Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Муратова, Л. Л. Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков / Л. Л. Муратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50995/ (дата обращения: 13.08.2020).



В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Ключевые слова: формирование толерантности, психолого-педагогические условия, школа, подросток.

Анализ теоретической литературы по проблеме толерантности позволил нам приступить к анализу наиболее неразработанной темы — выявление оптимальных условий формирования этих качеств личности. Рассматривая проблему в более масштабном варианте, можно выделить три уровня условий:

  1. общегосударственный уровень, где все условия выступают в виде социальных, экономических, демографических процессов, которые так или иначе влияют на межэтническую толерантность;
  2. уровень социальных групп, где социально-психологическими условиями являются ценности, нормы, установки, стереотипы и образцы поведения, актуальные для общества;
  3. индивидуальный уровень, где условия толерантности заложены в процессы воспитания, обучения, в различные социально-психологические группы.

Индивидуальный уровень наиболее приближен к каждой личности, так как обучение и воспитание — это ключевые позиции образования, которое в нашем обществе приобрело статус непрерывного, то его возможности при формировании всех личностных качеств, в том числе толерантных и этнотолерантных, становятся одними из главных условий.

С введением в образование нового документа — ФГОС для всех уровней обучения, на первый план вышел вопрос о личностном развитии детей, их социализации, готовности с ответственностью подходить не только к личным проблемам, но и к проблемам нашего общества. В такой ситуации — цель образования — это развитие личности, а знания, навыки и умения — это средство развития.

В работах наших отечественных исследователей большое внимание уделяется соотношению образования и культуры, которое можно рассматривать в поликультурном аспекте.

Школа нуждается в сквозной учебной программе, которая была бы ориентирована на учащихся всех возрастов — с 1-го по 11-й класс. Её осуществление оказало бы реальный вклад на формирование у школьников правильного восприятия толерантности, как постоянной ценности сегодняшнего общества, так и освободило бы их сознания от неправильных и устаревших стереотипов.

Формирование толерантности — совместное дело большинства, политических и социальных институтов, но когда в качестве объектов выступают дети, основная нагрузка и ответственность по работе с ними перекладывается именно на педагогическую среду: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. [2]

В учебной деятельности главной формой является урок. Урок — это система образных совместных действий и переживаний, приумножения опыта нравственных взаимоотношений, формирования терпимости и толерантности, понимая ценности каждой личности.

На уроках систематически возникают учебные и нравственные отношения между учащимися. Решая совместные познавательные задачи, одноклассники общаются и влияют друг на друга. Перед педагогом стоит сложная задача — как организовать деятельность учащегося по приобретению знаний, чтобы она вызывала общие переживания, стала источником формирования высоконравственных взаимоотношений учеников. Общая работа во время урока способствует положительному отношению между учащимися. Они поддерживают друг друга, чтобы достигнуть совместной цели. При этом они проявляют требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать успех или неудачу с позиции совместной работы. Что бы все это реализовать на практике, учителю нужно создавать в ходе урока ситуации, в которых ученики смогут общаться друг с другом. Если включить в урок поисковую деятельность, подростки приучаются к исследованию, для успешного выполнения которого необходимо соотносить собственные действия с действиями одноклассников. Слушать и понимать друзей, анализировать свои знания со знаниями других, защищать собственное мнение, не оскорбляя соратников. Помогая другим и, принимать помощь. Для накопления опыта сотрудничества, особенно в свете формирования толерантности необычайно важно, чтобы педагог и ученики оценивали на уроке не только когнитивный компонент, но и обращали внимание на нравственную сторону поведения [3].

В общеобразовательном учреждении могут быть организованны специально предназначенные для этого занятия тренинги с привлечением специалистов. Важную роль в формировании установок толерантного поведения учеников могут сыграть общешкольные коллективные дела.

Довольно сложно выстроить воспитательную работу, нацеленную на развитие толерантного сознания личности. Г. В. Безюлева и Г. М. Шеламова в своих работах выделяют следующие педагогические условия, которые могут повлиять на формирование толерантности:

– создание цельного толерантного пространства школы;

– формирование установки на толерантность, выражающуюся в готовности и способности директоров образовательных учреждений, учителей и учеников к равному диалогу;

– вариативное использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности обучающихся;

– реализация программ повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников;

– организация процесса обучения таким образом, чтобы повысить информированность учащихся по проблеме толерантности;

– обеспечение ориентированного на личность взаимодействия между педагогами и учениками в учебном и воспитательном процессе, а также во внеурочной деятельности, которое способствует реализации навыков коммуникативной толерантности вследствие чего возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств [1].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует выделить следующие условия формирования толерантности:

– Организация жизни детей так, чтобы одни могли выражать, а другие — видеть положительное в ком-то или в чем-то;

– Создание ситуации доверия, открытости во взаимоотношениях между учителями и учениками;

– Терпимость педагога — это неотъемлемый фактор, воспитания толерантности у учеников.

Литература:

  1. Безюлева Г. В. Шеламова. Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение: психология для педагога — М.: Вербум- М, 2003. — 168 с.
  2. Ильинская С. Г. Толерантность/ С. Г. Ильинская. — М.: Праксис, 2012. — С.286
  3. Строганова, Л. В. Классные часы, беседы для школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова //М.: Педагогическое общество России, 2007. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): формирование толерантности, друг, индивидуальный уровень, проблема толерантности, урок, ученик.


Похожие статьи

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.

[1, с.19]. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

В-третьих, по уровню, на котором проявляется толерантность, выделяют индивидуальную, межгрупповую, межличностную.

Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре

Проблема коммуникативной толерантности в супружеской паре.

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс, опытно-экспериментальная работа, воспитание толерантности, формирование толерантности, подросток. Проблема толерантности была актуальна всегда...

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Все три аспекта в единстве являются предпосылкой, средством и результатом формирования толерантности подрастающего поколения [1].

Среди субъективных факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным...

Изучение сформированности толерантности младших школьников

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение толерантности.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования толерантности как качества личности

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность. Педагогика толерантности основывается на терпеливом, внимательном отношении к убеждениям других людей, является одним из средств решения проблем личности и...

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами...

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей.

Формирование толерантного отношения к детям...

Вданной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование).

Консультация для педагогов на тему: «Формирование межнационального согласия и толерантности у дошкольников».

Похожие статьи

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.

[1, с.19]. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

В-третьих, по уровню, на котором проявляется толерантность, выделяют индивидуальную, межгрупповую, межличностную.

Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре

Проблема коммуникативной толерантности в супружеской паре.

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс, опытно-экспериментальная работа, воспитание толерантности, формирование толерантности, подросток. Проблема толерантности была актуальна всегда...

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Все три аспекта в единстве являются предпосылкой, средством и результатом формирования толерантности подрастающего поколения [1].

Среди субъективных факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным...

Изучение сформированности толерантности младших школьников

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение толерантности.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования толерантности как качества личности

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность. Педагогика толерантности основывается на терпеливом, внимательном отношении к убеждениям других людей, является одним из средств решения проблем личности и...

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами...

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей.

Формирование толерантного отношения к детям...

Вданной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование).

Консультация для педагогов на тему: «Формирование межнационального согласия и толерантности у дошкольников».

Задать вопрос