Библиографическое описание:

Утемова Г. Е. Проектирование как один из активных методов формирования у старших дошкольников с ОНР опыта коллективной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 77-80.

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками, формирование у них навыков сотрудничества.

Эта проблема еще более актуальна при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Известно, что у таких детей в связи с несформированностью речевых процессов начинают отставать в развитии и другие психические функции. Эти дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками, они более конфликтны, неуравновешены.

Кроме того, деятельность педагога в логопедических группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с речевыми нарушениями, координацией деятельности воспитателя и учителя — логопеда, но и построением содержания образовательного процесса на основе лексических тем. Как доказывает наш опыт, наиболее целесообразной формой построения воспитательно–образовательного процесса является метод проектов. Проектирование отвечает основному принципу построения работы в логопедической группе — лексическая тема проходит через все виды деятельности детей. А это создает благоприятные условия для речевой практики, обеспечивает более прочное усвоение программного материала.

Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер. Это открывает большие возможности в организации совместной познавательно — поисковой или творческой деятельности детей. Поэтому в процессе использования метода проекта можно формировать и закреплять навыки сотрудничества ребенка со сверстником.

Итак, специфика работы с детьми с речевыми нарушениями, поиск эффективных форм построения образовательного процесса, интерес к проблеме развития детского сотрудничества побудили меня выбрать именно эту тему.

Цель разработки — формирование у детей 6–7 лет с речевыми нарушениями навыков сотрудничества в ходе реализации коллективных проектов.

Основная идея разработки — в ходе реализации образовательных проектов, основанных на лексических темах, использовать методы и приемы, позволяющие решать задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков сотрудничества со сверстником.

Задачи:

1.      Учить детей выдвигать и озвучивать собственные цели

2.      Учить детей использовать разнообразные способы объединения; учить объединяться в микрогруппы по деловым качествам, обращая внимание на достоинства и возможности сверстников

3.      Привлекать детей к целостному планированию предстоящей деятельности:

-          Знакомить детей с понятием последовательность, учить фиксировать последовательность действий или событий условными обозначениями

-          Побуждать к осуществлению деятельности на основе схемы обозначенной последовательности (на знакомой деятельности)

-          Учить детей планировать вместе со сверстниками, побуждать к обговариванию замысла

-          Побуждать детей к совместным действиям по заданному взрослым плану, затем к совместному составлению плана действий

4.      Продолжать учить договариваться разными способами о распределении материала, действий, ролей.

5.      Учить использовать разнообразные способы разрешения конфликтных ситуаций, побуждать к самостоятельному разрешению конфликта

6.      Знакомить детей с несимметричным распределением функций в рамках принятых ролей (лидера, исполнителя, контролера)

7.      Учить детей описывать образец с учетом позиции сверстника; слушать и выполнять указания партнера, восполняя недостающую информацию вопросами

8.      Учить детей контролировать действия сверстника и их ошибки

9.      Учить работать в общем темпе и ритме

10.  Привлекать детей к оцениванию результатов совместной деятельности;

11.  Формировать чувство ответственности за общий результат и адекватную самооценку

Любой проект начинается с выбора темы. В условиях логопедической группы тема проекта инициируется взрослым (логопедом, воспитателем) согласно лексической темы. При этом целесообразно использовать «модель трех вопросов», рекомендуемую Л. Свирской: накануне выбора новой темы в свободном общении с детьми выясняется, что они знают по данной теме, что хотят узнать, что нужно сделать, чтобы узнать. В результате использования такого приема дети учатся выдвигать собственные цели (сначала индивидуальные, потом коллективные) и озвучивать их («Расскажи не мне, а друзьям, что бы ты хотел узнать» или «Что ты хочешь получить в результате работы»).

Во время работы над проектом необходимо создавать такие ситуации, при которых детям нужно объединяться в микрогруппы. Мотивация объединения — данную работу, невозможно или трудно выполнить одному. При этом выбор способа объединения детей в микрогруппы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольного поведения, содержания заданий. Такие объединения происходят в каждом проекте не по одному разу, поэтому у детей появляется возможность практиковаться в разных способах объединения: по симпатиям, случайному выбору (разрезные картинки, фишки), деловым качествам.

При планировании деятельности по реализации проекта важно включать такие задания для подгрупп детей, выполнение которых требует от них различных умений (бегло читать, хорошо рисовать, уметь быстро и аккуратно вырезать и т. д.). Зная заранее, какую работу придется выполнять в подгруппе, дети уже начинают понимать, что для успешного ее выполнения лучше объединиться не по симпатиям, а по деловым качествам партнера («делает быстро, хорошо читает, его часто хвалят» и т. п.).

У каждого ребенка есть свои достижения, и в ходе работы над проектом нужно дать ему возможность сначала осознать собственные достижения, а потом научиться и представлять их. Необходимо специально создавать такие ситуации, в которых каждому ребенку, даже самому слабому, предоставляется возможность проявить себя в чем–то, показать свои умения. Например, умение завязывать шнурки пригодится, чтобы собрать в пустыне самый длинный караван верблюдов (проект «Путешествие в Африку»), или найти в море самый длинный рыбный косяк (проект «Обитатели морских глубин»). Проект охватывает разные виды деятельности, а так как в логопедической группе много времени уделяется коррекционной работе, то зачастую дидактические игры, проводимые в микрогруппах, также дают детям возможность представить сверстникам свои достижения. Например, в игре с математическим содержанием «Лесная школа» (проект «Животные нашего края») для того, чтобы выполнить задания, нужно уметь бегло читать, а это в начале года умеют немногие — значит, у них есть возможность проявить себя.

Чтобы научить детей способам договора о взаимодействии (я умею это делать, я вам буду помогать и т. д.) проводятся тренинговые игры типа «Докажи, что ты — нужный для команды игрок», создавая для этого ситуацию «лишнего» игрока. Одному из детей «случайно» дается какое-либо поручение как раз в тот момент, когда дети объединяются в группы. Затем ребенку предлагается присоединиться к одной из групп, доказав, что он им просто необходим («расскажи ребятам, что ты сумеешь сделать очень хорошо в этом задании»). При планировании проектов практикуются «социологические опросы», проводимые детьми, например, заполнение таблицы ожиданий в проекте «Обитатели морских глубин». Выбирается «руководитель», который сам набирает себе команду. Детям нужно уговорить, убедить «руководителя» взять их к себе в партнеры. А «руководителю» приходится отказывать некоторым из них. Здесь удачно вписывается тренинговая игра «Откажи так, чтобы было не обидно».

Метод проектов предусматривает составление вместе с детьми плана реализации проекта. Но прежде чем привлечь ребенка к целостному планированию деятельности, нужно научить его планировать свою деятельность.

Это можно сделать через ознакомление детей с понятием последовательность. Первоначально ребенок работает по готовой схеме (последовательность рисования птиц, составление описательных рассказов о животных по схеме, звуковой анализ слов по темам, составление предложений по заданной схеме), Затем учится правильно устанавливать последовательность (разложить картинки по порядку «Рассказ рассыпался», найти ошибку в последовательности «Найди картинке место», сделать «фильм» из готовых кадров на компьютере.

После освоения ребенком понятия последовательности (по готовым схемам) важно научить его фиксировать последовательность событий или деятельности с помощью условных обозначений вместе со взрослым. Например, введение условных обозначений для фиксации результатов наблюдений за птицами, прилетающими на участок; составление схемы последовательности изготовления кормушки для птиц, зарисовка схемы составления описательного рассказа о зимующих птицах (в проекте «Зимующие птицы»). Только после этого побуждаем его к самостоятельному планированию и фиксации последовательности своей деятельности (зарисовка последовательности проведения опыта, составление рисуночного плана рассказа).

После того, как дети научатся целостному планированию индивидуальной деятельности, можно переходить к обучению планирования со сверстниками. Эту работу целесообразно начинать в микрогруппах, так детям будет проще высказать свое мнение, выслушать друг друга, прийти к общему решению. Начать удобнее с обсуждения детьми замысла (расскажите друг другу, что должно получиться; обговорите, как можно выполнить это задание). Например, при выполнении задания «Составить и нарисовать математическую задачу» (в различных проектах) дети должны договориться, какое условие или вопрос можно нарисовать, какой команде решить задачу. При выполнении аппликации в микрогруппах «Животный мир Севера» с использованием трафаретов вместе обсудить замысел – какую картинку будут составлять, только после этого можно начать планировать и распределять работу — выбрать трафареты, обвести, раскрасить, вырезать, составить композицию. Умение планировать совместную деятельность в микрогруппе формируется у детей только в результате многократных упражнений (дидактические игры в микрогруппах: «Загадки Саванны», «Рыбалка», разгадывание кроссвордов). Дети также учатся действовать вместе, по заданному взрослым плану (конструирование лего «Корабль»)

При планировании общей групповой работы, например, составление коллажа «Морское дно», со всеми детьми ставится общая цель — используя нетрадиционные способы и материалы, показать жизнь на морском дне. Затем озвучиваются этапы ее реализации, вся работа «дробится» на несколько частей (сделать общий фон, показать растительный мир, животный мир, собрать все в общую композицию). После этого дети объединяются в микрогруппы (по интересам), планируют совместную деятельность (что будут изображать, какие нужны материалы, какая последовательность выполнения), при необходимости обращаются за советом к воспитателю.

Одним из навыков сотрудничества является умение распределять функции в процессе совместной деятельности. К старшему возрасту дети, как правило, уже умеют распределять материал и действия (в совместно — последовательной деятельности). Теперь им предстоит научиться распределять роли в ходе совместно — взаимодействующей деятельности.

Так им приходится выбирать капитанов для путешествия, для игр КВН (проект «Обитатели морских глубин») или «Что? Где? Когда?» (проект «Животные Севера») или лидеров микрогрупп для выполнения различных заданий (создание книги сказок Чуковского, разгадывание кроссвордов и ребусов, дидактические игры — соревнования). И если первоначально дети мало задумываются, что значит быть лидером микрогруппы (на первых порах они могут просто решить «я буду главным» или предлагают выбирать лидера считалкой), то, испытав на себе эту роль или наблюдая, как с ней справляются другие дети, они начинают понимать, что лидер должен обладать определенными качествами. (Уметь распределить обязанности, нести ответственность за выполнение общего задания, иметь определенное влияние на остальных, выступать от лица команды и пр.). Поэтому в дальнейшем дети выбирают лидера по деловым качествам, обосновывая свой выбор. Важно помнить, что через роль лидера должен пройти каждый ребенок. Значит нужно продумывать такие задания для микрогрупп, чтобы помочь раскрыться каждому ребенку.

В роли исполнителя в совместной деятельности детям приходится быть довольно часто. С этой ролью, как правило, справляются все. Здесь важно, чтобы дети, с одной стороны, могли изложить собственную точку зрения (например, при обсуждении плана деятельности); с другой стороны, подчинялись лидеру, даже если не совсем согласны, т. е. признавали лидерство сверстника.

Нередко у детей возникают конфликты при распределении ролей. Надо побуждать детей самостоятельно, без вмешательства взрослого, использовать разнообразные способы разрешения конфликтных ситуаций (считалка, уступка, договор). В подготовительной группе дети обычно усваивают эти способы.

Не менее важно и взаимодействие детей в процессе деятельности. Чтобы научить детей слушать и выполнять указания партнера, контролировать действия сверстников и их ошибки, детям сначала предлагаются различные задания в парах: математические диктанты (рисование по клеточкам животных, птиц, рыб), придумывание и решение задач (контролируют друг друга), выкладывание силуэтов животных из геометрических форм. Затем при работе в микрогруппах необходимо побуждать детей контролировать друг друга, замечать ошибки партнеров, по собственной инициативе предлагать помощь.

Кроме того, дети должны научиться работать в общем темпе и ритме. В логопедической группе эту задачу помогают решить занятия логоритмикой и игры на координацию речи с движением. Вся эта работа органично вписывается в темы проектов.

При формировании у детей навыков сотрудничества большая роль отводится оценке результатов совместной деятельности. При подведении итогов совместной работы (в микрогруппах или в целой группе) каждый раз нужно обращать внимание на то, что результат достигнут благодаря усилиям каждого ребенка. Причем качественный и быстрый результат получается, если работать вместе, дружно, договариваясь друг с другом. Детей нужно учить анализировать успехи и неудачи, развивать у них рефлексивную позицию.

Итак, условиями организации проектной деятельности, способствующей развитию навыков сотрудничества старших дошкольников, являются:

-          организация проектной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями;

-          соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям детей;

-          значимость проектной деятельности для старших дошкольников.

Все это нашло отражение в представленном ниже перспективном плане

Предполагаемый результат.

В результате построения образовательной работы с использованием данного перспективного плана:

-          дети научатся выдвигать собственные и коллективные цели, планировать индивидуальную и совместную деятельность;

-          дети научатся строить свои взаимоотношения с другими детьми (договариваться о взаимодействии, видеть достоинства и возможности сверстников, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации социально приемлемыми способами);

-          речь детей станет более развитой, доказательной;

Данная разработка может быть использована воспитателями логопедических групп при планировании образовательной и коррекционной работы с детьми по формированию навыков сотрудничества.

Литература:

1.         Буре Р. С. «Формирование опыта коллективной деятельности» в кн. Р. С. Буре «Когда обучение воспитывает» С-Пб 2002

2.         Евдокимова Е. «Проект, как мотивация к познанию». — Дошкольное воспитание № 3/2003

3.         Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». — СПб.: Детство — пресс, 2003

4.         Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М., 2003

5.         Савенков А. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики». — Дошкольное воспитание № 2/2000

6.         Свирская Л. «Дорогой малокомплектный». — приложение к журналу «Детский сад со всех сторон» № 43,44/2000

7.         Силивон В. «Совместная работа на занятиях по изобразительной деятельности».- Дошкольное воспитание № 10/1986

8.         Фадеева Е. М. «К вопросу о развитии детского сотрудничества» в сб. «Дошкольные образовательные учреждения как пространство развития».- Пермь, 2009

9.         Цукерман Г., Елизарова Н., «Обучение учебному сотрудничеству». — Вопросы психологии № 3/1993

10.     Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». — Управление дошкольным образовательным учреждением» № 4/2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle