Библиографическое описание:

Макарова О. В. Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 70-74.



Одним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие ДОО и семьи. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается важным вопросом, решение которого направлено на поиск новых и рациональных путей взаимодействия. Одним из таких путей можно назвать проектный метод, реализация которого позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

ДОО является первой воспитательной организацией, с которой вступают в контакт родители. От совместных усилий, как родителей, так и педагогов, зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Но особые требования предъявляются к воспитателям, которые должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. В настоящее время очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с федеральными государственными стандартами [2, с. 176]. Перестройка системы дошкольного воспитания направлена на гуманизацию педагогического процесса, в связи с чем, большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Воспитатели ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. В настоящее время в педагогическую практику разрабатываются и внедряются новые технологии, формы взаимодействия ДОО с семьями. Возможности проектной деятельности дают широкий простор не только для взаимодействия педагогов с родителями, но и являются средством развития творческих способностей воспитателей. В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия вариантов педагогической деятельности, а это требует от педагога готовности разрабатывать, осуществлять инновационные проекты и участвовать в них. Участие педагогов дошкольного образования в опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, инновационных проектах является показателем постоянного поиска современных моделей организации воспитательно-образовательного процесса, повышения его качества и удовлетворённости всех его участников [5, с. 2].

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

В первую очередь, проектную деятельность начинают рассматривать как средство формирования широкого спектра компетенций и компетентностей. Это обусловлено деятельностной природой, генетической связью компетентности и деятельности, что нашло отражение во многих работах, посвященных проблематике компетентностного обучения. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени [6, с. 3].

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОО или отдельная программа как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. [6, с. 4] Метод проектов возник в 20-х годах прошлого века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом, психологом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Килпатриком. В. Килпатрик предлагал строить процесс обучения на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся, стремился создавать его как организацию деятельности ребёнка в среде [1, с. 11]. В 20–30 гг. прошлого века вышло много публикаций в России, посвященных внедрению метода проектов: Кагаров В. Г. «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На пути к методу проектов» (1930), где подробно освещался вопрос об организации образовательного процесса, а также проблемы и пути их организации.

Метод проектов — важная составляющая комплекса педагогических технологий, рекомендованная современной образовательной программой «Шаг за шагом» (Stepbystep). Программа разработана коллективом Дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета. Участие российских ученых и практиков в совместных исследовательских проектах по развитию дошкольного образования ускорило внедрение метода проектов в практику работы отечественных ДОО. Проектирование в конце ХХ в. превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.

Вместе работая над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют детско-взрослое сообщество. Детско-взрослое объединение предполагает партнерскую позицию взрослого, которая может быть выражена девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». Значимым фактором для успешного использования проектного метода является правильно выбранная тактика поведения педагога, выраженная в организации детско-взрослых сообществ [5, с. 133–134].

Совместные проекты помогают сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный метод [3, с. 191].

Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой — дают возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, нравственно-эстетическому развитию детей, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения [4, с. 183].

Анализ малой эффективности взаимодействия педагогов и родителей побудил к поиску средств решения актуальной проблемы.

Цель формирующего этапа — внедрение проектной деятельности как формы взаимодействия ДОО и семьи.

Были поставлены следующие задачи:

1. Повысить компетентность педагогов в вопросах сотрудничества с семьей.

2. Изменить содержание и формы взаимодействия, развивать работу в рамках проектной деятельности.

3. Перейти от реструктивного (ограничивающего) к конструктивному (развивающему) взаимодействию.

На стадии формирования сотрудничества с семьей выделили этапы взаимодействия на основании которых строилась дальнейшая работа:

1 этап — этап рефлексии, осознание педагогами детского сада собственных ошибок и трудностей.

2 этап — изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений.

3 этап — создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка, определение направлений проектной деятельности ДОО и семьи).

4 этап — реализация программы сотрудничества в рамках проектной деятельности.

Для решения этих задач педагогами далее была:

— изучена литература, определены формы конструктивного сотрудничества с семьей;

— разработан план работы с семьей;

— введены интерактивные формы, проектная деятельность и методы сотрудничества;

— опробованы мероприятия в условиях тесного контакта воспитателей, детей, родителей (в совместной проектной деятельности).

В рамках проектной деятельности были раскрыты темы: «Почему ребенку нужна игра?», «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Чем и как занять ребенка дома». Организация процесса взаимодействия ДОО и семьи в проектной деятельности представлена в виде итоговых проектов «Город Волжский — в нем выросли я и ты» и «Великолепие Рождества».

В рамках работы над проектами была проведена следующая работа:

-создание развивающей среды;

-оформление стенда «Наши славные дела» (информация о деятельности детей в ДОО в фотографической форме);

-картотека игр для домашнего использования;

-родительские сочинения «Мой ребенок»;

-семейные праздники;

-трудовые акции;

-открытые занятия;

-оформление альбомов;

-конкурсы творчества;

-семейный календарь;

-маршруты выходного дня.

Формирующий этап был наполнен многообразным спектром возможностей для родителей, что проявлялось в желании: сшить игрушки, покрасить забор, смастерить дом для куклы, исполнить песню вместе с ребенком, сочинить стихотворение, написать рассказ, посетить театр, узнать новое на выставке, в музее.

Совместные мероприятия сплотили семьи, обогатили их культурный опыт. Содержание мероприятий по привлечению родителей в совместную деятельность в рамках проектов было интересным, познавательным, соответствовало потребностям родителей. Результатом совместной и культурно-досуговой деятельности стало творческое самовыражение детей и родителей.

В целом, можно заключить, что проектная деятельность является формой получения знаний, которая базируется на чувстве ответственности, способности принимать решение, способности ориентироваться на интересы других участников, обучение посредством приобретения опыта, самостоятельных действий и толерантности. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Логика организации проектировочной деятельности предусматривает предварительную проработку идей, вариантов нового объекта, конструирование и моделирование частей и предшествует непосредственному ее проведению.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Таблица активности участия родителей в проектах

В начале учебного года приняли участие 10 родителей, в конце года – 24 родителя.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада, пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в рамках проектной деятельности и в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.

Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей — через совместную деятельность. Таким образом, использование проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОО и семьи.

Литература:

  1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с.
  2. Мигунова Е. В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей [Текст] / Е. В. Мигунова // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 3 (14). — С.175–178.
  3. Ребане Н. А. Проектный метод во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста [Эл.ресурс] / Н. А. Ребане // Сборник: Развитие родительских компетенций; Отв. ред. Т. А. Семенова. — М., 2015. — С. 188–191.
  4. Токарева Т. М. Нравственно-эстетическое развитие дошкольников во взаимодействии детей, родителей и педагогов ДОО [Текст] / Т. М. Токарева // Сборник: Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка материалы всероссийской научно-практической конференции; отв. редактор Н. Г. Куприна. — Екатеринбург, 2015. — С. 179–183.
  5. Царева Я. В. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений [Текст] / Я. В. Царева // Человек и образование. – 2009. — № 3(20). — С.131–135.
  6. Цеева Л. Х. Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике [Эл.ресурс] / Л. Х. Цеева, Б. Х. Панеш // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2014. — № 3 (143). — 7 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектной деятельности, взаимодействия ДОО, рамках проектной деятельности, проектная деятельность, формы взаимодействия ДОО, проектной деятельности ДОО, педагогов дошкольного образования, Проектная деятельность, организации взаимодействия ДОО, ДОО проектная деятельность, детей дошкольного возраста, процесса взаимодействия ДОО, образовательного учреждения, Значение проектной деятельности, педагогического процесса, проблемы взаимодействия ДОО, взаимодействия педагогов, педагогов ДОО, взаимодействие ДОО, Возможности проектной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос