Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом и духовном воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Быкова Э. Ю., Кандакова Л. Ю., Лаптенок Т. С. Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом и духовном воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/archive/199/49138/ (дата обращения: 13.11.2018).



«Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным.

Песня есть душа твоя, утончай её.

Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю.

И получит планета Земля и вся вселенная Красоту,

которую не познал никто»

Ш.А. Амонашвили

На основе практического опыта – коллектива авторов: воспитателя высшей квалификационной категории Быковой Э.Ю., воспитателя первой квалификационной категории Кандаковой Л. Ю. и старшего воспитателя Лаптенок Т.С., разработана концепция инновационной деятельности педагогического коллектива в области нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области», целью реализации которой является создание оптимально – благоприятных условий для индивидуализации образовательной деятельности.

Одним из важнейших условий жизнеспособности общества является наличие общих для его членов духовно – нравственных и культурных ценностей.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. В дошкольном возрасте у ребёнка должны формироваться первичные представления о том, как складывается и развивается культура общества и его отдельных членов.

Взаимодействуя с людьми и познавая окружающий мир, ребёнок учится воспринимать себя не только как отдельную личность или как члена группы, но и как представителя определенной культурно – исторической общности» [1]. Конечно же самое близкое окружение ребёнка – это его семья. Здесь формируется его семейные, духовно- нравственные и культурные ценности, традиции. А в детском саду ребёнок встречает детей и взрослых из различных социальных, и культурных сред, которые имеют различные привычки, убеждения, ценности, культурный опыт. Ребёнок учится уважать других людей, их ценности, обычаи. Участвуя в праздниках, готовится к ним, узнает о родном крае. Учит песни, мастерит поделки, узнает историю своей Родины. Задача педагога в нравственно – патриотическом и духовном воспитании состоит в том, чтобы развивать чувство гражданской идентичности и любовь к Родине, научить понимать поступки людей, познакомить с ценностями и интересами национальных культур, развивать позитивную самооценку воспитанников. Наш детский сад с 2017 года работает по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение». Мы используем различные инновационные технологии в своей деятельности для достижения поставленных целей: «Образовательное событие», «Детский совет», «Проектная деятельность», «Детское портфолио» и многие другие. Инновационные технологии, используемые нами в педагогической деятельности, привлекают к работе большой коллектив. Педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, специалисты дошкольного учреждения, воспитатели, воспитанники, родители, все становятся участниками «Образовательного события». Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Команда педагогов дает новый импульс к долгожданным переменам в образовательной деятельности. Каждый ребенок чувствует себя участником одной большой истории, где нет утомительных речей и скучных открытий, а именно инновационные технологии помогают раскрыть потенциал педагогов и направить образовательный процесс в нужное русло, во взаимодействии с ребёнком.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека… Александр Блок написал это в 19 веке. Посмотрите за окно. Век XXI. Что мы видим: та же ночь, та же улица, фонарь, аптека, молодежь 21 века. Сравнима ли наша молодежь с молодежью 19 века, и есть ли нужда сравнивать? За два столетия произошло немало событий, которые коренным образом повлияло на мировоззрение наше и наших детей. Какими же мы встретили 21 век? Новые технологии, новые изобретения, новые люди, совершенно отличные даже от людей 20 века. А нравственные и духовные ценности, патриотизм, восприятие тоже изменились? Есть вечные понятия: любовь к Родине, родным, уважение, доброта, милосердие. Каким же мы хотим видеть человека 21 века? Нового изобретателя? Нового защитника? Нового доктора, учителя, инженера? Растет поколение совершенно новых людей, мы работаем с новым мышлением, новым форматом мышления. Что мы можем сделать, чтобы привить им нравственные ценности, чувство патриотизма? Как воспитывать такого нового человека нового времени? Только новыми методами и приемами?

Мы стараемся прививать вечные ценности, актуальные для всех веков: благородство, милосердие, духовность, сострадание, патриотизм – это всегда будет ценным и самым важным!

Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей. Меняется и отношение людей к Родине. В обществе наблюдается резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей народа и его героической истории. Современные дети все меньше знают о родных городах, стране. Все чаще равнодушны к близким людям. Патриотическая идея – это то основание, на котором должна выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице наших детей. Наша работа в группе начинается с детьми с 2,5 лет и до 7 лет. Это возраст, когда закладываются основные нравственные понятия и чувства. Казалось бы, малыши, но уже и в этом возрасте мы говорим с ними на взрослые темы:

что такое семья, для чего нужен друг, где живет доброта?

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC00142.JPGНравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Совместно с родителями, работаем над проектами. Одним из таких важных проектов для нашей группы стал проект «История одной книги. Семейная библиотека как духовное завещание детям». В этом проекте мы затронули важные темы: любовь к своему роду, своей фамилии, своих предках, гордость за них. Это оказалось значимым событием для наших детей и родителей. Как оказалось, многие семьи погрузились в эту тему, нашли семейные альбомы, узнали о своих предках, написали о своих родных. Дети с удовольствием и гордостью рассказывали о дедушках, прадедушках и прабабушках, показывали фотографии.

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC_0075.JPGНа детском совете наши дети вместе с педагогами обсуждают новости и решают, какими интересными делами займутся. Какие идеи возникают у детей по поводу различных проектов. Каждый услышан, каждая идея принимается по настоящему и чаще всего реализуется. Ежедневно или по мере необходимости говорим с детьми о долге, совести, решаем детские споры, приходим к мнению, которое не ущемляет прав другого, делимся своими ощущениями и чувствами.

«Детский совет помогает достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой выбирать содержание своего обучения или развития» [2]. Дети участвуют в совете. «Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать своё мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решение вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества» [2].

Большое значение в формировании нравственности и патриотизма играет чтение художественной литературы, проживание ситуаций вместе с героями, эти переживания дети переносят на себя, начинают говорить о себе, своих чувствах, эмоциях, мы стараемся все C:\Users\user\Desktop\дети в саду 2018\P1030350.JPGвместе помочь и найти выход из положения.

В нашей группе стало традицией делать сюрпризы друг другу, другим воспитателям и педагогам, считаем, что важно именно дарить подарки, а не получать. Однажды на детском совете у детей зародилась идея «Бумеранга добра». Им очень хотелось порадовать своих родителей и поднять им настроение, они придумали изготовить смайлики и подарить их близким и знакомым, всем сотрудникам детского сада, а когда в ответ получили улыбки и добрый взгляд, благодарность, то поняли в чем смысл слов «Бумеранг добра».

C:\Users\user\Pictures\фото 9 гр 2016 выборы\20160823_081954.jpgМы приняли активное участие в акции, которую придумали сами «Дари добро». Вот уже два года подряд мы собираем подарки детям в Волгоградский областной онкологический центр, сотрудничаем с волонтерами. Это участие очень много дает детям. Они понимают, что есть другой мир, другие ценности, что есть дети, терпящие боль и ежедневные мучения, что они нуждаются в теплом взгляде, в простом участии в их жизни.

C:\Users\user\Desktop\дети в саду 2018\P1010579.JPGМы собираем подарки, рисунки, письма, которые дети пишут сами, и наши родители отвозят в центр онкологии в детское отделение.

Мы часто проводим диспуты, споры на такие темы как: «Что хочет мама», «Что дороже всего», «Я хотел бы…».

В своей работе мы используем игровые методы Щурковой, направленные на формирование своего «Я»: Калоши счастья», «На твоем бы месте», «Хочу и надо», «Проблема на ладошке», «Магазин качеств» и другие. В процессе игр мы видим духовное и нравственное восхождение детей. В игре дети живут, они естественны и открыты.

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC_0851.JPGВ 2017 году в нашей группе в рамках большого образовательного события детского сада, посвященного 75- летию Сталинградской битвы, была создана рукописная книга «Чтобы помнили». Это не учебник истории, в ней нет точных дат, в ней описаны переживания и чувства людей, переживших войну. В создании книги приняли участие не только сотрудники детского сада, но и родители, друзья, родственники воспитанников и сотрудников. Рукописный текст передает тепло, сердечность, переживания, идет от души. В этой книге говорится о важности знания о чувствах и памяти людей, переживших ужасы войны, о том почему нельзя допустить войну вновь. Дети учатся понимать, что вносят свой вклад в создание книги.

В нашем детском саду много интересных событий приуроченных к важным событиям. Акцию «Сталинградский хлеб», мы проводим 2 февраля. В этот день дети говорят о хлебе, о его важности в годы войны, его ценности, интересно наблюдать как бережно и до крошечки они его съедают. Это воспитывает в детях чуткость, сострадание. Такие акции положительно влияют на формирование нравственных качеств детей, их духовность.

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC_0793.JPGАкция «Белый шар». Запуская в небо белые шары как символ веры, мира, мы говорим что белые шарики – это ангелы, которые смотрят на нас, это солдаты, которые не вернулись с войны, но благодаря которым мы живем.

Акция «Бессмертный полк». Наши дети, сотрудники приносят фотографии своих родных, прошедших войну и 9 мая, все группы детского сада выходят на митинг-концерт, посвященный Дню Победы, в группах организуются выставки, дети рассказывают о своих прародителях, они говорят о них с гордостью. Мы приглашаем на это событие ветеранов, бабушек и дедушек, гостей.

Акции, в память о великих трагических событиях, положительно влияют на нравственное, духовное становление личности ребенка, на развитие их патриотических чувств.

Любовь к родному краю, малой родине играют большое значение в воспитании патриотизма, мы проводим беседы, презентации. Дети и родители с интересом принимают в этом участие. Тесное сотрудничество с родителями сближает детский сад и семью и положительно влияет на внутренний мир ребенка. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своему дому, двору, детскому саду. Мы часто проводим такие тематические выставки, встречи с родителями, которые рассказывают о своей профессии, увлечениях.

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC_0759.JPGВ этом году в продолжении акции «Дари добро», «Бумеранг добра» мы радовали пап своей выпечкой, вместе с детьми замесили тесто и испекли печенье к 23 февраля, вкладывая в каждое печенье свое тепло и любовь.

С родителями проводятся дискуссии, диспуты, круглые столы «Мой ребенок через 20 лет, какой он? Что я делаю для того, чтобы он стал таким, а сам я такой?» В своей работе используем принципы Ш. А. Амонашвили, это дает нам возможность глубже понять ребенка, его внутренний мир. Применяя на практике методы Ш. А. Амонашвили, мы видим , как дети учатся делать выбор, отстаивать свою точку зрения, учатся быть сдержанными и в то же время эмоционально открытыми.

Какими мы видим поколение 21 века? Это открыватели новых лекарств, создатели новых технологий. Это люди нового формата. Но хочется ли нам, чтобы это были роботы? Хочется ли иметь бессердечных, но умных программистов, не созидателей, а хладнокровных создателей? Какими будут наши дети зависит только от нас.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности – самостоятельной и ответственной. Патриотическое, духовное воспитание – результат длительного и целенаправленного воспитания. Ребёнок не рождается злым или добрым. То какие качества будут у него развиваться зависит от родителей, от окружающих взрослых. Как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека….Идет человека 21 века. В сердце любовь, доброта, в глазах искры любви, в голове ясный рассудок, ладонь раззажата от кулаков, готова к рукопожатию, он открыватель, он созидатель, он миротворец, он великий и могучий. Он воспитан в 21 веке и не допустит войны.

Литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» Издательство «Национальное образование». (Москва. 2015 )
  2. Свирская Л.В. «Детский совет». //Методические рекомендации для педагогов. Издательство «Национальное образование». (Москва. 2015 – С. 2, 11)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, век, родитель, ценность, детский совет, духовное воспитание, образовательная деятельность, образовательное событие, родной край.


Похожие статьи

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

детский совет, ребенок, взрослый, выбор, действие, обмен новостями, жизнь группы, образовательная работа, образовательное событие, образовательный проект.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

ребенок, образовательная деятельность, дошкольное образование, образовательный процесс, умение, обмен новостями, образовательный запрос детей, ближайшее развитие, детский совет...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

детский сад, Ребенок, духовно-нравственное воспитание, родитель, декоративно-прикладное искусство, русская старина, духовно-нравственное воспитание дошкольников...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.

Важное место в работе с родителями занимают тематические беседы: «Семья-ребёнок-детский сад», «Воспитание патриотизма и...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

семья, ребенок, дошкольный возраст, время, родитель, педагог, образовательная деятельность, духовно-нравственное воспитание, детский сад, современное общество.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада. Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности.

Необходимые условия совершенствования...

ребенок, духовно-нравственное воспитание, православное воспитание, сюжетно-ролевая игра, педагог, Бог, инновационная форма работы, духовное воспитание, детский сад, образовательный процесс.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей. Дошкольный период детства — пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

детский совет, ребенок, взрослый, выбор, действие, обмен новостями, жизнь группы, образовательная работа, образовательное событие, образовательный проект.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

ребенок, образовательная деятельность, дошкольное образование, образовательный процесс, умение, обмен новостями, образовательный запрос детей, ближайшее развитие, детский совет...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

детский сад, Ребенок, духовно-нравственное воспитание, родитель, декоративно-прикладное искусство, русская старина, духовно-нравственное воспитание дошкольников...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.

Важное место в работе с родителями занимают тематические беседы: «Семья-ребёнок-детский сад», «Воспитание патриотизма и...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

семья, ребенок, дошкольный возраст, время, родитель, педагог, образовательная деятельность, духовно-нравственное воспитание, детский сад, современное общество.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада. Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности.

Необходимые условия совершенствования...

ребенок, духовно-нравственное воспитание, православное воспитание, сюжетно-ролевая игра, педагог, Бог, инновационная форма работы, духовное воспитание, детский сад, образовательный процесс.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей. Дошкольный период детства — пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил.

Задать вопрос