Библиографическое описание:

Муратова Г. Ф. Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 42-44.

Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство русского человека. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Тем более, что на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Изучив соответствующую литературу по патриотическому воспитанию поставила перед собой следующие задачи:

  • воспитание чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;

  • формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  • формирование представлений о России как о родной стране, о Москве, как о столице России;

  • воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;

  • воспитание чувства патриотизма средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

  • приобщение родителей к проблеме патриотического воспитания.

Для решения вышеназванных задач составила перспективный план работы по патриотическому воспитанию на год с учетом региональных климатических условий, принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого для него материала, к менее близкому.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Поэтому работу по патриотическому воспитанию начала с темы «Мой дом, моя семья». Дети рассказывали о членах своих семей, составляли с родителями рассказы на тему «Моя семья» и приносили в детский сад семейные альбомы. В сюжетно-ролевых играх «Дом», «Семья» дети отражали знания о своем ближайшем окружении, об именах близких людей, о семейных традициях. На занятиях по ознакомлению с окружающим провела беседы «Мама — самое прекрасное слово на земле», «Мамин день». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Вместе с детьми подобрали стихи и песни о маме и с удовольствием исполняли их. Также на занятиях широко использовались игры и игровые упражнения, разработанные мной на основе медиатехнологий. Преимущество собственных разработок заключается в том, что их можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала. Красивым завершением этой работы стало создание двух мультимедийных презентаций: «Мамы разные нужны» и «Мамин день», а также фотоклипа «Семейный альбом нашей группы», которые и сейчас вызывают у детей эмоциональный отклик и живой интерес.

Работа по теме «Мой любимый детский сад» началась у нас с путешествия по детскому саду и бесед о профессиях работающих здесь людей, а также с экскурсии по микрорайону, где расположен детский сад «Радуга». Проводились фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования — «Мы — самые старшие в детском саду» и «Наши добрые дела». В рисовании, лепке, конструировании и аппликации из природного материала также прошла тема любимого детского сада. Использование в работе мультимедийных презентаций и фотоклипов способствовало повышению интереса детей к изучаемому материалу и расширило возможности моделирования игровых ситуаций.

Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, я сформулировала тему «Я живу на Кольском полуострове в г. Апатиты». На занятиях был проведен цикл бесед «Мой родной город» («Город, где я родился»). Дети придумывали рассказы на тему «Из окна, из окна наша улица видна». В рисовании «Город волшебного камня», лепке «Родная улица», конструировании «Мост» и аппликации «Дворец», дети старались передать красоту, современность нашего города. Были созданы мультимедийные презентации «Путешествие в прошлое», «Северный городок», которые использовались на занятиях и в совместной детско-родительской игре-викторине «Их имена в памяти улиц». Организованы видео-экскурсии к самым известным памятникам нашего города: памятник первым строителям, Кириллу и Мефодию, павшим воинам, памятник Ферсману и павшим милиционерам. В результате целенаправленной работы у детей группы сформировались навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда.

Работая над темой «Наша Родина — Россия», на занятиях провела беседы «Наша родина — Россия, наш общий язык — русский», «Я живу в России», «Русский фольклор» (заклички, частушки, колыбельные), «Народные приметы». Специально к занятиям созданы фотоклип «Дружат дети всей земли» и мультимедийные презентации «Государственные символы России» и «История русского народного костюма». При знакомстве детей с русским народным костюмом, у них сразу же возникло желание нарисовать его. На занятиях с использованием мультимедийного оборудования дети более активны, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности, дети с удовольствием слушали песни о Родине и играли в народные игры.

Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Я провела с детьми беседы «Тот герой, кто за Родину горой», «Наша армия родная». Созданы мультимедийные презентации «Боевая техника», «Армия и флот», «На аэродроме», которые включались в занятия на разных этапах. После этого дети с удовольствием составляли свои рассказы о Российской армии, рисовали картины и даже оформили все это в отдельный альбом «Российская армия глазами детей». В рамках работы по этой теме уделила особое внимание празднику День Победы. С детьми проводились беседы «Праздник нашей победы», «Дети войны», «Как хорошо, когда мир на земле». Детям очень понравилась экскурсия к памятнику погибшим в ВОВ воинам, но особенно запомнилась встреча с ветераном-фронтовиком.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Совместно с музыкальным руководителем организуем мероприятия, способствующие развитию у детей патриотических чувств. Это и новогодние утренники, и День защитников Отечества, и различные веселые спартакиады. Необычными и запоминающимися получились такие праздники, как «Осенняя ярмарка» и «День защиты детей». В музыкальном зале установили мультимедийное оборудование, с экрана которого герои любимых сказок обращались к детям с заданиями и вопросами. Благодаря виртуальному общению с ними, дети смогли почувствовать себя в другом измерении.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания, было проведено анкетирование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников: быть или не быть?». Ответы родителей помогли определиться с направлениями работы по данной теме. Но поскольку в последнее время появилась новая формация родителей, которые уже не представляют свою жизнь без ресурсов Интернета, электронной почты и поисковых систем, работа с родителями проводилась в двух направлениях. В помощь родителям оформлен стенд, где размещаются статьи, стихи, приметы, игры для разучивания и занятий с детьми дома, подготовлены консультации: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», «Связь экологического и патриотического воспитания детей».

Также в работе с родителями активно используются сетевые электронные ресурсы (Интернет) — наиболее распространенный и демократичный способ распространения и получения информации, доступный родителям не зависимо от места их проживания и уровня дохода. Создан специальный уголок: «В гостях у «Файлика», в котором для родителей размещаются ссылки на Интернет-ресурсы, которые могут помочь в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Постоянно привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного материала. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, и какие методы им используются. Поэтому я принимаю активное участие в методической работе ДОУ. Подготовлены консультации для педагогов: «Зачем знакомить дошкольников с родословной?» и «Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников», также разработан долгосрочный творческий проект «С чего начинается Родина?». Совместно с администрацией детского сада, участвовала в подготовке и проведении общего родительского собрания «Роль семьи и социальных факторов в формировании гражданско-патриотических чувств дошкольников».

Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. В настоящее время информационные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Разумно используя их в своей работе, можно выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами — всеми участниками образовательного процесса. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и беречь свою Родину.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотических чувств, старших дошкольников, Формирование патриотических чувств, патриотических чувств любви, развития патриотических чувств, Воспитание патриотических чувств, детскому саду, уровней развития патриотических, патриотических чувств старших, патриотического воспитания, проблеме патриотического воспитания, патриотическому воспитанию, детей патриотических чувств, гражданско-патриотических чувств, мультимедийного оборудования, мультимедийные презентации, воспитание гражданско-патриотических чувств, использованием мультимедийного оборудования, Мониторинг уровней развития, родному городу.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle