Библиографическое описание:

Оборина Е. В. Педагогический аспект феномена толерантности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 27-29.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностей - не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в процессе воспитания и образования. Именно поэтому данная проблема не может быть решена вне процесса целенаправленного формирования толерантности, который организуется в общеобразовательных учреждениях.

Толерантность как особенность созна­ния или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована. Наоборот, человеку скорее органично присуща про­тивоположная тенденция - настороженность, легко переходящая во враждебность, агрессию по отношению к тем, кто от него отличается, на него не похож. У каждого человека есть бессозна­тельный механизм, который фиксирует отношение «свой - чужой». Безотчетно другой, иной воспринимается как представляю­щий угрозу [1].

Феномен толерантности столь многопланов, что до сих пор ученые, педагоги, общественные деятели не выработали единого взгляда на содержательное наполнение данного понятия. Попытка дать научное определение толерантности вызывает немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине, педагогике и др., что порождает возникновение различных подходов к рассмотрению изучаемого феномена.

В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное или формируемое моральное качество, моральная добродетель, комплексное личностное качество, родовое существенное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие. Актуализация толерантности зависит от усилий самого человека, наличие у него социально активной позиции, подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и самовоспитания (А.А. Гусейнов, Д.В. Зиновьев, П.Ф. Комогоров, А.А. Реан, В.А. Ситаров, П.Ф. Степанов, и др.) [2].

По определению В.А. Тишкова толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Автор подчёркивает, что толерантность выражается в виде внутренней установки, во взаимоотношениях личности в коллективе, которая приобретается через воспитание, информацию, жизненный опыт [3].

Д. В. Зиновьев рассматривает толерантность как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам». [4].

Ю.А. Ищенко определяет толерантность как внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге). [5].

Г.М. Шеламова понимает толерантность как морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принять другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свое и чужое мнение и взгляды [6].

Толерантность, по мнению Р.Р. Валитовой, представляет собой моральную добродетель личности, характеризующую ее отношение к «другому» как к свободной, равнодостойной личности, активному субъекту диалога, включающее добровольное, сознательное подавление чувства неприятия, вызванного как внешними, так и внутренними его свойствами [7].

Сложность феномена педагогическая толерантность заключается в том, что у современных ученых нет единой трактовки данного феномена. Кроме этого следует отметить, что наблюдается отождествление понятий «педагогическая толерантность» и «толерантность педагога».

Т.Ю. Фадеева в своем исследовании [8] разводит данные понятия. По мнению автора, толерантность педагога представляя собой, специфическое свойство личности педагога, имеет общее значение и содержит некую неопределенность. Под толерантностью педагога автор понимает и политическую толерантность, и межнациональную толерантность, и религиозную толерантность, и т.д., что, по её мнению, затрудняет раскрытие сущности понятия. Педагогическая толерантность, по мнению Т.Ю. Фадеевой, - особый вид толерантности, который проявляется в профессиональной деятельности специалиста сферы образования в его готовности и способности принимать отличия любого участника образовательного процесса по социальным и личностным признакам.

Педагогический аспект понимания толерантности уточняется в рассмотрении толерантности как педагогической цели. Определяя толерантность как педагогическую цель, А.М. Байбаков [9] понимает ее как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегая конкуренции, в рамках универсальных прав и свобод личности, и при этом, обеспечивая устойчивость индивидуальности личности человека (т. е. не позволяет поступиться собственными принципами) и гармоничное развитие личности в социуме).

Таким образом, толерантность в педагогическом аспекте, включает признание, принятие, уважение и понимание непохожего, проявляющееся в позитивном отношении к «иному». В педагогической практике акцент делается на создание определенных благоприятных условий для процесса формирования толерантности у участников образовательного процесса и самовоспитании.


Литература:

1. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде / под ред. В.Н. Гурова - М.: 2004. - 240 с.

2. Тюлепаева Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. ... канд. пед. н. - Челябинск, 2011. - 26 с.

3. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.

4. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность - ее сущностные характеристики // Парадигма. 1998. № 1. - 51-60 c.

5. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. - № 4. - с. 48 - 60.

6. Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности профессионального лицея. Автореф. дис. … канд. пед. наук - М., 2003 - 20 с.

7. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: дис. … канд. филос. наук.- М., 1997. - 159 с.

8. Фадеева Т.Ю. Формирование педагогической толерантности будущих специалистов сферы образования Автореф. дисс. ... канд. пед. н. - Саратов, 2012.- 24 с.

9. Байбаков, А.М. Воспитание толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп: дис. … канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. - 198 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle