Математическая составляющая в формировании здорового образа жизни подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.02.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Чичерина М. Л. Математическая составляющая в формировании здорового образа жизни подростков // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 379-382. — URL https://moluch.ru/archive/142/39939/ (дата обращения: 25.06.2018).



Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья.

Цицерон

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации говорится о том, что изучение и преподавание математики с одной стороны обеспечивает готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Джереми Кун доктор математики из Иллинойского университета в Чикаго, нашел гениальный ответ на вечный вопрос всех школьников мира:«И где же мне пригодятся все эти ваши синусы, косинусы, интегралы и вся прочая алгебра с геометрией»?

– Математика учит признавать свои ошибки!

– Подбирать точные и правильные слова!

– Мыслить на несколько шагов вперед!

– И не так, как все, а по-своему!

– И никогда не сдаваться!

Математика — один из основных и важных предметов школы. Математика — предмет, на котором строится изучение других школьных дисциплин. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, следовательно, к снижению качества здоровья.

Одной из важнейших задач учителя в школе — заинтересовать ребёнка в здоровом образе жизни. Это можно делать и на уроках, причем, не ущемляя учебный процесс, т. к. практически всё можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой. Исходя из этого, можно использовать следующие направления в формировании здорового образа жизни на уроках математики, цель которых — создание условий для формирования здоровой личности учащихся на уроках математики.

Необходимо поставить следующие задачи:

– увеличение двигательной активности учащихся на уроке;

– предоставление информации, связанной с контролем здоровья;

– применение учебного материала (тексты задач) свалеологическим содержанием;

– учет здоровых возможностей детей, их индивидуальных особенностей на уроках.

Для решения первой задачи (увеличение двигательной активности) необходимо проводить на уроках физкультминутки. О роли их для сбережения здоровья сказано уже немало.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока используются следующие упражнения:

– растирание ушных раковин и пальцев — активизирует все системы организма;

– перекрёстные движения — активизирует оба полушария головного мозга;

– качание головой — улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения.

Вторая задача решается путём увязки математических тем с какими-либо сведениями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья. В 5 классе, изучая шкалы, можно говорить о тонометре и нормальном давлении, о термометре и нормальной температуре тела человека и оптимальной температуре воздуха в классе, в спальной комнате и т. д. Задачу, которая содержит сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Обучаясь в школе, ребёнок вынужден длительное время сидеть за партой. Это влечёт за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушение осанки. Одним из приемов активации организма является периодическая смена поз. Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока важно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную — руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5–6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5–6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят. В 10–11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его, указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».

В словаре Ожегова С. И «Здоровье — это правильная, нормальная деятельность организма».

Здоровый образ жизни — это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

В связи с этим, одним из средств формирования культуры здорового образа жизни учащихся является данный сборник математических задач о здоровье.

Задачи, представленные в сборнике, были взяты из различных информационных источников.

Сборник математических задач оздоровье

Математика издоровый образ жизни

  1. В школе был день здоровья. Учащийся 7 «А» класса Коля пробежал расстояние 500 метров за 2 минуты и 40сек, а учащийся 7 «Б» класса Саша пробежал за 135 сек. Чей результат лучше?
  1. На день здоровья был марафон для велосипедистов и бегунов. У велосипедистов была скорость 50 км/ч, а скорость бегунов 30 км/ч. Во сколько раз скорость бегуна меньше скорости велосипедиста?
  2. Для спортзала школы приобрели 15 мячей, а обручей на 25 больше, чем мячей, а скакалок 5 раз меньше, чем обручей. Сколько скакалок купили?
  3. В спортивном зале занимались 20 человек. Когда несколько человек вышли, то в зале осталось 16 человек. Сколько человек вышло из зала?
  4. В спортзале тренировались 18 девочек, а мальчиков в 3 раза больше. Сколько мальчиков и девочек тренировались в спортзале?
  5. В кружке “Школа Здоровья “занимались 15 мальчиков, а девочек в 4 раза больше. Сколько школьников посещали кружок?
  6. В соревнованиях по бегу приняли участие 16 человек, а в шахматном турнире в 2 раза меньше. В математической олимпиаде приняли участие на 5 учащихся больше, чем в шахматном турнире, а в лыжных гонках в 2 раза больше, чем в математической олимпиаде. Сколько учащихся приняли участие в лыжных гонках?
  7. На уроке старшеклассник пробежал 600 метров за 2 минуты. Сколько метров он пробежит за 10 минут?
  8. 9.Старшеклассник занимается футболом. Он играет в футбол 20 часов в неделю. Сколько часов он сыграет за месяц?
  9. Каждый день спортсмен делает 100 отжиманий. Сколько отжиманий сделает за 2 месяца?
  10. В школе проходил праздник «День семьи». В честь этого праздника провели марафон. Пришло всего 20 семей, в каждой семье папа, мама и учащийся школы. Сколько человек участвовало в марафоне?

Математика изнание своего тела

  1. Ваня лёг спать в 11 ч вечера и проснулся в 7 ч утра. Сколько часов спал Ваня? Ведёт ли он здоровый образ жизни?
  2. Рабочее состояние сердца студентов после физической нагрузки не должно превышать 60 ударов в минуту. Сколько ударов сделает сердце за 15 минут?
  3. На уроках анатомии студенты выяснили, что вес сердца взрослого человека 300 г, а ребёнка до года 30 г. Определите, во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?
  4. Длина новорождённого детёныша дельфина 150–155 см, а новорождённого ребёнка на 1 м меньше. Во сколько раз меньше новорождённый ребёнок, чем дельфинёнок?
  5. Собака улавливает шорох травы под ногами идущего человека за 140 м, а сам человек на 45 м ближе. Во сколько раз лучше слышит шорох травы собака?
  6. Сокол видит стрекозу с расстояния 750–800 м, а человек на 700 м ближе. Во сколько раз дальше видит сокол, чем человек?
  7. Средняя продолжительность капилляров в теле человека — 30 км. Запишите эту длину в сантиметрах, дециметрах.
  8. Когда человек улыбается, у него работают 6 разных мышц. Это в 100 раз меньше, чем все мышцы человека. Сколько всего мышц у человека?
  9. В среднем человек за 60 лет съедает 30 тонн продуктов, а воды выпивает на 5 тонн больше. На сколько тонн человек выпивает воды больше, чем употребляет продуктов?

Математика ивредные привычки

  1. Курящие подростки сокращают жизнь на 10 %. Определите, какова продолжительность жизни курящих подростков, если средняя продолжительность жизни в Казахстане составляет 65 лет.
  2. 40 больных перенесли инфаркт. Известно, что среди них 5 человек некурящих, остальные курящие. Сколько человек могли бы быть здоровыми?
  3. Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек от последствий курения умирает за 24 часа? Какой вред наносит курение человеку?
  4. Каждая выкуренная сигарета уменьшает продолжительность жизни в 10 минут и 40 сек. На сколько уменьшится жизнь человека после каждой выкуренной пачки сигарет (в пачке 21 сигарета)
  5. Сердце здорового человека бьется 75 ударами в минуту. Сердце курящего человека вынуждено делать на 5 ударов больше. Сколько дополнительно ударов приходится делать сердцу курящего человека за 2 суток?
  6. Средний вес новорожденного ребенка 2кг 500 г. Если у ребенка курит мать, то его вес будет меньше на 225г, а если еще курит и отец то на 119г. меньше. Определите, сколько теряет в весе новорожденный, если курят оба родителя?
  7. В результате курения получили различные заболевания 50 человек. Подростков среди них было в 3 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровы

Математика издоровое питание

  1. В упаковке 200 таблеток поливитаминов. Они содержат 16 г витаминов С. Сколько нужно таблеток поливитаминов, чтобы принять 60 г витамина С?
  2. В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты. В 40 драже содержится 2г витамина С. Сколько граммов витамина С в упаковке?
  3. Соль играет важную роль в организме человека. В теле человека, весящего 50 кг, содержится 100 г соли. Сколько соли содержится у человека с массой тела 80 кг?
  4. Для нормального питания одному человеку требуется не менее 7 кг соли в год. Сколько будет нужно соли для семьи, состоящей из 3 человек?
  5. Пища студента, занимающегося спортом, должна содержать достаточное количество белка, который необходим для развития мускулатуры. При интенсивных тренировках количество белка можно довести до 120 г в сутки. Какое количество белка нужно студенту в неделю?
  6. Кофе и чёрный чай содержат кофеин. В одной чашке кофе его около 150 мг, в чае — в 3 раза меньше. Сколько мг кофеина содержится в чае?
  7. Суточная потребность взрослого человека в кальции составляет 800–1000 мг в день. Сколько нужно взрослому человеку в неделю кальция?
  8. В среднем организм взрослого человека содержит от 500 до 750 г фосфора. Сколько нужно взрослому человеку фосфора в месяц?

Литература:

  1. Ганеев Х. Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике в средней школе. [Электронный ресурс].URL: /http: //www. dslib.net/
  2. Синягина Н. Ю. «Как сохранить и укрепить здоровье детей»: психол. установки и упражнения / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2003
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, взрослого человека, формировании здорового образа, увеличение двигательной активности, продолжительность жизни, образ жизни, количество белка, раза меньше, уроках математики, курящего человека, укреплением здоровья учащихся, двигательной активности учащихся, учебного материала, Сердце здорового человека, сердце взрослого человека, образа жизни учащихся, шахматном турнире, математических задач, потребность взрослого человека, температуре тела человека.


Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Задать вопрос