Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с изучением истории и традиций родного края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Москалёва О. А., Дунина О. В., Сотникова Л. И. Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с изучением истории и традиций родного края // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 472-474. — URL https://moluch.ru/archive/145/40530/ (дата обращения: 26.09.2018).



У вас будет все, если вы воспитаете граждан… Однако воспитать граждан — дело не одного дня; … нужно наставлять их с детского возраста

Руссо Ж.

Формирование личности человека и чувство гражданского патриотизма происходит в дошкольном возрасте. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.

Чтобы сформировать у дошкольников ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей малой и большой Родине педагогами нашей группы был разработан комплексный проект «Моя Родина». Проектный метод позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал довольно легко, через совместный поиск решения проблемы, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Кроме того, проектная деятельность хорошо развивает творческие способности дошкольников и педагогов.

Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие единого образовательного пространства, на наш взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединённых в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребёнка чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине — слаборазвитым. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру.

Актуальность: Мы живем в богатейшей и прекраснейшей Республике Хакасия. И должны помочь детям узнать, чем красива и богата наша Земля. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Цель проекта:

  1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
  2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
  3. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Задачи комплексного проекта:

− Дать знания детям о малой Родине: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в Республике.

− Познакомить с именами тех, кто основал и прославил родной край.

− Расширить знания детей о флоре и фауне родного края.

− Воспитывать любовь к родному городу, республике, умение видеть прекрасное, гордиться им.

− Познакомить с культурой и традициями Хакасии.

− Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты, музыкальный руководитель.

Срок реализации: долгосрочный (2015–2017 гг.)

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; игровая деятельность.

Основные шаги реализации проекта:

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта, участие родителей группы в организации работы по проекту, желание поделиться с педагогами и с детьми своими знаниями; расширенное взаимодействие с краеведческим музеем, проведение познавательно-игрового конкурса для взрослых и детей «Моя Родина»

Направления проектной деятельности:

Информационный блок: Переработка теоретических материалов.

Технологический блок:

− Разработка тематических блоков и конспектов Непосредственно Образовательной Деятельности по вариативной программе патриотического воспитания «Мир в твоих руках» (Курганова М. Б., Басманова Г. О., Докунова Ю. А, Великжанина О. Л., 2009), в которую входят три модуля: формирование бережного отношения к природе; формирование бережного и уважительного отношения к себе и окружающим людям; формирование уважительного отношения к людям.

− создание мультимедийных тематических презентаций для использования в Непосредственно Образовательной Деятельности: «Моя малая родина — Хакасия», «Достопримечательности нашего края», «Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»)», «Художники и поэты Хакасии», «История города», «Никто не забыт, ничто не забыто» и т. д.

Организационный блок: Создание предметно-развивающей среды.

Решено было создать уголок русской и хакасской культуры в группе, уголок государственной символики; изготовить и приобрести пособия, художественную литературу, дидактические игры по нравственно — патриотическому воспитанию.

Уголок национальной культуры включает: художественную литературу (устное творчество — сказки, потешки, поговорки, загадки) и т. д.; народные игрушки, народные музыкальные инструменты; куклы в национальных костюмах (мужская рубаха и женское платье, шубки, «сигедек», «сикпен», женские платки, декоративные украшения — серьги, накосные украшения, сумочки, кольца, перстни, браслеты, нагрудное украшение — пого); жилище (юрта — изба); произведения декоративно — прикладного искусства, репродукции картин русских и хакасских художников и т. д.

Уголок государственной деятельности включает: символы России и республики Хакасии: герб, флаг; наглядный материал: фотографии, открытки.

«Игротека»: Дидактические игры: «Найди флаг», «Разрезная символика» по типу «Пазл» «Выложи национальный узор» (на разных геометрических плоскостях), «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дарю подарки», «Четвёртый лишний», «Кто, где живет?», «Кто охраняет нашу Родину?», «Я и моя семья», «Лабиринты моего города».

Уголок экспериментирования: Природные ресурсы и образцы полезных ископаемых родного края.

Результат проекта: Презентация проекта: «Моя Родина»; конкурсы и акции краеведческой тематики, направленные на развитие творческих способностей, любознательности, воспитания любви к малой родине.

Благодаря проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитаниюсизучением истории и традиций родного края, мы обеспечили наиболее эффективную работу для реализации задач по воспитанию у детей гражданской позиции в социуме.

Сравнительный анализ мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию к концу подготовительной группы вырос на 70 %.

Основные знания, умения и навыки детей, характеризующие результативность усвоения материала.

  1. Семья, город, республика, страна: ребёнок знает и называет своих ближайших родственников, домашний адрес, название города, республики, страны, столиц Республики Хакасия и России; называет и узнает по иллюстрации достопримечательности города и республики, основные достопримечательности Москвы, зеленые зоны и главные улицы родного города.
  2. Государственная символика: знает и узнает флаг, герб России и Хакасии, гимн России.
  3. Культура и традиции народа: называет государственные и народные праздники, знает основные традиции и обычаи их празднования; узнает и называет народные промыслы, костюм, предметы быта, обрядовую кухню, орудия труда; использует в речи малые фольклорные формы, узнает народную музыку, знает народные песни, играет в народные игры.
  4. Природа родного края и страны: называет природные богатства республики Хакасия и России, знает и сравнивает природно-климатические зоны России, условия жизни в них, растения и животных этих зон.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.

Литература:

  1. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  2. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 № 6.
  3. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 № 1.
  4. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Хакасия, проектная деятельность, ребенок, краеведческий материал, комплексный проект, детский сад, государственная символика, Образовательная Деятельность, малая родина.


Похожие статьи

Проект «Родной свой край люби и знай»

Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю

Квест «Хакасские истории». Такай краеведческий квест познакомит учащихся 7–8 классов с историей Хакасии, научит ориентироваться по карте, а также ребята покажут и свои знания о регионе.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Проектная деятельность по

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Продуктивная деятельность в детском саду.

Проектная деятельность по краеведению как средство...

Библиографическое описание: Малеева С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и

В статье показана специфика реализации метода проектов при проведении образовательной работы по краеведению с детьми старшего...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

родной город, малая родина, ребенок, город, проектная деятельность, городская среда, безопасное поведение, детский сад, дошкольный возраст, познавательное развитие.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей...

Воспитание патриотизма, основ гражданственности начинается с малой Родины, города, села, своей школы, детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольник, становление основ, ребенок, проектная деятельность, Хакасия, позитивное отношение...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

С чего для ребёнка начинается Родина? С родного дома, домашнего очага, его первых друзей…

Основное поле краеведческой работы открывается во внеурочной деятельности. Моя задача — использовать разнообразные формы работы.

Гражданское и патриотическое воспитание детей, через...

ребенок, детский сад, изобразительное искусство, дополнительное образование, родной край, патриотическое воспитание, Дальний Восток, продуктивная деятельность, мемориальный комплекс...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект «Родной свой край люби и знай»

Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю

Квест «Хакасские истории». Такай краеведческий квест познакомит учащихся 7–8 классов с историей Хакасии, научит ориентироваться по карте, а также ребята покажут и свои знания о регионе.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Проектная деятельность по

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Продуктивная деятельность в детском саду.

Проектная деятельность по краеведению как средство...

Библиографическое описание: Малеева С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и

В статье показана специфика реализации метода проектов при проведении образовательной работы по краеведению с детьми старшего...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

родной город, малая родина, ребенок, город, проектная деятельность, городская среда, безопасное поведение, детский сад, дошкольный возраст, познавательное развитие.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей...

Воспитание патриотизма, основ гражданственности начинается с малой Родины, города, села, своей школы, детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольник, становление основ, ребенок, проектная деятельность, Хакасия, позитивное отношение...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

С чего для ребёнка начинается Родина? С родного дома, домашнего очага, его первых друзей…

Основное поле краеведческой работы открывается во внеурочной деятельности. Моя задача — использовать разнообразные формы работы.

Гражданское и патриотическое воспитание детей, через...

ребенок, детский сад, изобразительное искусство, дополнительное образование, родной край, патриотическое воспитание, Дальний Восток, продуктивная деятельность, мемориальный комплекс...

Задать вопрос