Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 05.02.2018

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Ставропольцева С. В. Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 135-139. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13729/ (дата обращения: 22.10.2018).



В статье рассматриваются вопросы организации и проведения учебных занятий с использованием педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методическую разработку «круглого стола», посвященного актуальным проблемам формирования личности безопасного типа.

Ключевые слова: педагогическая технология «Метод проектов», «круглый стол», личность безопасного типа.

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Недостаточное внимание человека к проблемам, возникающим в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также природной и техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени и негативных последствиях их проявления. Таким образом, компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. В силу этого, одним из условий развития целостной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является повышение квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности.

Современный специалист в любой профессиональной области должен уметь работать самостоятельно, добывая знания из всевозможных источников продуктивными методами. Это раздвигает границы знаний и этому надо специально обучать. Иными словами, в настоящее время необходимо внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов реализации образовательного процесса, ориентированного на вовлечение обучающихся в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм такой деятельности является педагогическая технология «Метод проектов».

Актуальность технологии проектного обучения для дополнительного профессионального образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный учебно-воспитательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Основоположником метода проектов был американский учёный Джон Дьюи (1859–1952) — основатель философии и педагогики прагматизма. Он ставил целью обучения сделать жизнь ребёнка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни. По мнению Дьюи, посредством метода проектов достигается главная цель образования — развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта, а также происходит социальное воспитание детей, поскольку совместная работа над проектом обеспечивает приобретение опыта взаимодействия, помогающего понять необходимость социального приспособления людей друг к другу [1, с.13–14].

Учеником и последователем Дьюи был Уильям Херд Килпатрик (1871–1965). Он развил идеи Джона Дьюи в практике школьной работы, в силу этого он по праву считается основателем метода проектов. Метод проектов Килпатрика предусматривал давать учащимся задания в виде проектов, которые следовало осуществлять, решая различные вопросы и жизненные ситуации. При этом учащиеся должны были сами проектировать то, чем им надлежало заняться. Первостепенное внимание уделялось выбору деятельности, посредством которой приобретались знания. Килпатрик разработал несколько видов проектов:

‒ производственный — изготовление какого-либо предмета;

‒ потребительский — использование чего-либо для наслаждения (смотреть картину, кинофильм и т. п.);

‒ интеллектуальный — разрешение проблем или затруднений (проблема становится проектом, когда имеет целевую установку).

Как отмечает А. В. Хуторской [2, с.338], основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует обучающихся на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определённой темы. Обучающиеся индивидуально или по группам за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.

Отечественными педагогами метод проектов разрабатывался практически параллельно с американскими. Ещё в 1905 году Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) возглавил группу исследователей, работающую над методом проектов. После Октября 1917 года С. Т. Шацкий продолжил работу над новыми методами обучения, в числе которых был и метод проектов, в советской школе. Но после Постановления ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932 г.) работа над инновационными методиками обучения была практически свёрнута, а опытно-экспериментальная станция, возглавляемая С. Т. Шацким, закрыта.

Возвращение к методу проектов в нашей стране начинается в 90-е годы ХХ века. В настоящее время метод проектов рассматривается как педагогическая технология [3], предусматривающая достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таким образом, учебный проект — это комплекс разнообразных видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Создавая учебные проекты обучающиеся:

‒ самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

‒ учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

‒ приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

‒ развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, анализа, построения гипотез, обобщения);

‒ развивают системное мышление.

Принципы организации проектной деятельности:

‒ проект должен быть посильным для выполнения;

‒ руководство проектом со стороны преподавателя;

‒ каждый обучающийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта;

‒ каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;

‒ обязательная презентация результатов работы по проекту.

В современной научной и учебно-методической литературе выделаются следующие типы проектов:

по количеству участников — проекты могут быть: индивидуальные; парные (между парами участников); групповые (между группами участников). Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом — индивидуально или в группе, не существует. По мнению Е. С. Полат метод проектов эффективен лишь в сочетании с технологией работы в группах сотрудничества [4]. Преимущества групповых проектов заключаются в том, что: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

‒ по доминирующему в проекте методу или виду деятельности — проекты могут быть: исследовательские, творческие, информационные, ролевые, социальные практико-ориентированные и др. Преимущества практико-ориентированных проектов заключаются в том, что: данный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта; требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них и участия каждого в оформлении конечного продукта; предусматривает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников; ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.

Анализ учебно-методической литературы и опыт преподавания в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» позволили разработать и успешно апробировать применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе повышения квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности для организации и проведения «круглого стола» на тему: «Актуальные проблемы формирования личности безопасного типа».

С начала 90-х годов проблема обеспечения безопасности личности является очень актуальной для образования в связи с возникшим социальным заказом общества и государства в образе личности, обладающей особыми качествами, позволяющими ей обеспечивать собственную безопасность и гарантировать безопасность окружающим людям — личности безопасного типа. По мнению М. В. Гордиенко [5, с.77], личность безопасного типа — это человек, безопасный для себя, окружающих, среды обитания, готовый к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости и к защите себя, социума и природы от внешних угроз. «Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании — одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности» [6, с.50]. В силу этого, основная цель «круглого стола»: разносторонний анализ и характеристика основных направлений формирования личности безопасного типа.

«Круглый стол» в дополнительном профессиональном образовании представляет собой вид учебных занятий, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, научить культуре ведения дискуссии. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у обучающихся профессиональных умений излагать свою точку зрения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. Идея «круглых столов» заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность. В силу этого, одной из основных задач «круглого стола» является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем.

Как правило, в организации и проведении «круглого стола» выделяют три этапа:

  1. Подготовительный этап включает в себя следующие действия:

обучающимся заблаговременно был выдан план проведения «круглого стола» и список литературы для подготовки к нему, а именно: Тема №4.6. Актуальные проблемы формирования личности безопасного типа.

Основные вопросы:

  1. Сущность понятия «личность безопасного типа», цели и задачи её формирования.
  2. Изучение нормативных правовых документов в области гражданской обороны как одно из условий формирования личности безопасного типа.
  3. Изучение нормативных правовых документов в области защиты от чрезвычайных ситуаций как одно из условий формирования личности безопасного типа.
  4. Изучение основных способов защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций как одно из условий формирования личности безопасного типа.
  5. Роль психологической подготовки в процессе формирования личности безопасного типа.
  6. Формирование личности безопасного типа в ходе организации и проведения тренировок в образовательной организации.
  7. Совершенствование учебно-материальной базы образовательного учреждения как одно из условий формирования личности безопасного типа.
  8. Формирование личности безопасного типа в процессе организации и осуществления пропаганды в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

‒ проведена диагностика уровня сформированности: знаний в предметной области и таких коммуникативных качеств как способность к самоуправлению в общении и организаторские склонности;

‒ используя данные полученные в результате диагностики, были скомплектованы малые группы по 3–4 человека в каждой. Непременным условием комплектования малых групп было наличие в каждой из них слушателей с высоким, достаточным, средним и низким уровнем диагностируемых характеристик. Таким образом, знаниевый и коммуникативный потенциал всех малых групп был равным.

каждая малая группа получила задание проработать указанную литературу, подготовить коллективное выступление на один из вопросов «круглого стола» и оформить результаты проведённого исследования в виде презентации.

2. Дискуссионный этап включает в себя следующие действия:

‒ вступительное слово преподавателя, в котором формулируется проблема, исследованию которой посвящён «круглый стол», устанавливается регламент времени для выступлений и их обсуждения, информирование об общих правилах коммуникации: избегать общих фраз, уметь слушать, быть активным в обсуждении и конструктивным в критике, не допускать оскорбительных замечаний. Открытие «круглого стола» должно быть впечатляющим, поскольку от этого зависит ход занятия;

‒ презентация подготовленных групповых проектов: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы;

‒ ответы на дискуссионные вопросы;

‒ подведение преподавателем мини-итогов по выступлениям каждой малой группы и дискуссии по содержанию подготовленного ей проекта; формулирование основных выводов по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

3. Постдискуссионный (заключительный этап) включает в себя следующие действия:

напоминание целей и задач «круглого стола»;

формулирование общей позиции, к которой пришли или близки все участники встречи;

ориентирование обучающихся на изучение вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии;

слова благодарности всем участникам.

Таким образом, участие в «круглом столе» способствует развитию следующих профессионально значимых умений и навыков: умение выслушать различные точки зрения и отстаивать собственную; навыки сотрудничества в процессе позитивного решения проблемы; умение быть объективным.

В целом, проведение «круглого стола» посредством подготовки и презентации групповых практико-ориентированных проектов помогает развивать самостоятельность мышления, совершенствовать умение выделить главное в учебном материале, развивать коммуникативные качества, путем вовлечения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность, при которой учебная информация переходит в личностное знание.

В заключение необходимо отметить, что применение педагогической технологии «Метод проектов» для организации и проведения «круглого стола» в процессе повышения квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности способствует не только активному усвоению учебного материала, но ещё и позволяет развивать навыки коллективной учебной работы; усваивать правильный алгоритм решения учебной проблемы; приобретать навыки рационального использования учебного времени; отрабатывать умение оперативно извлекать необходимую информацию из различных источников; учиться совместно определять круг вопросов, которые необходимо рассмотреть для раскрытия сущности учебного вопроса; тренировать умение отобрать и структурировать учебный материал, необходимый для раскрытия содержания исследуемой проблемы; развивать умение создавать коллективный учебный продукт на основе индивидуальных; активизировать познавательную деятельность каждого обучающегося; повышать заинтересованность всей малой группы в усвоении учебного материала каждым её членом, так как успех «команды» зависит от вклада каждого в совместное выполнение поставленной задачи; приобрести опыт оказания взаимопомощи друг другу; предоставить равные возможности каждому участнику в достижении успеха, потому что каждый вносит свой вклад в создание коллективного учебного продукта путем улучшения предыдущих собственных результатов; обусловить персональную ответственность каждого участника за проделанную работу, что позволяет ему почувствовать себя полноправным членом коллектива и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».

В целом, использование в учебном процессе инновационных педагогических технологий является одним из путей повышения качества подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Литература:

  1. Ставропольцева С. В. Технология лабораторно-бригадного обучения: прошлое, настоящее, будущее. Учебно-методическое пособие. — Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2007. — 291с.
  2. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544с.
  3. Эпштейн М. М. На исторических перекрёстках. Метод проектов. — СПб.: Образовательный центр «Участие», 2011. — 56с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. А. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2001–272с.
  5. Гордиенко М. В. Воспитание личности безопасного типа как проблема современной педагогической науки. // Омский научный вестник. Сер. «Общество. История. Современность». — 2008. — № 1 (63). — С. 75–79
  6. Неверов В. Н., Деркач А. М. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1. — С. 50–53.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасный тип, гражданская оборона, метод проектов, проект, условие формирования личности, ситуация, знание, дополнительное профессиональное образование, актуальная проблема формирования личности, единая государственная система.

Ключевые слова

личность безопасного типа, педагогическая технология «Метод проектов», «круглый стол»

Похожие статьи

Формирование личности безопасного типа поведения при...

Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности...

Гражданская оборона в России XXI века. Актуальные...

Условно завершился этап формирования гражданской обороны с появлением единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...

Повышение уровня безопасности жизнедеятельности человека

Формирование личности безопасного типа поведения при... Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Социальное проектирование как средство профессионального...

Поиск путей решения проблемы формирования готовности к самоопределению активно осуществляется педагогической наукой и практикой.

Готовность к профессиональному самоопределению - внутреннее качество личности, позволяющее осознано и самостоятельно...

Применение деловой игры в процессе подготовки должностных...

Ключевые слова: курсовое обучение, подготовка должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, деловая игра.

Возможности региональной системы дополнительного...

Современная система дополнительного образования детей характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий для формирования гражданской (российской) идентичности воспитанников.

Актуальные проблемы развития современного образования...

- формированию профессионального самоопределения будущих специалистов.

система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

Интеграция общего и дополнительного образования как...

Рисунок 1 Основные педагогические задачи формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

б) дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование личности безопасного типа поведения при...

Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности...

Гражданская оборона в России XXI века. Актуальные...

Условно завершился этап формирования гражданской обороны с появлением единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...

Повышение уровня безопасности жизнедеятельности человека

Формирование личности безопасного типа поведения при... Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Социальное проектирование как средство профессионального...

Поиск путей решения проблемы формирования готовности к самоопределению активно осуществляется педагогической наукой и практикой.

Готовность к профессиональному самоопределению - внутреннее качество личности, позволяющее осознано и самостоятельно...

Применение деловой игры в процессе подготовки должностных...

Ключевые слова: курсовое обучение, подготовка должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, деловая игра.

Возможности региональной системы дополнительного...

Современная система дополнительного образования детей характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий для формирования гражданской (российской) идентичности воспитанников.

Актуальные проблемы развития современного образования...

- формированию профессионального самоопределения будущих специалистов.

система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

Интеграция общего и дополнительного образования как...

Рисунок 1 Основные педагогические задачи формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

б) дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих...

Задать вопрос