Экологическое правосознание: вопросы теории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 12.10.2017

Статья просмотрена: 601 раз

Библиографическое описание:

Мохов, А. Ю. Экологическое правосознание: вопросы теории / А. Ю. Мохов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45917/ (дата обращения: 06.03.2021).



Рассматриваются особенности экологического правосознания как вида общего правосознания граждан, его структура и особенности формирования.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, правосознание, экологическое воспитание, экологическое образование

Проблема экологизации современного права красной нитью проходит практически через все принимаемые на данный момент нормативные акты — прежде всего, в сфере экономики, народного хозяйства, социальной сфере общества. Однако, надлежащее правовое регулирование, как представляется, невозможно без формирования на общегражданском уровне надлежащего уровня правовой культуры и, прежде всего — правосознания.

Несмотря на большое количество научных исследований в данной теме, проблема правосознания в науке до сих пор не разрешена окончательно. Неоднозначное понимание содержания правосознания как психологического феномена, его переоценка как феномена чисто правового подчас создаёт проблемы не только на уровне определения сущности и содержания правосознания в теории, но и затрудняет сам правотворческий процесс. Сложности возникают не только в «оторванности» нормативного материала от реальной жизни, её исторических и экономических условий — очень важно учитывать и уровень правовой грамотности и правового поведения в самом обществе — объекте правового регулирования.

Особенно важно это в условиях коренной перестройки общественно-экономической формации, с которыми Россия столкнулась в последние двадцать пять лет. Запрет (как минимум формальный — в соответствии с Конституцией 1993 г.) на государственную идеологию требует от государства нового, более эффективного инструментария исследования и формирования нормального правосознания своих граждан. Реализация концепции правовой реформы, обозначенная Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» предполагает развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки» [1], направленных, прежде всего, на формирование и развитие правосознания.

Правосознание и его различные характеристики — онтологические, генетические, культурные, психологические и культурные — привлекали и привлекают внимание социологов, философов, юристов и других исследователей. Как отмечает Ю. А. Борзенко, «разработка основных теоретико-методологических подходов к природе и сущности правосознания имеет давнюю историко-правовую традицию. Эти вопросы нашли своё отражение в трудах русских дореволюционных, советских и современных юристов, психологов, социологов» [3, с.5].

Проблема правосознания носит комплексный, сложный междисицплинарный характер. Этим объясняется тот факт, что исследованием этого феномена, отдельно взятыми его проблемами занимаются представители многих наук: философии права, социологии, психологии.

Следует отметить учения выдающихся российских философов права П. И. Новгородцева и его последователя И. А. Ильина, которые представляют обстоятельный и глубокий философский анализ феномена правосознания в рамках теории естественного права. В работах П. И. Новгородцева, написанных как раз в сложные времена первой русской революции и русско-японской войны, правосознание изучается на основе проблемного подхода — т. н. ситуации «правового нигилизма», сложившейся в России того времени Причину кризиса правосознания Новогородцев усматривает в преувеличении роли правового государства, которое ошибочно признается «земным богом» и идеалом нравственности» [5, с. 545].

Эпоха крупных потрясений, случившихся в начале XX века, несомненно, сподвигла учёных к изучению психологических сторон складывавшихся политических и правовых явлений, поиску их внутренней мотивировки. Так, А. В. Мелёхин пишет: «формирование правосознания становится в XIX—XXI вв. процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании — один из этапов этого развития» [6, с. 472]. Таким поиском духовного начала и стали заниматься, прежде всего, философы.

Говоря об основных признаках, надо отметить, что правосознание — это сложный, комплексный процесс. Формирование правосознания — процесс во многом ретроспективный, обращённый на прошлый человеческий опыт, поэтому весьма важен для него и надлежащий уровень предшествующего образования, правовых знаний человека.

К иным признакам правосознания относятся следующие:

«а) носителем правосознания является человек или общность людей;

б) отражает государственно-правовые явления;

в) выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

г) носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспективы развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;

д) тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д». [7, с. 440].

Стоит отдельно отметить и такой признак правосознания как его нормативность. Несмотря на то, что правосознание не имеет такой степени формальной закреплённости и общеобязательности, которыми обладает право, оно находит своё нормированное выражение в тех моральных, духовных, культурных — в целом, общечеловеческих — представлений общества о тех или иных правовых явлениях. Те же мораль, религия, иные социальные регуляторы являются своеобразными отражениями социальной действительности, созданными посредством человеческого сознания, не в последнюю очередь проходя в нём через сознание правовое.

Применительно к экологическому правосознанию стоит сказать, что оно представляет собой структурированную систему устоявшихся взглядов, знаний, идеологических концепций и конкретных идей по вопросам взаимоотношений живых систем и взаимодействия их компонентов между собой и с человеком, антропогенного влияния на окружающую среду. Такое правосознание выступает как прямое отражение образовавшейся на настоящей момент в обществе правовой и экологической культуры — то есть осознания человека как одного из компонентов природной среды и стремления людей к достижению надлежащего уровня взаимодействия с природой, не причиняющего ей значительного ущерба.

Кроме того, как отмечает в своей статье И. Ф. Габидуллин, «…специфика экологического правосознания заключается не только во взаимосвязи всех своих элементов тем, что пропускает все вышеуказанные взгляды, знания и идеи через призму правовых норм и категорий и отличается не только правоустановленностью, но и возможностью оказывать непосредственное влияние на процессы создания, применения и реализации соответствующих правовых норм» [4, с. 1284].

Стоит отметить, что в некоторых теоретических работах по данной теме некоторых научных трудах наряду с вышеуказанными категориями выделяются также понятия «экологизированное сознание» и соответственно правосознание [8]. Данное положение, на наш взгляд, выглядит достаточно спорным, потому что категория «экология» и иные, производные от неё элементы нацелены исключительно на защиту окружающей среды и ее гармоничное развитие. Речь может идти только о той или иной степени развитости экологического сознания и правосознания социума или индивида.

Обеспечение экологической безопасности обусловило необходимость разработки и утверждения Президентом Российской Федерации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Одной из основных задач, обозначенных данных документом в целях продвижения государственной экологической политики, выступает также и «…формирование экологической культуры, обеспечение эффективного участия граждан и юридических лиц в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности».

Как справедливо отмечается в теории, «вопросы развития экологического правосознания должны иметь первостепенное значение в государственной политике в области экологического развития. Это связано с тем, что предотвращение и снижение негативного воздействия на окружающую среду, восстановление нарушенных естественных экологических систем, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и другие благие намерения и задачи государственного управления могут быть эффективно решены только людьми с развитым экологическим правосознанием» [4, с. 1285].

Формирование экологического правосознания можно представить как непрерывный процесс, основными составляющими которого являются воспитание, образование и практическая деятельность как самой личности, так и всей совокупности, взаимодействующих с ней институтов — общественных организаций, государства, а также коммерческих организаций. В современных условиях воспитание и образование в этом процессе уже невозможно рассматривать в отрыве друг от друга — данные категории не только взаимозависимы, но и дополняют общую направленность формирования экологического правосознания в российском обществе.

Экологическое воспитание можно определить как особую форму воздействия на личность, направленную на развитие системы ценностей, установок, целей, мотивации и оценки деятельности с точки зрения отношения к окружающей среде (восприятие себя как части природы, ее самоценности и многообразия). Важную роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья, детский сад, группы неформального общения, школа.

Экологическое образование можно определить как целенаправленный процесс приобретения знаний, навыков и умений, связанных с обеспечением гармоничного сосуществования всех компонентов системы «человек-природа-общество». Оно главным образом определяет содержание формируемого экологического правосознания, которое впоследствии постоянно корректируется непосредственной практической деятельностью как самого человека, так и окружающих его субъектов.

В частности, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации в системе современного школьного и дошкольного образования значительно увеличена доля экологической и эколого-правовой составляющих. Так, например, на уровне соответствующих нормативных установлений разработаны и активно внедряются специализированные программы экологического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста, такие как «Юный эколог» и «Юный натуралист», «Наш дом — природа» и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования обозначены требования формирования основ экологической грамотности и экологической культуры.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 6.07.1995 № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 28. — Ст. 2642.
  2. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 10.10.2017).
  3. Борзенко, Ю. А. Пенитенциарное правосознание в российском обществе: современное состояние и проблемы развития: дис. … канд. юр.наук.: 12.00.01 / Ю. А. Борзенко. Владимир, 2008. — 151 с.
  4. Габидуллин, И. Ф. Экологическое правосознание и образование как одна из основ гражданского общества / И. Ф. Габидуллин // Вестник Башкрирского университета. 2013. Т. 18. № 4. С. 1283–1286.
  5. Графский, В. Г. История политических и правовых учений: учебник / В. Г. Графский. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2016. — 735 с.
  6. Мелёхин, А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелёхин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.
  7. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 640 с.
  8. Шеяфетдинова, Н. А. Эколого-правовая культура и экологизированное правосознание / Н. А. Шеяфетдинова // Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность в России и на Украине. Ч. 2. Белгород: ОНиРИО БелЮИМВД России, 2003. — С. 198–202.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое правосознание, общественное сознание, правосознание, Российская Федерация, экологическая культура, экологическое воспитание, государственная политика, надлежащий уровень, правовая реформа.


Похожие статьи

К вопросу об эколого-правовой культуре | Статья в журнале...

эколого-правовая культура, эколого-правовое воспитание, экологическое образование, эколого-правовой всеобуч, правовая культура, окружающая среда, экологическое сознание, знание, высокий уровень...

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Экологическое сознание — это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущения себя и окружающего мира как единого целого, в то время как...

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Проблема формирования правосознания в России

правосознание, правовое регулирование, государство, правовая культура, современное российское общество, молодое поколение, особое внимание, обыденная жизнь, общественная жизнь, правовая действительность.

Философские аспекты современной экологической политики...

Ключевые слова: экологическая политика, экологическое сознание, охрана природы, идеология, природа, человек.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи.

Роль общественных объ‬едине‬ний в защите экологических прав...

окружающая среда, Российская Федерация, местное самоуправление, отход, экологический контроль, экологическая ситуация, биологическое разнообразие, государственная власть, гражданское общество...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологическая культура, экологическое воспитание, образовательная среда, экологическое сознание, образовательная среда школы, экологическая культура учащихся, образовательная деятельность, образовательное...

Интеграция учебной, внеурочной деятельности в рамках...

Процесс формирования экологического правосознания и эколого-правовой культуры должен осуществляться при взаимодействии трех взаимосвязанных элементов: эколого-правового просвещения, воспитания и образования.

Похожие статьи

К вопросу об эколого-правовой культуре | Статья в журнале...

эколого-правовая культура, эколого-правовое воспитание, экологическое образование, эколого-правовой всеобуч, правовая культура, окружающая среда, экологическое сознание, знание, высокий уровень...

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Экологическое сознание — это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущения себя и окружающего мира как единого целого, в то время как...

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Проблема формирования правосознания в России

правосознание, правовое регулирование, государство, правовая культура, современное российское общество, молодое поколение, особое внимание, обыденная жизнь, общественная жизнь, правовая действительность.

Философские аспекты современной экологической политики...

Ключевые слова: экологическая политика, экологическое сознание, охрана природы, идеология, природа, человек.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи.

Роль общественных объ‬едине‬ний в защите экологических прав...

окружающая среда, Российская Федерация, местное самоуправление, отход, экологический контроль, экологическая ситуация, биологическое разнообразие, государственная власть, гражданское общество...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологическая культура, экологическое воспитание, образовательная среда, экологическое сознание, образовательная среда школы, экологическая культура учащихся, образовательная деятельность, образовательное...

Интеграция учебной, внеурочной деятельности в рамках...

Процесс формирования экологического правосознания и эколого-правовой культуры должен осуществляться при взаимодействии трех взаимосвязанных элементов: эколого-правового просвещения, воспитания и образования.

Задать вопрос