Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 26.01.2018

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Дзюбина И. В. Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры в детском саду // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 188-190. — URL https://moluch.ru/archive/190/48019/ (дата обращения: 17.11.2019).


  1. «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально- значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов», — так записано в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Это процесс освоения наследия традиций, отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, к окружающим людям.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героям- все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще до школы необходимо пробудить в ребенке гордость за принадлежность к России.

  1. Важным аспектом в системе патриотического воспитания, по нашему мнению, является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, совместными усилиями, мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека-патриота своей страны. Большое внимание нами уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

– мы включаем аспекты патриотического воспитания в родительские собрания;

– поощряем участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках нравственно-патриотической направленности;

– тематические выставки поделок, рисунков о Москве, сделанных родителями совместно с детьми.

– организовываем участие родителей в совместной игровой деятельности;

  1. Мы считаем, что народные игры так же являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, ловкостью, выносливостью, народные игры учат: проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
  2. Радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, развивается фантазия, ведь для игр раньше использовались самые простые атрибуты: палочка, верёвочка, камушки… Создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию воображения, уточнению представлений об окружающем мире.
  3. В нашем дошкольном отделении развитию патриотизма уделяется огромное внимание и поддержка, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и администрации детского сада.
  4. В нашем детском саду оборудована специальная комната «Игротека»: это постоянно пополняемый мини-музей со множеством предметов, игр, игрушек, разных временных периодов.
  5. Оборудованным уголком русской избы с лавками, ставнями на окнах, печью, ухватами, чугунами, прялками….
  6. Детскими колясками 50-х годов, отреставрированными старинными игрушками…
  7. Дети всех возрастов имеют доступ к «игротеке», начиная со средней возрастной группы занятия в игровой комнате включаются в сетку и проводятся регулярно (во второй половине дня).
  8. В игротеке мы детям рассказываем и наглядно показываем каким был домашний обиход недавнего прошлого, какими были игры и игрушки.
  9. Детям и родителям очень нравиться наша «игротека» именно поэтому уже давно у нас есть традиция проводить весенний праздник «8 Марта» у подготовительных групп в «Игротеке». Дети и воспитатели в народных костюмах, показывают и с родителями проигрывают «старинные» игры. Стоит ли говорить, что утренники, проведенные в таком стиле, проходят на «Ура». Вызывая у детей и родителей полный восторг. Сомой любимой игрой у детей и родителей является
  10. «Малечина-калечина»

– игра старинная. Играли в нее во время посиделок, долгими зимними вечерами, чтобы время скоротать, свою удаль показать! Правила очень просты: нужно поставить на раскрытую ладонь палочку (султанчик, обычный карандаш) и стараться удержать как можно дольше. Зажимать пальцами нельзя! При этом произносят слова: «Малечина-калечина, сколь часов до вечера?» — и начинают отсчет: «Раз, два, три…десять, одиннадцать»... — до тех пор, пока игрок может удержать палочку на ладони.

Можно усложнить игру — держать палочку не на ладошке, а на пальце, ноге, колене и так далее.

Эта старинная русская народная игра — замечательный тренажёр для детей. Она развивает ловкость, крупную и мелкую моторику, координацию движений и чувство равновесия. А самое главное прежде чем начать играть в «новую» для детей игру, мы рассказываем, про то откуда зародилась эта игра, почему такое название, какие нужны атрибуты…. Тем самым каждый раз знакомясь с новой увлекательной игрой, ребенок все больше и больше узнает (понимает) наши традиции их значение, русский менталитет в целом. Но эта не единственная любимая игра, полюбившаяся нашим детям. Так же наши дети очень любит играть в:

  1. «Шишки, желуди, орехи», «бирюльки», «волчки», «свинки», «блошки», «мотальщики», «веревочка», «кубарь», «ходули», «лапоть», «солдатики», «закидушки», «бабки», «фурчалки» и многие, многие другие….

Наши дети искренне любят «Игротеку», понимают и самостоятельно играют в игры нашего народа, с увлечением пересказывают друг, другу

– Запевки;

– Распевки;

– Заклички;

– Частушки.

Проводят с нашей помощью мини-экскурсии и рассказывают другим детям и родителям, о названиях, предназначениях игр, игровых или бытовых атрибутах, и правилах игр.

  1. Народные игры, проводимые нами в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, гордящейся своей историей. Таким образом, работа по воспитанию патриотических чувств детей к родному городу в условиях нашего дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты и выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, а также интереса к своей малой родине.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, патриотическое воспитание, родитель, детский сад, окружающий мир, родной край, участие родителей.


Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

родной край, родной город, мир природы, семейный клуб, чувство гордости, окружающий мир, ребенок, родитель, семья.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара).

Родители фотографировали своих детей около знаменитых памятников, достопримечательностей города.

Патриотическое воспитание в ДОУ | Статья в журнале...

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия.

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей через взаимодействие с детским садом. В детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой родине ведется с педагогами, детьми и родителями.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, педагогический процесс, жизнь...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный

Похожие статьи. Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада.

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического...

ребенок, сюжетно-ролевая игра, игра, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, окружающий мир, народ, игровая деятельность, традиция, Российская Федерация.

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

родной край, родной город, мир природы, семейный клуб, чувство гордости, окружающий мир, ребенок, родитель, семья.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара).

Родители фотографировали своих детей около знаменитых памятников, достопримечательностей города.

Патриотическое воспитание в ДОУ | Статья в журнале...

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия.

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей через взаимодействие с детским садом. В детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой родине ведется с педагогами, детьми и родителями.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, педагогический процесс, жизнь...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный

Похожие статьи. Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада.

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического...

ребенок, сюжетно-ролевая игра, игра, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, окружающий мир, народ, игровая деятельность, традиция, Российская Федерация.

Задать вопрос