Библиографическое описание:

Чувасова А. А., Киршев Е. В. К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 224-227.

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.

Ключевые слова:экологическая культура, экологическая безопасность, ролевая игра, урок-экскурсия, поисковый метод, внеурочная активность

 

Природная среда сегодня включена в систему социально-экономических отношений как один из ценнейших компонентов национального достояния. Устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только в условиях благоприятной окружающей среды.

Однако постоянно возрастающие масштабы промышленной деятельности, неравномерность развития регионов и стран, несовершенство применяемых технологий добычи и переработки природных богатств стали причиной глобального экологического кризиса, выход из которого пока не найден.

Негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей оказывают самые различные факторы: загрязнение воздуха выхлопами автотранспорта, загрязнение почвы тяжелыми металлами, загрязнение воды от разливов нефти. Даже продолжительное воздействие негромкого шума, как например, на оживленной улице, может привести к необратимым последствиям для здоровья человека.

Экологическая обстановка в Красноярском крае характеризуется значительным превышением допустимого воздействия человека на различные компоненты окружающей среды. Промышленные центры Красноярска (Лесосибирск, Ачинск, Минусинск, Норильск, Красноярск) входят в приоритетный список городов России с наибольшим загрязнением атмосферного воздуха.

Принимаемые меры по улучшению состояния окружающей среды не приносят ощутимых результатов по причине отсутствия комплексного подхода к решению экологических проблем. На наш взгляд, экономическое стимулирование предприятий по сокращению вредных выбросов, внедрение системы штрафов за загрязнение не будет эффективно до тех пор, пока не изменится отношение человека к окружающей его среде. Иными словами формирование экологической культуры должно стать фундаментом природоохранной политики государства.

Под экологической культурой принять понимать часть общечеловеческой культуры, определенную систему социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [2].

В свою очередь деятельность по ее формированию называется экологическим просвещением [1], которое складывается из двух взаимосвязанных компонентов:

1) распространения экологических знаний, а также

2) воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.

Следует отметить, что в современной общеобразовательной школе необходимо создать трехступенчатую модель формирования экологической культуры (рис.1). Такая система обеспечит преемственность знаний учащихся, будет способствовать формированию экологического сознания.

Рис. 1 Задачи формирования экологической культуры учащихся на различных уровнях

 

Необходимо также обратить внимание на своевременное обучение учителей, повышение их квалификации, обеспечение учебными пособиями, наглядными материалами.

Однако первостепенное значение имеют используемые формы организации работы по формированию экологической культуры учащихся. На наш взгляд, правильным будет сосредотачивать внимание не на одной форме, а использовать их сочетание. Так, например, в рамках учебных занятий следует использовать не только традиционные методы обучения, такие как беседа, рассказ, демонстрация, работа с упражнениями, но и инновационные, активные методы обучения.

Однако, на наш взгляд, использование только урочной формы деятельности недостаточно для решения задачи формирования экологической культуры школьников. Именно поэтому мы провели педагогический эксперимент, посвященный вопросам эффективности использования различных форм организации внеурочной деятельности учащихся 9-х классов (на базе общеобразовательной школы № 98 г. Железногорска Красноярского края).

Мы предположили, что использование таких методов как проведение факультативных занятий, экскурсий, ролевых игр будет способствовать более эффективному усвоению экологических знаний и умений, а также воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

Наш эксперимент был условно разделен на три этапа: выявление текущего уровня знаний учащихся, проведение занятий с учащимися, и в завершении проведение контрольного теста для определения эффективности нашей деятельности.

Первоначально мы разделили 9-е классы на две одинаковые группы. 9А стал нашим экспериментальным классом, 9Б — контрольным. Для оценки базовых знаний учащихся мы провели тест по экологии, состоящий из 20 вопросов. По его результатам мы сделали вывод об одинаковом среднем уровне знаний учащихся обоих классов (рис. 2)

Рис.2 Результаты констатирующего эксперимента

 

Далее в 9А на протяжении 3 недель мы проводили занятия по актуальным темам, касающимся состояния окружающей среды в стране, крае и России, таким как:

-        Дни защиты от экологической опасности

-        По страницам краевых Красных книг

-        Приведи в порядок свою планету

-        Экологические праздники

-        Экологические проблемы Красноярского края

-        Влияние Красноярской ГЭС на экологию края

-        Экологические проблемы г. Железногорска

Для закрепления полученных на занятиях знаний мы провели две ролевые игры, направленные на изучение процессов взаимодействия окружающей среды и человека, а также созданных им промышленных предприятий. Целью обеих игр было показать учащимся, насколько природа зависит от принимаемых нами решений и сформировать устойчивое понимание того, что каждый поступок так или иначе отражается на окружающей среде.

Нами также были организованы 2 экскурсии для знакомства учащихся с редкими представителями флоры и фауны Красноярского края. После экскурсий была организована игра «Наши Столбы», направленная на закрепление полученных знаний.

По окончании трех недель эксперименты мы провели контрольный тест, результаты которого подтвердили нашу гипотезу об эффективности использования различных форм внеурочной деятельности для формирования экологической культуры школьников.

Рис. 3 Результаты контрольного эксперимента

 

Таким образом, в своей работе мы доказали, что формирование экологической культуры школьников возможно только в условиях сочетания традиционных и инновационных методов обучения и активизации внеурочной деятельности учащихся.

 

Литература:

 

1.                 Авдеев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой//Успехи современного естествознания.-№ 7.-2009. С.143–145

2.                 Мухамедшина Л. М. О сущности и содержании понятия экологическая культура //Педагогическая наука и практика.-№ 1.-2012. С. 1–5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle