Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 511 раз

Библиографическое описание:

Ерёменко, Т. И. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста / Т. И. Ерёменко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1338/ (дата обращения: 19.04.2024).



Существует несколько определений семьи:

Во-первых, семья — это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Семья — это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это модель общества, с помощью которой он входит в мир. Любовь и забота мамы — источник развития ребенка. Мама и папа — самые близкие люди, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви воспитывается нравственное поведение, только любовь научит любви.

Во-вторых, семья — социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. [1, с. 8] Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. Ребенок сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения и ощущает свою связь с семьей на протяжении всей своей жизни.

Основные условия успешного семейного воспитания

1) Любовь к ребенку

2) Авторитет родителей

3) Режим дня

4) Контроль родителей за качеством выполнения поручений

5) Учет индивидуальных особенностей ребенка, возраста и пола

6) Наблюдение за взаимоотношениями своих детей с товарищами

7) Формирование интереса к художественной книге

Семья — это первая школа общения ребенка.Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального обучения имеют решающее значение в формировании нравственных, моральных качеств в воспитании человека. [2,с.224]

Ребенок поступает в детский сад, родители передают его в руки педагогов детского учреждения. Условием эффективного воспитания является единство требований со стороны всех взрослых в семье и детском саду. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать единое образовательное пространство развития ребенка возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

Правовой основой взаимодействия с родителями является следующие правовые документы:

– Конституция РФ. П.4, ст.43 — право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством.

– Семейный кодекс РФ ст.63

– Закон об образовании ст.44 «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»

– Устав ДОУ

– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обратимся к «Закону об образовании»: органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. [3, с.44]

Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.ДОУ обязано информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования. [4,с.3]

Педагогами ДОУ создаются условия для участия семьи в образовательной деятельности: через анкетирование родители привлекаются к разработке основной образовательной Программы ДОУ. Педагоги поддерживают родителей в воспитании детей, обеспечивают вовлечение семей в образовательную деятельность посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Что сегодня должен учитывать учитель-логопед и все педагоги дошкольного образования во взаимодействии детского сада с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования?

  1. Включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом.
  2. Изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

Цель работы учителя-логопеда развивать педагогическую компетентность родителей, помогать им в вопросах воспитания и развития ребенка, привлекать их к сотрудничеству.Консультативная и практическая помощь родителям по проблемам коррекции и развития ребенка активизирует и развивает воспитательные умения родителей. Взаимодействие с родителями в группах компенсирующей направленности строится на доброжелательности, систематичности, плановости. Для изучения семьи используются методы изучения и наблюдения за ребенком, анкетирование родителей, логопедическое обследование уровня развития речи ребенка, беседы индивидуальные с ребенком и родителем.

Чтобы лучше узнать семьи своих воспитанников, родителям предлагается заполнить социальный паспорт семьи и ответить на вопросы анкеты, чтобы разобраться, что для родителей представляет интерес, выяснить проблемы послушания, культуры поведения, детской игры, страхов, агрессивности. Родители говорят о проблемах. Значит в воспитании ребенка — будущего гражданина они заинтересованы. Наша задача помочь им в этом деле. Задачи взаимодействия семьи и учителя-логопеда совпадают: обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Форма сотрудничества семьи и педагогов наполняется новым содержанием. Родители становятся участниками педагогического процесса, они введены внутрь этого процесса.

Это достигается введением новых форм и технологий взаимодействия: конкурсы; совместные праздники, досуги, развлечения, круглые столы, совместные образовательные проекты, участие в поисково-исследовательской деятельности. Занятия по художественному творчеству, работа по развитию мелкой моторики рук, работа по автоматизации звуков в речи ребенка продолжаются родителями дома по рекомендации учителя-логопеда. Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми и построены с учётом следующих требований:

– упражнения должны учитывать принцип ведущей деятельности игры;

– закреплять изученный на логопедических занятиях материал;

– родители должны понимать цель каждого упражнения;

– задания по новому материалу не включаются.

Диалоговая форма общения «Окно» создается за счет вопросов к родителям для их размышлений, наблюдений, самоанализа.

Родители знают, чем в данное время занимается их ребенок. Это возможно сделать при помощи новых информационно-коммуникационных технологий. Они сегодня активно проникли в систему работы с родителями воспитанников и помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с семьями воспитанников. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

– минимизация времени доступа родителей к информации

– обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников

– оптимальное сочетание индивидуальной работы с семьей и групповой

– рост объема информации

– оперативное получение информации родителями

Открытые видеофрагменты занятия показывают родителю проблемы ребенка воочию, он по-иному начинают относиться к ним.

Не менее эффективная форма работы — это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества.

Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени.

Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь её объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно.

В-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определённый алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей.

Обновление материала информационного стенда происходит регулярно, в зависимости от рубрики: еженедельно или раз в месяц.

Рубрика «Игротека» знакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными на расширение словарного запаса дошкольника; закрепление навыков составления связного рассказа по плану и самостоятельно; воспитание навыков словообразования; закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Рубрика «Советы логопеда» содержит конкретные рекомендации:

– как выявить уровень развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха и т. д.;

– как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, спокойными, обязательно хвалить ребёнка, создавать положительную мотивацию к занятиям и т. д.);

– как относиться к речевым ошибкам и исправлять их;

– как развивать мелкую моторику рук.

Мы рассказываем о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Рубрика «Артикуляционная гимнастика» предлагает рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т. д.

Постепенно у родителей к работе учителя-логопеда появляется интерес, увеличивается количество обращений за консультацией и вопросов в родительскую сайт-почту, растет удовлетворенность работой учителя-логопеда.

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями — это основа успешности коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Созерцание результатов своего труда радует и детей, и, конечно же, их родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогают им, а родительский авторитет и совместная деятельность безотказно действует на ребенка.

Литература:

  1. Толковый словарь, С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов
  2. Медведева И., Шишова Т. Дети нашего времени. Размышления детских психологов. — М.: Информпечать, 2000. — 224 с.
  3. Закон об образовании в РФ 273-ФЗ гл.4
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, воспитание детей, работа учителя-логопеда, развитие ребенка, значительная часть, информационный стенд.

Похожие статьи

Проект по организации коррекционной работы на основе...

родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, развитие ребенка, работа учителя-логопеда, воспитание детей, значительная часть, информационный стенд.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, развитие ребенка, работа учителя-логопеда, воспитание детей, значительная часть, информационный стенд.

детский сад, родитель, форма работы, ребенок, семья, педагог...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих...

Тем не менее работа учителя-логопеда с родителями определена как обязательная и включена в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития [3; 6].

Организация работы консультативного пункта для оказания...

Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях

родитель, семья, ребенок, нарушение, семейное воспитание, дошкольный возраст, речевая патология, развитие речи, логопедическая работа, том.

Похожие статьи

Проект по организации коррекционной работы на основе...

родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, развитие ребенка, работа учителя-логопеда, воспитание детей, значительная часть, информационный стенд.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, развитие ребенка, работа учителя-логопеда, воспитание детей, значительная часть, информационный стенд.

детский сад, родитель, форма работы, ребенок, семья, педагог...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих...

Тем не менее работа учителя-логопеда с родителями определена как обязательная и включена в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития [3; 6].

Организация работы консультативного пункта для оказания...

Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях

родитель, семья, ребенок, нарушение, семейное воспитание, дошкольный возраст, речевая патология, развитие речи, логопедическая работа, том.

Задать вопрос