Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 05.12.2014

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Куртукова О. В., Овчинников М. В. Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?») // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 592-594. — URL https://moluch.ru/archive/79/14161/ (дата обращения: 15.08.2018).

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются методы, механизмы и инструменты сотрудничества, обозначаются конкретные итоги и личностные, предметные и метапредметные результаты учащихся.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, сотрудничество, проектная деятельность, английский язык, история.

 

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и имеющий возможность реализации через метод проектов и сотрудничество.

Актуальность организации сотрудничества закладывается «портретом ученика основной школы», умеющего «вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [1, с. 4]. Именно проектная деятельность позволяет методически правильно научить ребенка работать индивидуально, сотрудничать в паре и группе, находит общие решения, при необходимости разрешать конфликты с учетом позиций и интересов всех участников проекта, формулировать и аргументировать свое мнение.

В веке современных коммуникативных технологий сотрудничество становится важным умением. Оно помогает ученикам быть творческими, мобильными, общительными лидерами и со-разработчиками, не боящимися риска, активно взаимодействующими друг с другом посредством ИКТ-технологий [2, c. 145].

Учителя сталкиваются с проблемой эффективного вовлечения учеников — «аборигенов цифрового века» в образовательный процесс. С такой проблемой столкнулась и мы, учителя средней школы. Как добиться высоких качественных результатов, углубить знания английского языка и истории, повысить мотивацию, с одной стороны, и подготовить учеников к реальной жизни, развить качества и умения XXI века, с другой?

Решить эту проблему помог пересмотр подходов, методов и инструментов в организации процесса обучения в связи с внедрением новых стандартов. Совместно с учениками 9-х классов был разработан и реализован учебный проект «Я за мир! А ты?» (I am for peace! And you?) в рамках изучения коммуникативной темы «Мир», истории второй половины XX века [3].

В ходе проектной деятельности ребята занимались решением сформулированного ими проблемного вопроса «Можем ли мы научиться жить в мире?». Работа была организована в двух группах на основе разнообразных методов и инструментов сотрудничества. Ребята самостоятельно с учетом личных желаний и предпочтений сформировали группы, определили «свое место», выстроили свой маршрут и действовали по нему.

Ученики сотрудничали, взаимодействовали друг с другом и учителями-наставниками, помогая в выполнении заданий и реализации всего проекта. Они использовали метод получения и предоставления обратной связи: работали в парах, микрогруппах, углубляли собственное понимание учебного материала и помогали устранить недопонимание у других участников. Так, на 3 этапе «Я, ты, вы и мы — вступаем в ряды!» одна из групп была разбита на минигруппы. «Миротворцы» выявляли отрицательную сущность войн и конфликтов на основе анализа стихотворения о мире и войне и изучения сайтов миротворческих объединений. Другая минигруппа формулировала название и цель существования их будущей миротворческой организации. После общего совместного обсуждения уже все учащиеся составляли декларации и уставы, которыми будут руководствоваться в своей деятельности.

Метод осмысления множественности перспектив предполагал приобретение знаний на собственном опыте. Так на втором этапе «По следам миротворцев» ребята работали с первоисточниками: анализировали документы ООН, их политические миссии; рассматривали материалы международной конференции по вопросам сохранения мира 2013 г., заполняли таблицу о текущих и завершенных операциях ООН, организовывали историческое исследование. Итоги совместной деятельности нашли отражение в созданной Goggle-карте.

Рис. 1. Google — карта «Миротворческие миссии ООН» Режим доступа: http://goo.gl/uPgKxz.

 

Не каждый знает, что такое группа поддержки медиации (MSU), организованная отделом политики и посредничества Департамента по политическим делам ООН. Ученики на основе метода углубленного изучения получили ответ на свой вопрос. Каждый ребенок в группах занимался своим делом: один смотрел видео и знакомился с участниками команды медиации, другой просматривал официальные документы Руководства, третий выяснял основные цели MSU и так далее. Грамотное распределение заданий, совместное обсуждение, обмен информацией позволили создать качественный интерактивный плакат.

Метод глобального взаимодействия реализовывался через работу в блоге и размещение информации на видеохостинге. Ученики на английском языке создавали и комментировали сообщения в блоге по вопросам: что такое мир, что такое конфликт, что делает мир прекрасным, почему общество становится жестоким и как с этим бороться и другие. Итоговое видео, смонтированное самостоятельно ребятами, о ходе проекта «Я за мир! А ты?» стало не только доступным всему миру, но и заслужило признание на областном конкурсе «Анимация. Школа. Кузбасс-2014».

Метод решения проблемы был в основе всей проектной деятельности.

Интернет как пространство для сотрудничества позволил ученикам применить разнообразные on-line инструменты. Такие как инструменты для совестного создания и использования документов (Blogger, Google-документы, Google-таблицы, Google-презентации). Инструменты для создания графического материала реализовывались в концептуальных картах SpiderScribe, MindMeister, облаке слов Image Chef, интерактивных плакатах Linoit, диаграммах в Google-таблицах, а так же при редактировании изображений и видео (MoviesMaker), в работе геосервиса GoogleMaps совместно с таблицами Google Fusion. Инструментами сбора данных стали Google-документы и текстовые анкеты. А оптимальная работа учителя достигалась ведением заметок в Microsoft OneNote.

Сотрудничая в проектной деятельности, учащиеся образовали две миротворческие организации «FIP», «Liberty» с описанием их целей и основных направлений деятельности, планированием уставов. Ими были созданы ментальные карты «Что такое Мир?» и «Что такое Конфликт?», Google-карта «Миротворческие миссии ООН» на основе совместно заполненной таблицы «Текущие операции ООН», интерактивные плакаты «Мир без войны» и «В чем заключается деятельности группы поддержки медиации». Большое внимание уделялось совместной работе в Google-презентации «Мировые и локальные войны XX века и современности». Учащиеся создавали Google-документы, описывающие деятельность миротворческих организаций в мире. Творческое начало реализовывалось в литературном переводе с английского языка на русский стихотворения о мире и дружбе. Также ученики записали и смонтировали видеоролики о деятельности своих миротворческих организаций с призывом сохранить и поддержать мир в мире, размещенные на YouTube. В третьем итоговом видеоролике были описаны ход проекта и его результаты.

Рис.2. Видеоролики о деятельности миротворческих организаций «FIP» и «Liberty»

 

Таким образом, обучающиеся достигли следующих метапредметных результатов: научились взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли. Они развили исследовательские учебные компетенции, включая навыки работы с информацией (поиск и выделение нужной информации, обобщение), научились смысловому чтению текстов (официальные сайты миротворческих организаций); развили регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке и при изучении внешней политики нашей страны в во второй половине XX — начале XXI вв.; сформировали компетентности в области использования ИКТ-технологий; ну и, конечно, научились организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, находить общее решение.

Среди личностных результатов отметим: формирование толерантного отношения к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира, развитие эмпатии и ответственности за свои действия. Ребята показали значительный личностный рост, начали задумываться над глобальной проблемой сохранения мира в мире, что доказывают результаты проведенного рефлексивного анкетирования.

Предметные результаты выразились в формировании и совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции. После завершения проекта ученики умеют вести беседу по теме «Миротворчество»; отвечать на вопросы собеседника о мире, конфликте; рассказывать о целях функционирования миротворческих организаций в мировом сообществе, выполненных миссиях, путях и средствах решения конфликтов (в т. ч. военных), выражать свое мнение; воспринимать на слух речь учителя и одноклассников, аудиозаписей по теме. Уметь выделять значимую / нужную информацию; читать тексты разных жанров (в том числе официальные документы на сайтах миротворческих организаций); составлять план, тезисы сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности, в том числе и комментирование сообщений на блоге.

В ходе реализации проекта нами педагогами, была освоена новая роль — роль наставников, осуществляющих руководство в сотрудничестве с учениками. Мы приобрели многогранный опыт совместной работы, научилась продумывать и использовать модель этичного, легального и безопасного сотрудничества. Проект позволил научиться удовлетворять индивидуальные потребности учеников независимо от их уровня владения иностранным языком, знаниями в области истории и ИКТ-компетенциями. Что в свою очередь, положительно повлияло на высокие качественные результаты и интерес ребят, повысило уровень мотивации учеников к совместной работе, развило навыки критического мышления, качества и умения XXI века.

 

Литература:

 

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2.      Козырева, Е. Ю. Опыт формирования сетевых проектных команд на основе новой модели конкурсов в сфере образования // Вопросы образования. — 2009. — № 3. — С.145–160.

3.      Блог «Я — за мир! А ты?». Режим доступа: http://peacemakers112school.blogspot.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, мир, MSU, английский язык, совместная работа, ученик, инструмент сотрудничества, конфликт, группа, умение XXI века.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития...

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы.

2014. С. 96–99. Матросова Л. В. Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности.

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на...

умение, проектная деятельность, учащийся, проект, проектная деятельность учащихся, работа, проектная методика, проектная исследовательская деятельность, отношение сотрудничества, основной подход.

Применение педагогической технологии «Метод проектов»...

Принципы организации проектной деятельности: ‒ проект должен быть посильным для выполнения

По мнению Е. С. Полат метод проектов эффективен лишь в сочетании с технологией работы в группах сотрудничества [4]. Преимущества групповых проектов...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся.

совместная работа учащихся с использованием компьютера

Данный проект предназначен учащимся 1 курса групп с русским языком обучения всех специальностей и направлен на...

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации...

научный руководитель, проектный продукт, совместная проектная деятельность, проект, студент, работа, город Арзамаса, педагогическое взаимодействие, личностное самоопределение, учащийся.

Сотрудничество и кооперация в электронном образовательном...

Но совместная работа — это гораздо больше, чем простое взаимодействие.

Коллаборативные группы имеют общие цели и задачи, и их деятельность структурирована

- дух сотрудничества, умение добровольно делиться своей интеллектуальной собственностью

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Библиографическое описание: Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как

Английский психолог Дж.

Темы для проектных, исследовательских работ подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются три важных критерия

Проектная деятельность как средство развития...

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы.

2014. С. 96–99. Матросова Л. В. Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности.

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на...

умение, проектная деятельность, учащийся, проект, проектная деятельность учащихся, работа, проектная методика, проектная исследовательская деятельность, отношение сотрудничества, основной подход.

Применение педагогической технологии «Метод проектов»...

Принципы организации проектной деятельности: ‒ проект должен быть посильным для выполнения

По мнению Е. С. Полат метод проектов эффективен лишь в сочетании с технологией работы в группах сотрудничества [4]. Преимущества групповых проектов...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся.

совместная работа учащихся с использованием компьютера

Данный проект предназначен учащимся 1 курса групп с русским языком обучения всех специальностей и направлен на...

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации...

научный руководитель, проектный продукт, совместная проектная деятельность, проект, студент, работа, город Арзамаса, педагогическое взаимодействие, личностное самоопределение, учащийся.

Сотрудничество и кооперация в электронном образовательном...

Но совместная работа — это гораздо больше, чем простое взаимодействие.

Коллаборативные группы имеют общие цели и задачи, и их деятельность структурирована

- дух сотрудничества, умение добровольно делиться своей интеллектуальной собственностью

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Библиографическое описание: Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как

Английский психолог Дж.

Темы для проектных, исследовательских работ подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются три важных критерия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития...

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы.

2014. С. 96–99. Матросова Л. В. Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности.

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на...

умение, проектная деятельность, учащийся, проект, проектная деятельность учащихся, работа, проектная методика, проектная исследовательская деятельность, отношение сотрудничества, основной подход.

Применение педагогической технологии «Метод проектов»...

Принципы организации проектной деятельности: ‒ проект должен быть посильным для выполнения

По мнению Е. С. Полат метод проектов эффективен лишь в сочетании с технологией работы в группах сотрудничества [4]. Преимущества групповых проектов...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся.

совместная работа учащихся с использованием компьютера

Данный проект предназначен учащимся 1 курса групп с русским языком обучения всех специальностей и направлен на...

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации...

научный руководитель, проектный продукт, совместная проектная деятельность, проект, студент, работа, город Арзамаса, педагогическое взаимодействие, личностное самоопределение, учащийся.

Сотрудничество и кооперация в электронном образовательном...

Но совместная работа — это гораздо больше, чем простое взаимодействие.

Коллаборативные группы имеют общие цели и задачи, и их деятельность структурирована

- дух сотрудничества, умение добровольно делиться своей интеллектуальной собственностью

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Библиографическое описание: Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как

Английский психолог Дж.

Темы для проектных, исследовательских работ подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются три важных критерия

Проектная деятельность как средство развития...

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы.

2014. С. 96–99. Матросова Л. В. Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности.

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на...

умение, проектная деятельность, учащийся, проект, проектная деятельность учащихся, работа, проектная методика, проектная исследовательская деятельность, отношение сотрудничества, основной подход.

Применение педагогической технологии «Метод проектов»...

Принципы организации проектной деятельности: ‒ проект должен быть посильным для выполнения

По мнению Е. С. Полат метод проектов эффективен лишь в сочетании с технологией работы в группах сотрудничества [4]. Преимущества групповых проектов...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся.

совместная работа учащихся с использованием компьютера

Данный проект предназначен учащимся 1 курса групп с русским языком обучения всех специальностей и направлен на...

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации...

научный руководитель, проектный продукт, совместная проектная деятельность, проект, студент, работа, город Арзамаса, педагогическое взаимодействие, личностное самоопределение, учащийся.

Сотрудничество и кооперация в электронном образовательном...

Но совместная работа — это гораздо больше, чем простое взаимодействие.

Коллаборативные группы имеют общие цели и задачи, и их деятельность структурирована

- дух сотрудничества, умение добровольно делиться своей интеллектуальной собственностью

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Библиографическое описание: Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как

Английский психолог Дж.

Темы для проектных, исследовательских работ подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются три важных критерия

Задать вопрос