Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белявцева, Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине / Л. В. Белявцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5857/ (дата обращения: 20.04.2024).

Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Дети имеют искаженные представления о гражданственности, патриотизме, милосердии. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Чувство любви к Родине — это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А будет ли у человека привязанность к родной земле или он отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Следуя принципу через малое к большему, базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

Воспитание любви к своей малой родине — это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Знакомясь со своей малой родиной — родным городом Старым Осколом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Обращаясь к словам В. А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы» нам, взрослым, нужно все сделать для того, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Развитие дошкольника, его социализация осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах — семье и в дошкольном учреждении. В семье развитие ребенка проходит стихийно, а в детском саду — упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим существенным характеристикам. В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемым, как правило, одним взрослым. В семье развитие ребенка проходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата. В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцировано и имеет целью достижение запрограммированных результатов. Следовательно, семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Таким образом, полноценное решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относят отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. На основе анализа работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей выявился факт некоторой отчужденности родителей, расплывчатого представления о понятиях «патриотизм», «гражданственность». Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей через взаимодействие с детским садом. В детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой родине ведется с педагогами, детьми и родителями. Работа с педагогами предусматривает проведение мониторинга, организации консультаций: «Гражданственность как интегративное качество личности», «Педагоги и родители –творческий тандем», «Крепка семья — сильна Россия» и др. Педагоги ДОУ с большой самоотдачей приняли участие в смотре-конкурсе патриотических уголков.

Творческой группой педагогов был разработан перспективный план для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ориентируясь на этот план педагоги, основываясь на лично — ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста используют метод проектов в работе с детьми, выражая свой творческий потенциал.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями, наладить содержательное, эмоционально насыщенное общение между ними. Родители в нашем детском саду не только заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Родители поддерживают идею совместного приобщения детей к отечественному наследию, необходимость воспитания у детей патриотических чувств. Беспокойство вызывают молодые мамы и папы, у которых такие понятия вызывают некоторое недоумение. Анкетирование лишь подтвердило наше предположение о том, что молодых родителей необходимо просвещать. Для родителей были организованы консультации на темы: «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности», «Как познакомить детей с выдающимся земляком Ерошенко В. Я»., родительское собрание в форме устного журнала на тему: «Учим детей знать, любить и беречь свой город» с использование презентации, изготовлены фотовыставки: «Наш город родной», «Старый Оскол — город воинской славы», «Человек славен трудом», тематические выставки: «Увлекательные путешествия по родному городу», «Все профессии нужны, все профессии важны», презентация «Знатоки родного города» (в форме соревнований двух команд) и др. Самым эффективным решением проблемы явилось проведение просветительской работы молодых родителей через детей. Организация совместных творческих домашних заданий как: придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты микрорайона, в котором живут, изготовление макетов микрорайонов Жукова, Макаренко и др., сбор материала о родном городе, выращивание комнатных цветов для группы и др.- все это помогло по-новому взглянуть молодым родителям на свою малую родину и многое о ней узнать.

Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважение к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательное отношение к другому человеку. Часть посещающих детский сад детей и их родителей Россия не является Родиной, а Старый Оскол — родным любимым городом. Работа с родителями требует терпения и большого такта, поэтому возможность решения этой проблемы мы видим в осторожном мотивировании родителей: насильно никто не заставляет любить нашу страну, но если эта страна выбрана для проживания их детьми, значит ознакомление с правилами и традициями, существующими в России, в Старом Осколе, позволит их ребенку более успешно адаптироваться к детскому саду сейчас, так и в социуме в будущем.

Зарождая росточки любви к родному городу, очень важно помочь ребенку открыть историческое прошлое родины, рассказать о её защитниках. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начало патриотических чувств. Педагоги и родители сходятся в едином мнении — в необходимости помнить о тех, кто защищал наше Отечество в суровые времена, в необходимости знакомства детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы. Осмысление законов истории невозможно в столь раннем возрасте. Поэтому особое внимание необходимо обращать на подбор литературных произведений, иллюстративного материала, песенного и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство сопереживания, подготовить ребенка к осознанию исторических событий. Трудно говорить о войне. Все дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. Уходят из жизни люди, в памяти которых остались горькие утраты и радости побед. Тема войны не понятна маленькому дошкольнику. Взрослым необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные и понятные ему. В нашем детском саду в работе по данному направлению в приоритете стали экскурсии и целевые прогулки. Организуя целевые прогулки и педагогам, и родителям важно помнить об опасности эмоциональной адаптации, то есть привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а понижение интереса, затухание чувств. Целевую прогулку к памятнику маршалу Г. К. Жукову наши воспитанники вместе с родителями и педагогами совершили в День освобождения города — 5 февраля, где попали на большой праздник, отмечаемый жителями города. Наши воспитанники пришли на праздник с цветами, чтобы возложить их к подножию памятника. Такие экскурсии прививают детям навыки гражданского поведения у священных для народа мест. В День Победы празднично одетые дети, педагоги и родители нашего детского сада дарили цветы ветеранам и открытки, сделанные своими руками, читали у памятника стихотворения о Великой Отечественной войне. Оскольское телевидение снимало детей на видеокамеру, а потом они увидели себя по телевизору. Все это дало возможность нашим воспитанникам поучаствовать в городских мероприятиях, почувствовать себя частичкой своей родины. Вот такие живые впечатления вызывают яркие эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Полученная на экскурсиях информация, пробуждающая положительные чувства, вызывает и стремление детей к деятельности: желание нарисовать, слепить, поучаствовать в конкурсе, посадить цветы, сделать что- то своими руками. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство родному городу, стране, должны как можно раньше зародиться в сознании ребенка.

Праздники неотделимы от жизни общества. Они вобрали в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию. Праздники в детском саду — яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая разные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционные праздники для нашего детского сада такие, как «Защитники Отечества», «День Победы», «День матери», «День семьи», «День освобождения Старого Оскола», «Папа, мама, я — дружная семья» после проведения длительной совместной кропотливой работы с родителями по воспитанию у дошкольников любви к малой родине стали проходить с особым чувством, как у детей, так и у родителей и педагогов, и с большим желанием мам и пап самим принять активное участие в них.

Дошкольной возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. От того какими глазами ребенок впервые увидит окружающее, что поразило его воображение, что извлек он из общения с взрослыми о событиях современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление личности гражданина. Хотя многие впечатления еще не осознаны им так глубоко, но, «пропущены через детское сердце», значит, останутся в памяти надолго, а может и на всю жизнь. Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом — одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств. Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, будет ли мир на Земле, будут ли дети жить атмосфере тепла, солнца, любви, улыбок, и что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

Литература:

1.                  Доронова Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С.49

2.                  Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. –2002. –№ 2. — С.5

3.                  Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М. «Молодая гвардия»,1980. — 175с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, малая родина, родитель, родной город, дошкольный возраст, семья, чувство, Великая Отечественная война, Старый Оскол.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников...

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

ребенок, родной край, семья, Белгородская область, патриотическое воспитание, любовь, Родина, воспитание гражданина, Российская федерация...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...» родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности.

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Моя малая родина в годы Великой Отечественной войны.

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего...

ребенок, детский сад, родной город, Старый Оскол, День, образовательная деятельность, патриотическое воспитание, праздник.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников...

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

ребенок, родной край, семья, Белгородская область, патриотическое воспитание, любовь, Родина, воспитание гражданина, Российская федерация...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...» родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности.

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Моя малая родина в годы Великой Отечественной войны.

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего...

ребенок, детский сад, родной город, Старый Оскол, День, образовательная деятельность, патриотическое воспитание, праздник.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.