Библиографическое описание:

Веденеева С. А., Гришина Л. Н., Елистратова М. Б. Школа - территория здоровья. Роль интегрированных уроков ОБЖ, физкультуры, русского языка и литературы, географии в пропаганде здорового образа жизни [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 3-5.

Здоровье и безопасность –

это государственная политика Республики Татарстан

Одна из главных целей образования XXI века - «Здоровье и безопасность - в третье тысячелетие». Личная безопасность является одной из важнейших составляющих процесса обучения. Коренные преобразования в нашей стране конца XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными изменениями в социально-экономической, политической, духовной и культурной сферах жизни общества. Важным фактором в данной ситуации выступает формирование здорового образа жизни. Воспитание здорового молодого поколения, стремящего к здоровому образу жизни, игнорируя вредные привычки, опираясь на главные составляющие здоровья: духовное и физическое состояние, зная и учитывая доминирующий фактор - индивидуальный образ жизни и выполняя привычки здорового образа жизни и помня, что наше здоровье в наших руках, мы должны быть физически и духовно здоровыми. Именно поэтому все мы должны хорошо представлять, как следует жить и себя вести в обществе. Одним из главных факторов здоровья выступает индивидуальный образ жизни и играет большую роль в формировании здоровья, потому что оно во многом зависит от нас и нашего поведения.

Поэтому цель нашей работы:

формирование у молодежи нравственных качеств, активизируя творческие способности, развитие и укрепление сотрудничества с профильными организациями по пропаганде здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Пропаганда здорового образа жизни в нашей школе;

  2. Развитие здоровья и формирование положительного общественного мнения;

  3. Развитие интереса к творческой деятельности учащихся;

  4. Воспитание здоровых и позитивных школьников.

Изучая факторы риска, влияющие на здоровье и их последствия, мы в дальнейшем можем жить в безопасности. Нам всем необходимо знать формулу здоровья и жить здоровыми и счастливыми. Основными способами сохранения, укрепления и приобретения здоровья в современных условиях являются: движение, бег, здоровый образ жизни, закаливание, правильное питание, режим труда и отдыха. На классных часах, уроках ОБЖ, физкультуры, русского языка, литературы и географии, уроках здоровья ученики нашей школы получают знания о здоровье и здоровом образе жизни, о привычках ЗОЖ, закаливании, профилактике простудных заболеваний и отрабатывают знания на практических занятиях. На туристических слетах, открытых уроках и внеклассных мероприятиях, встречах с интересными людьми, военно-спортивных играх мы показываем свои хорошие результаты и являемся постоянными призерами муниципального уровня. Наши достижения публикуются в средствах массовой информации.

Работая над методической темой « Роль интегрированных уроков физкультуры, русского языка и литературы и географии в пропаганде здорового образа жизни», мы, учителя ОБЖ и физкультуры, русского языка и литературы, географии, основными направлениями в своей работе считаем: учебная и внеурочная деятельность, работа с педагогическим коллективом, работа секции «Юный спортсмен», работа с родителями. Обучение детей в школе проходит по системе: 1 – 4 классы, 5 – 9 классы, 9 – 11 классы.

Важнейшей формой нашей работы в школе является урок, на котором дети получают знания, отрабатывают умения и доводят полученные знания до автоматизма. В школе №4 ведутся уроки «Основы безопасности жизнедеятельности, физкультуры, уроки « ЗДОРОВЬЯ», динамические паузы, утренняя зарядка с 1 класса. Наша школа имеет статус школы –«Золотого уровня », работает по программе «Школа-территория здоровья», поэтому особое внимание уделяем здоровью и безопасности школьников. Дети с интересом занимаются и получают прочные знания.

Грамотный, культурный, здоровый школьник, способный иметь полноценное здоровье, должен воспитываться с раннего детского возраста. Многие дети сегодня не обладают достаточным богатством знаний и навыков, поэтому уроки здоровья проходят с 1-11классы и условия сохранения здоровья следует изучать с раннего детства, затем в школе и продолжать дома. Проблема здоровья в современных условиях а к т у а л ь н а. В нашей школе вся система работы по пропаганде здорового образа жизни строится по следующей схеме:



Врезка2Врезка1

Врезка5Врезка6Врезка3Врезка7Врезка4

Врезка8

Необходимо отдельно остановиться на каждом направлении данной работы.

Урок – важнейшая форма работы в школе №4. Дети обучаются спортивным играм, правилам ЗОЖ, условиям сохранения и укрепления здоровья, развивает физические качества, улучшают координацию движения, формируют сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, а также учатся основам медицинских знаний (оказание первой доврачебной медицинской помощи). На интегрированных уроках в качестве основных методов обучения используются рассказы, беседы, создаются проблемные ситуации, практические занятия в форме сюжетных, ролевых игр, работа с текстом о здоровом образе жизни. Организация таких уроков здоровья стимулирует мыслительную деятельность учащиеся, способствует усвоению основных правил ЗОЖ в социуме. Применяя различные формы интегрированных уроков: 3А – урок-встреча на тему: «Причины заболеваний младших школьников», 7 – урок-практикум «Пионербол», 8класс -волейбол«Виды подачи», 10-11кл – баскетбол «Передачи, виды передач». Учащиеся с интересом включаются в обсуждении темы урока, свободно высказывают свою точку зрения по той или иной проблеме. Позитивная работа развивает монологическую речь, расширяет кругозор, формирует комплексное мышление, что приводит к положительным результатам. Слово учителя играет ведущую роль при обучении детей здоровью. Для её решения, мы учителя ОБЖ и физкультуры, русского языка и литературы, географии применяем такие методические приёмы, как: сравнение, сопоставление, иллюстрируя их примерами, сопровождая демонстрацией компьютерных презентаций, кинофильмов. Данная работа в решении проблемных ситуаций активизирует мысль учащихся.

Внеклассная работа является логическим продолжением учебных занятий по пропаганде ЗОЖ, она оставляет широкое поле в области безопасного поведения на улице, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. Особенно успешной формой работы в начальной школе являются спортивные игры, эстафеты, викторины, конкурсы «Папа, мама и я- спортивная семья». А на классных часах продолжаются отрабатываться знания, умения, навыки. В среднем и старшем звене проводятся интегрированные внеклассные мероприятия: диспуты, научно-практические конференции, брейн-ринги, КВНы «Кто победит, молодость или опыт?», «Русский язык и ЗОЖ», семинары «Здоровый человек-грамотный человек», «Культура и грамотность- залог духовного и физического здоровья».

В школе хорошо организована профилактическая работа здорового образа жизни.

С этой целью работают секции баскетбол и волейбол, хоккейный клуб «Мотор», кружки «Юный спортсмен», «Лингвист», научное общество «Юный географ». Часто проводятся различного рода спортивные мероприятия.

Ребята очень легко и охотно участвуют во всех мероприятиях. Они активны, обладают неукротимой энергией - это с успехом используем при организации профилактической работы с учащимися по теме « ЗДОРОВЬЕ».

Ежегодно наши воспитанники являются победителями школьных соревнований, конкурсов, игр, а также призёрами муниципальных соревнований, военно-спортивных конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций, военно-спортивной игры «Зарница», учебно-полевых сборов «Допризывник, готов?!».

Ребята, посещающие секции, помогают классным руководителям, подшефным классам организовать работу, принимают активное участие в школьных, муниципальных и республиканских конкурсах по программе «Школа-территория здоровья». Плодотворную работу по ЗДОРОВЬЮ и СПОРТУ положительно отмечают в средствах массовой информации. Таким образом, осуществляется преемственность между различными возрастными группами учащихся, что является основой формирования общешкольного коллектива на основе социально значимой деятельности. Ребята понимают, что здоровье- главный фактор долголетия. Школа №4- школа-территория здоровья, требующая чёткости и самодисциплины. Старшеклассники – надёжные помощники учителей начальных классов, своих классных руководителей при подготовке и проведения, как уроков, так и внеурочных занятий. Занимаясь профилактикой ЗОЖ, в школе проводим уроки-встречи с врачами–специалистами. На совместных мероприятиях обсуждаем следующие вопросы: причины заболеваний и способы закаливания. Рассматривая вопрос, оказание первой помощи, регулярно проводятся практические занятия, опираясь на программу по ОБЖ, раздел «Медицина. Оказание первой медицинской помощи». Ребята с удовольствием включаются в практическую работу и отрабатывают навыки оказания первой помощи.

В школе эффективно организована работа с родителями. Одна из главных наших задач – создание условий для развития отношений в семье. Основными средствами её решения являются совместная деятельность родителей и детей, которая организуется в различных формах. В школе прочно сложились определенные формы сотрудничества с семьёй. Наши классные родительские собрания проводим в форме «Круглого стола», семейных эстафет. С огромным желанием участвуют как дети, так и родители в различных конкурсах. Традиционно стали проводить КВНы между родителями и детьми «Кто победит молодость или – опыт?» Это сближает детей и родителей, растёт взаимоотношение и доверие друг к другу. Благодаря четко организованной работе по программе «Здоровье», мы добились хороших результатов.

Мы, члены кружков данной школы, совместно с учителями нашей школы проводим интересные мероприятия, посвященные пропаганде здорового образа жизни: спортивные соревнования, конкурсы, видеоконференции. Это позволяет нам и нашим педагогам сохранить здоровье, успешно учить и учиться.

Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что необходимо:

- постоянно работать над укреплением и совершенствованием здоровья как физического, так и духовного, изучать критерии здоровья, духовное и физическое состояние как главные составляющие здоровья; вести пропаганду здорового образа жизни.

Это способствует здоровому образу жизни, отвлекает от вредных привычек. Дети становятся уверенными в себе, общительными и более активными. Мы надеемся, что наши ученики, а также и мы учителя, будем физически здоровы и гармонично развиты.

Мы обращаемся ко всем: «Берегите здоровье! В здоровом теле – здоровый дух!»

5


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle