Библиографическое описание:

Жданова Н. В., Килюшева Г. В. Интеграция учебной, внеурочной деятельности в рамках эколого-правового воспитания детей и молодёжи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 91-94.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с формированием экологической правовой культуры детей и молодёжи в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: эколого-правовое образование и воспитание, экологическая и правовая культура, интеграция учебной, внеурочной деятельности.

В статье 3 Закона РФ «Об образовании» закреплены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Среди других назван принцип гуманистического характера образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. В соответствии с Концепцией духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Федеральный государственный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Выпускник школы это — социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды гражданин России. Таким образом, цели образования связаны с проблемами российского общества, включая обеспечение экологического и правового образования. Процесс формирования экологического правосознания и эколого-правовой культуры должен осуществляться при взаимодействии трех взаимосвязанных элементов: эколого-правового просвещения, воспитания и образования. Только в совокупности эти элементы способны обеспечить условия для формирования у гражданина необходимого уровня экологического правосознания и эколого-правовой культуры.

На наш взгляд, под эколого-правовым образованием следует понимать процесс усвоения эколого-правовых знаний, навыков, умений с целью формирования экологического правосознания личности, позволяющего понимать и оценивать совокупность представлений о взаимосвязи в системе «человек — природа», а также поступать в строгом соответствии со всеми требованиями норм экологического права. Глава XIII Федерального закона «Об охране окружающей среды» посвящена основам формирования экологической культуры. В соответствии со ст. 71: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».

Всеобщность экологического образования означает его доступность для всех граждан РФ. Комплексность экологического образования предполагает изучение основ экологии на всех ступенях: начиная с детского сада и заканчивая послевузовским профессиональным образованием и повышением квалификации специалистов. Необходимо отметить, что экологическое образование должно быть не только всеобщим и комплексным, но также системным и непрерывным.

Одним из способов повышения эколого-правовой культуры является эколого-правовое воспитание, которое совмещает в себе элементы как правового, так и экологического воспитания. Из педагогики известно, что процесс воспитания — это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности [5, с. 429]. Общаясь с природой, ребенок учится видеть красоту и неповторимость окружающего его мира, сострадать ближнему. Ухаживая за животными и растениями, ребенок учится трудолюбию, у него развивается чувство ответственности за себя и других. Не случайно, что по результатам человеческой деятельности относительно природы можно судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями. Таким образом, под эколого-правовым воспитанием следует понимать планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности правовоспитательных форм, средств и методов, с целью формирования глубоких и устойчивых экологических правовых знаний, убеждений, привычек правомерного поведения в области взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Средства воспитания зависят от возрастного критерия и характера эколого-воспитательной деятельности. Все хорошо понимают, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, в школе, в духовном общении. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. Начальным этапом процесса эколого-правового воспитания является ознакомление с эколого-правовыми нормами и правилами поведения и их осознание, т. е. получение эколого-правовых знаний. Ребенок учится осознавать природу как среду обитания человека. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.

Таким образом, знания должны перейти в убеждения — глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения [5, с.444]. Воспитание чувств — еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой окружающего мира. Это побуждает к природоохранной деятельности, к строгому и неукоснительному следованию содержащимся в нормах экологического права требованиям и велениям, т. е. к правомерному поведению. Таким образом, главным этапом воспитательного процесса является деятельность. В практике воспитания этот этап всегда совпадает с формированием взглядов, убеждений, чувств. На современном этапе развития Российского общества одной из самых распространенных форм деформации правосознания граждан является правовой нигилизм, т. е. осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Для преодоления сложившейся ситуации важно правильно организовать эколого-воспитательную работу среди молодежи, особенно школьников. Очевидно, что чем раньше и чем серьезнее будет вестись работа в семье и школе по воспитанию бережного отношения к природе, тем больше гарантий ее успеха. В результате анализа законодательства и разнообразной литературы по данной проблеме, основываясь на собственном опыте можно сделать следующие выводы.

1.         Эколого-правовое образование и воспитание является важнейшими факторами формирования экологического правопорядка.

2.         Важнейшая цель эколого-правового воспитания — формирование экологической, правовой культуры. Об уровне экологической правовой культуры личности мы будем судить в зависимости от ее знаний и понимания экологического права, привычке поступать в соответствии с законом, в силу уважения права основанного на убеждении в необходимости сохранения благоприятной окружающей среды как важнейшего условия жизнедеятельности человека.

3.         Для реализации эколого-правового воспитания необходимо разработать примерную программу, в структуре которой нужно отразить цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства работы, методику выявления результатов. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Для повышения эффективности работы рекомендуется использовать разнообразные формы и методы. Усилить практическую направленность деятельности школьников.

4.         Организацию деятельности по эколого-правовому воспитанию следует осуществлять на основании принципов непрерывности, преемственности, комплексного подхода, системности, интеграции учебной и внеурочной деятельности, использовании межпредметных связей.

5.         Внеурочная деятельность учащихся с одной стороны направлена на развитие познавательного интереса у школьников к предметам естественно — научного цикла. В ходе проводимых мероприятий идёт повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). С другой стороны внеурочная деятельность позволяет выйти за рамки школьной программы, даёт возможность применить знания в новой обстановке, способствует расширению кругозора учащихся. Применение игровых технологий позволяет привлечь внимание учащихся к учебным предметам, вызвать у них интерес к выполнению заданий, побуждает к активному применению знаний, желанию узнать новое. Коллективное выполнение заданий развивает умение слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблем. Ребята учатся выражать свои мысли, принимать решения. Демонстрация презентаций позволяет сделать игровой процесс более разнообразным, повысить интерес к игре, так как системы мультимедиа объединяют информацию, представленную в разном виде. Это способствует лучшему восприятию явлений и объектов.

6.         В зависимости от поставленных задач можно выделить следующие виды деятельности.

Виды деятельности

Проводимые мероприятия

1. Образовательная

1. Введение в учебный план учебного предмета «Экология», элективных учебных предметов «Экология человека», «Человек и окружающая среда», «Экологическое право» и др.

2. Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической, правовой направленностью. Например, в курсе биологии «Организм и среда. Природные сообщества» (6 класс); при изучении регионального компонента «Экосистемы Архангельской области. Охрана животных Архангельской области» (7 класс); «Экологические условия и состояние здоровья жителей Архангельской области» (8 класс); при изучения раздела «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» (9 класс) и др.

3. Участие в конкурсах, викторинах, интеллектуальных играх, олимпиадах разного уровня.

4. Тематические классные часы: «Красная книга Архангельской области», «Охраняемые природные территории», «22 апреля — Международный день Земли», «Экологические проблемы современности», «Изучаем экологическое право» и др.

2. Воспитательная

Организация и проведение предметных недель в школе. Различные мероприятия можно провести в рамках «Декады естественных наук», в рамках «Недели экологических наук», «Недели правовых наук». Например, игры, экологические праздники, конкурсы (рисунков, плакатов, стенгазет, поделок, стихов), акции («Покормим птиц», «Наши верные друзья», «Чистый город», «Чистый школьный двор», «Сбор макулатуры», «Что я знаю об экологии», «Зелёный патруль», «Край мой северный»), озеленение школы и кабинетов, пришкольной территории и др.

3. Исследовательская (проектная)

Участие в конференциях разных уровней, создание научно-исследовательских работ, экскурсии в музеи, на предприятия, поездки на природу, полевые практики с разной тематикой, эколого-туристические слёты, создание экологической страницы на сайте школы, встречи с интересными людьми.

7.         Невозможно говорить об установлении экологического правопорядка без свободной личности с высоким уровнем правового самосознания и культуры. При этом необходимо учитывать, что не все возникающие в обществе экологические конфликты можно решать с помощью правовых предписаний. Некоторые вопросы следует решать на уровне применения моральных норм, обычаев, учитывающих требования добросовестности, гуманности, разумности, справедливости, исторические, местные традиции. Эколого-правовое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным, трудовым, эстетическим, нравственным, физическим. В связи с этим уместно вспомнить удивительно емкую мысль В. А. Сухомлинского: «Воспитайте человека, и вы воспитаете гражданина» [6, с.25].

8.         На наш взгляд можно выделить ещё одну проблему, связанную с эколого-правовым образованием. Как правило, будущим специалистам в области естественных наук, получающим высшее профессиональное образование не преподаётся дисциплина «Экологическое право». А ведь это касается в первую очередь подготовки педагогических работников, которые впоследствии будут преподавать в школах и других учебных заведениях такие дисциплины естественно — научного цикла, как география, биология, экология, химия, физика и другие. Возникает вопрос: чему может научить подрастающее поколение учитель, если он сам не обладает достаточными эколого-правовыми знаниями? Поэтому необходимо обязательное введение в программы подготовки специалистов в области естественных наук такой учебной дисциплины как «экологическое право».

Литература:

1.         Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ http://www.consultant.ru/popular/okrsred/ © КонсультантПлюс, 1992–2014

2.         Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/

3.         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

4.         Вершок И. Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. — 2003. — № 3. — С.42–50.

5.         Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. — 432с.

6.         Татаринцева Е. В. Правовое воспитание (методика и методология): метод. Пособие. — М.: Высш. шк., 1990. — 175с.

7.         Чертова Н. А. Основные понятия курса «Теория государства и права». Методическая разработка. — Издательский центр ПГУ, 2000. — 46с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle