Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Опарина С. А., Михайлова С. В., Любова Е. В. Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 35-36. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2916/ (дата обращения: 27.05.2018).



В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятельности учащихся и студентов.

Ключевые слова: проектная деятельность, педагогическое взаимодействие, учащиеся, студенты.

В рамках интеграции вуз — школа открываются новые пути помощи школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении, организационной формой которого может стать совместная проектная деятельность. Благодаря организации взаимодействия вуз — школа происходит знакомство школьников с миром профессий и достигается связь теории с практикой.

Проект от других видов самостоятельной творческой работы учащихся (доклад, реферат и др.) отличает соблюдение определенной последовательности работы, соответствующей этапам поисковой исследовательской деятельности человека: проблемная ситуация → определение проблемы → поиск методов решения проблемы → получение продукта (решение проблемы).

Таким образом, выполнение проекта — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на получение заранее запланированного результата. На начальном этапе работы в проекте должны присутствовать: анализ исходной ситуации; выделение определенной проблемы и формулировка цели; описание ожидаемого результата; план предстоящей работы [1].

Работа над проектом считается завершенной, если исходная проблема решена, создан проектный продукт, представлен письменный отчет о работе и проведена публичная презентация продукта. Работая над проектом, можно задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, построить модель объекта или процесса, провести опрос, создать уникальное творческое произведение или провести увлекательное мероприятие.

Часто проектную работу путают с исследовательской. В школе исследование является учебным и цель учащегося — освоить исследовательские умения, развить свои способности, самостоятельно получить новые для себя знания в области естественных и гуманитарных наук. В исследовании спланировать и описать конечный продукт невозможно, т. к. результат заранее не известен. Исследователь выдвигает гипотезу, а затем проверяет ее, подтверждает или опровергает. Исследование может входить в проект, в этом случае появляется проектно-исследовательская работа.

Чтобы организовать групповой проект необходимо: определить цели и задачи проекта; определить область исследования; обсудить это с учащимися и разбить их на группы (не более 4–5 человек или можно поставить конкретные задачи для индивидуальной работы отдельных учащихся); поставить конкретные задачи перед каждой группой; определить временные интервалы для выполнения каждой задачи; проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимых для решения поставленных задач; организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и критического анализа работы каждой группы в целях корректировки задачи групп с учетом уже полученных результатов; организовать представление конечных результатов работы (презентация).

Личный многолетний опыт авторов по руководству исследовательскими и проектными работами учащихся и студентов, ставших призерами и лауреатами различных конкурсов, показывает эффективным педагогическое взаимодействие «школа-вуз» в решении данной проблемы [2]. Работа в данном направлении начинается с предварительного подбора контингента и построения индивидуальных образовательных траекторий «ученик — студент — учитель — преподаватель вуза», а также предполагает индивидуальную или групповую работу посредством подготовки научно-исследовательских и творческих проектов, совместной защиты проектов на конференциях разных уровней, подготовки научных публикаций.

Для успешной реализации совместной проектной деятельности мы формируем команду, состоящую из проектных групп, в состав которых входят: научный руководитель с кафедры биологии, географии и химии ЕГФ АФ ННГУ, студенты 3–5 курсов ЕГФ, обучающиеся по направлению Педагогическое образование, профили Биология и география, учителя биологии, экологии и химии МБОУ СШ № 16 города Арзамаса, учащиеся 8–11 классов школы.

Научный руководитель формулирует общую учебную цель, производит ее декомпозицию на отдельные задачи, составляет план работы, контролирует эффективность взаимодействия остальных членов группы, является постоянным консультантом на всех этапах работы над проектом.

Студенты работают над структурой проектного продукта, выбирают совместно с научным руководителем комплекс инструментальных средств по его созданию, занимаются непосредственно созданием проектного продукта. Педагоги школы формируют проектные группы школьников с учетом их интересов, выступают для учащихся в качестве консультантов, помогают в подборе необходимых информационных ресурсов для проекта и его организации, контролируют эффективность взаимодействия школьников внутри группы, их сотрудничество со студентами, научным руководителем.

Школьники под руководством педагогов занимаются сбором, систематизацией, обобщением, переводом в электронный формат информации по проекту. Совместно со студентами под руководством научного руководителя они работают в лаборатории над экспериментальной частью проекта.

В рамках сотрудничества факультета и школы за последние три года две ученицы выпускных классов школы совместно со студентками 4–5 курсов стали лауреатами Всероссийских заочных конкурсов научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ, обучающихся в номинации «Естественные науки», а также лауреатами Нижегородской региональной конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

Мы считаем, что представленный опыт взаимодействия «школа-вуз» в организации совместной проектной деятельности оказывает положительное влияние на всех участников этого содружества. Для педагогов — это профессиональное совершенствование, а для обучающихся — профессиональное и личностное самоопределение, формирование проектных и исследовательских компетенций и интегративных личностных качеств.

Литература:

  1. Заграничная Н. А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие / Н. А. Заграничная, И. Г. Добротина. — М.: «Интеллект-центр», 2013. –196 с.
  2. Опарина С. А. Формирование ранней профессиональной ориентации учащихся в области химического образования /С. А. Опарина // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 63 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 15−18 апреля 2016 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — С.129–131.
Основные термины (генерируются автоматически): совместной проектной деятельности, реализации совместной проектной, АФ ННГУ, проектной деятельности учащихся, проектная деятельность, педагогическое взаимодействие, конкретные задачи, творческой работы учащихся, научным руководителем, эффективность взаимодействия, ЕГФ АФ ННГУ, работы отдельных учащихся, выделение определенной проблемы, Арзамасского филиала ННГУ, города Арзамаса, классов школы, организации взаимодействия вуз, проектного продукта, организации совместной проектной, Педагогическое сотрудничество школы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос