Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.
Поделиться в социальных сетях
458 просмотров
Библиографическое описание

Муратова, Л. Л. Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков / Л. Л. Муратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50995/ (дата обращения: 27.07.2021).



В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Ключевые слова: формирование толерантности, психолого-педагогические условия, школа, подросток.

Анализ теоретической литературы по проблеме толерантности позволил нам приступить к анализу наиболее неразработанной темы — выявление оптимальных условий формирования этих качеств личности. Рассматривая проблему в более масштабном варианте, можно выделить три уровня условий:

  1. общегосударственный уровень, где все условия выступают в виде социальных, экономических, демографических процессов, которые так или иначе влияют на межэтническую толерантность;
  2. уровень социальных групп, где социально-психологическими условиями являются ценности, нормы, установки, стереотипы и образцы поведения, актуальные для общества;
  3. индивидуальный уровень, где условия толерантности заложены в процессы воспитания, обучения, в различные социально-психологические группы.

Индивидуальный уровень наиболее приближен к каждой личности, так как обучение и воспитание — это ключевые позиции образования, которое в нашем обществе приобрело статус непрерывного, то его возможности при формировании всех личностных качеств, в том числе толерантных и этнотолерантных, становятся одними из главных условий.

С введением в образование нового документа — ФГОС для всех уровней обучения, на первый план вышел вопрос о личностном развитии детей, их социализации, готовности с ответственностью подходить не только к личным проблемам, но и к проблемам нашего общества. В такой ситуации — цель образования — это развитие личности, а знания, навыки и умения — это средство развития.

В работах наших отечественных исследователей большое внимание уделяется соотношению образования и культуры, которое можно рассматривать в поликультурном аспекте.

Школа нуждается в сквозной учебной программе, которая была бы ориентирована на учащихся всех возрастов — с 1-го по 11-й класс. Её осуществление оказало бы реальный вклад на формирование у школьников правильного восприятия толерантности, как постоянной ценности сегодняшнего общества, так и освободило бы их сознания от неправильных и устаревших стереотипов.

Формирование толерантности — совместное дело большинства, политических и социальных институтов, но когда в качестве объектов выступают дети, основная нагрузка и ответственность по работе с ними перекладывается именно на педагогическую среду: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. [2]

В учебной деятельности главной формой является урок. Урок — это система образных совместных действий и переживаний, приумножения опыта нравственных взаимоотношений, формирования терпимости и толерантности, понимая ценности каждой личности.

На уроках систематически возникают учебные и нравственные отношения между учащимися. Решая совместные познавательные задачи, одноклассники общаются и влияют друг на друга. Перед педагогом стоит сложная задача — как организовать деятельность учащегося по приобретению знаний, чтобы она вызывала общие переживания, стала источником формирования высоконравственных взаимоотношений учеников. Общая работа во время урока способствует положительному отношению между учащимися. Они поддерживают друг друга, чтобы достигнуть совместной цели. При этом они проявляют требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать успех или неудачу с позиции совместной работы. Что бы все это реализовать на практике, учителю нужно создавать в ходе урока ситуации, в которых ученики смогут общаться друг с другом. Если включить в урок поисковую деятельность, подростки приучаются к исследованию, для успешного выполнения которого необходимо соотносить собственные действия с действиями одноклассников. Слушать и понимать друзей, анализировать свои знания со знаниями других, защищать собственное мнение, не оскорбляя соратников. Помогая другим и, принимать помощь. Для накопления опыта сотрудничества, особенно в свете формирования толерантности необычайно важно, чтобы педагог и ученики оценивали на уроке не только когнитивный компонент, но и обращали внимание на нравственную сторону поведения [3].

В общеобразовательном учреждении могут быть организованны специально предназначенные для этого занятия тренинги с привлечением специалистов. Важную роль в формировании установок толерантного поведения учеников могут сыграть общешкольные коллективные дела.

Довольно сложно выстроить воспитательную работу, нацеленную на развитие толерантного сознания личности. Г. В. Безюлева и Г. М. Шеламова в своих работах выделяют следующие педагогические условия, которые могут повлиять на формирование толерантности:

– создание цельного толерантного пространства школы;

– формирование установки на толерантность, выражающуюся в готовности и способности директоров образовательных учреждений, учителей и учеников к равному диалогу;

– вариативное использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности обучающихся;

– реализация программ повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников;

– организация процесса обучения таким образом, чтобы повысить информированность учащихся по проблеме толерантности;

– обеспечение ориентированного на личность взаимодействия между педагогами и учениками в учебном и воспитательном процессе, а также во внеурочной деятельности, которое способствует реализации навыков коммуникативной толерантности вследствие чего возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств [1].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует выделить следующие условия формирования толерантности:

– Организация жизни детей так, чтобы одни могли выражать, а другие — видеть положительное в ком-то или в чем-то;

– Создание ситуации доверия, открытости во взаимоотношениях между учителями и учениками;

– Терпимость педагога — это неотъемлемый фактор, воспитания толерантности у учеников.

Литература:

  1. Безюлева Г. В. Шеламова. Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение: психология для педагога — М.: Вербум- М, 2003. — 168 с.
  2. Ильинская С. Г. Толерантность/ С. Г. Ильинская. — М.: Праксис, 2012. — С.286
  3. Строганова, Л. В. Классные часы, беседы для школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова //М.: Педагогическое общество России, 2007. — 128 с.

основные термины

генерируются автоматически
формирование толерантности, психолого-педагогические условия, школа, подросток
Похожие статьи
Селюкова Екатерина Алексеевна
Воспитание толерантных взаимоотношений в школе
Педагогические науки
2013
Спицына Татьяна Анатольевна
Теоретические основы толерантности
Педагогика
2016
Муратова Ленара Ленариковна
Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы
Педагогика
2018
Костенко Светлана Александровна
Толерантность как фактор профессионального «нестарения» учителя
Педагогическая психология
2017
Наумова Евгения Валерьевна
Изучение сформированности толерантности младших школьников
Спецвыпуск
2015
Богинская Юлия Валериевна
Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы
Педагогические науки
2015
Волченкова Анастасия Александровна
Исследование взаимосвязи толерантности с процессами психической регуляцией личности
Спецвыпуск
2016
Лотфуллина Регина Данисовна
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
Педагогика
2016
Старакорова Ирина Николаевна
Проект по толерантности «Мы — такие разные»
Воспитание и развитие
2016
публикация
№22 (208) июнь 2018 г.
дата публикации
июнь 2018 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Селюкова Екатерина Алексеевна
Воспитание толерантных взаимоотношений в школе
Педагогические науки
2013
Спицына Татьяна Анатольевна
Теоретические основы толерантности
Педагогика
2016
Муратова Ленара Ленариковна
Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы
Педагогика
2018
Костенко Светлана Александровна
Толерантность как фактор профессионального «нестарения» учителя
Педагогическая психология
2017
Наумова Евгения Валерьевна
Изучение сформированности толерантности младших школьников
Спецвыпуск
2015
Богинская Юлия Валериевна
Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы
Педагогические науки
2015
Волченкова Анастасия Александровна
Исследование взаимосвязи толерантности с процессами психической регуляцией личности
Спецвыпуск
2016
Лотфуллина Регина Данисовна
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
Педагогика
2016
Старакорова Ирина Николаевна
Проект по толерантности «Мы — такие разные»
Воспитание и развитие
2016