьми.

– собраны учебные презентации и видео материалы, художественное слово, иллюстрации о государственных праздниках, гербе и флаге России;

– итогом конкурсов стали семейные поделки для новогоднего проекта, открытки и альбомы по государственным праздникам;

– оформлена основная демонстрационная стойка, где отображены государственные символы, русская берёзка, фотогалерея из семейных и групповых снимков праздников и подарков, сделанных руками воспитанников;

– разработано дидактическое пособие «Собери герб», где по слоям выделены элементы герба и их значение.

Результативность проекта:

у детей пополнились, систематизировались знания и представления о традициях и обычаях празднования государственных праздников;

– ребята участвовали в оформлении помещения к праздникам;

– дети с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины; проект помог привить чувство собственного достоинства, чувство сопричастия к общему делу, к праздничному таинству;

– по мере прохождения проекта у детей и их родителей обогатились семейные узы, духовные ценности. Дети стали понимать значимость внимания к ним взрослых, сами старались порадовать всех хорошими подарками, выступлениями;

– появилось желание самостоятельно заняться творчеством — сочинять свои загадки и небольшие стихотворения, иллюстрировать их, создавать газеты, книжки-малышки, работать сообща над общим проектом;

– возросло качество общения и взаимодействия с родителями. Ведь общее дело всегда сближает.

Литература:

  1. Гвоздовская С. Ю., Сидорова Л. В. Метод проектов в организации коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / С. Ю. Гвоздовская, Л. В. Сидорова // Особые дети в образовательном пространстве дошкольного учреждения: сборник научно-методических материалов / науч. ред. Е. С. Бабунова. — Магнитогорск: МаГУ, 2012. — Вып 2. — С.22–28.
  2. Егорова Е. А. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Егорова // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений г. Магнитогорска: сб. научно-методических статей / отв. науч. ред. Е. С. Бабунова. — Магнитогорск: МаГУ, 2010. — Вып. 5. — С. 13–17.
  3. Завизьон Л. Долгосрочный проект в средней группе «Государственные праздники в России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.maam.ru/detskijsad/dolgosrochnyi-proekt-v-srednei-grupe-na-temu-gosudarstvenye-prazdniki-v-rosi.html
  4. Шабурова Л. Р. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou66/page2420315.htm
Основные термины (генерируются автоматически): праздник, детский сад, ребенок, День, нравственно-патриотическое воспитание, продуктивная деятельность, реализация проекта, родитель, традиция празднования.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Традиционных праздников «День защитника Отечества», «День Победы».

Метод проектов — это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и

Уральская Е. М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День...

Педагогический проект «День Победы» по...

Ожидаемые результаты проекта: ‒ Создание благоприятных условий для воспитания гражданско-патриотических чувств детей и реализация совместной творческой деятельности детей и родителей.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

самар, Детский сад, ребенок, Великая Отечественная война, воспитанник, формирование основ патриотизма, любовь, дошкольный возраст, педагогический коллектив, нравственно-патриотическое воспитание.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

ребенок, детский сад, изобразительное искусство, дополнительное образование, родной край, патриотическое воспитание, Дальний Восток, продуктивная деятельность, мемориальный комплекс...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

детский сад, ребенок, нравственно-патриотическое воспитание, итоговое мероприятие, день, образовательная деятельность, народное единство, Российская Федерация, Маленький человек...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников старшей группы на тему «Я и моя семья».

План реализации проекта.

Использование инновационных технологий...

детский сад, Ребенок, духовно-нравственное воспитание, родитель, декоративно-прикладное искусство, русская старина, духовно-нравственное воспитание дошкольников...

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Традиционных праздников «День защитника Отечества», «День Победы».

Метод проектов — это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и

Уральская Е. М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День...

Педагогический проект «День Победы» по...

Ожидаемые результаты проекта: ‒ Создание благоприятных условий для воспитания гражданско-патриотических чувств детей и реализация совместной творческой деятельности детей и родителей.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

самар, Детский сад, ребенок, Великая Отечественная война, воспитанник, формирование основ патриотизма, любовь, дошкольный возраст, педагогический коллектив, нравственно-патриотическое воспитание.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

ребенок, детский сад, изобразительное искусство, дополнительное образование, родной край, патриотическое воспитание, Дальний Восток, продуктивная деятельность, мемориальный комплекс...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

детский сад, ребенок, нравственно-патриотическое воспитание, итоговое мероприятие, день, образовательная деятельность, народное единство, Российская Федерация, Маленький человек...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников старшей группы на тему «Я и моя семья».

План реализации проекта.

Использование инновационных технологий...

детский сад, Ребенок, духовно-нравственное воспитание, родитель, декоративно-прикладное искусство, русская старина, духовно-нравственное воспитание дошкольников...

Задать вопрос