Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Библиографическое описание:

Дружинина В. Л., Чернова А. А., Кривко Е. М. Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1773/ (дата обращения: 15.08.2018).



В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимается вопрос актуальности психолого-педагогического сопровождения образовательных проектов.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательный кластер, проект «Дети и наука», родители, проектная деятельность, познавательная активность.

Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, является совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей. Одно из важных требований ФГОС — это открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников, вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс, что может служить условием реализации программы. Детский сад является первым социальным институтом, в котором «проходят обучение» не только дети, но и родители, поэтому так важно повышать компетенции родителей в воспитании и развитии ребенка, именно в этот период.

Одним из инновационных методов организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ, с нашей точки зрения, является научно-образовательный проект «Дети и наука». В рамках данного проекта решается множество задач поставленных как перед дошкольным образовательным учреждением, так и перед родителями, одно из которых — гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, отвечающее задачам общества. Данный проект реализуется детскими садами № 1 и № 130 города Ростова-на-Дону совместно с Южным федеральным университетом. Это первая ступень образовательного кластера, в рамках которой происходит популяризация науки среди дошкольников. В рамках данного проекта, в ЮФУ имеются международные контакты с образовательной программой Европейского Союза» Kidsandscence» автор Ричард Вайф. Следующей ступенью популяризации науки и развития у молодежи вкуса к творчеству, к пониманию окружающего мира как мира увлекательных загадок и неограниченных возможностей, для творческого самовыражения, является проект «Человек изобретающий» руководитель — доцент ЮФУ М. Е. Клецкий.

С психолого-педагогической точки зрения, именно возраст дошкольников 3–6 лет является сенситивным периодом для формирования познавательной активности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев). Познавательную активность, по мнению И. С. Морозовой — это активность, которая возникает в процессе познания и особенностью развития является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания [2, с. 164]. Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление к познанию чего-то нового во многом обуславливает эффективность и успешность дальнейшей учебной деятельности.

Проект «Дети и наука» с одной стороны, развивает познавательную активность детей, формирует критический стиль мышления, формирует целостную картину мира, с другой стороны совместная деятельность с родителями, благоприятно влияет на детско-родительские отношения, позволяет гармонизировать отношения между детьми, родителями, педагогами.

В развитии этого направления немалое значение имеет работа педагога–психолога по организации и развитию взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а в последние десятилетия, приоритетным направлением у родителей считается формирование учебных навыков, которые не учитывают сенситивные периоды развития ребенка. Поэтому одной из важнейших задач психологического сопровождения образовательной деятельности является изменение отношения родителей к развитию познавательной активности ребенка. Задача психолога на данном этапе — быть проводником взрослых в мир детства, являться связующим звеном между родителями, детьми и воспитателями. Родителям, через различные формы взаимодействия, необходимо донести, что воспитание творческой, самоактуалиазирующейся личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; необходимости сбалансированности инициатив взрослых и детей; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса.

В ДОУ сложилась традиционная система, позволяющая вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно поставленным задачам. Однако, в силу высокой занятости родителей, остается проблемой привлечение семьи к сотрудничеству в решении возникающих трудностей воспитания и обучения дошкольников. Чаще работа с родителями ведется в направлении, при котором семья является лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере [1].

Осознание родителями, важности того, что только все вместе мы сможем обеспечить гармоничное развитие ребенка, повысить его мотивацию к познанию и творчеству, позволит нам перейти на другие, новые формы взаимодействия, способствующие, более полному решению задач, которые ставит перед системой образования современная жизнь.

Используя диагностическую методику «Неоконченные предложения» А. М. Щетининой, нами были опрошены родители детей возрастной группы от 5 до 7 лет, с целью определения характера отношений родителей к своему ребенку, отношения к его будущему, особенностей их самопринятия как родителей. 95 % родителей указали, что в будущем хотят видеть своего ребенка «успешным», вкладывая в это понятие, на данном этапе, лишь высокие показатели в учебной деятельности и познании научных дисциплин. Родители нацелены, в большей степени, на интеллектуальное развитие ребенка, забывая при этом, о многих других важных составляющих успеха в современном мире.

Одним из актуальных вопросов, который волнует родителей, является помощь ребенку в выборе будущей профессии, поэтому все чаще, уже в дошкольном возрасте, к педагогу-психологу поступает запрос на выявление склонностей и способностей малыша. В связи, с многообразием направлений в обучении и развитии, которые предлагаются сегодня на рынке образовательных услуг, достаточным уровнем финансовых возможностей среднестатистической семьи, стремлением родителей «сделать успешным» своего ребенка, появляется еще одна проблема, это проблема учебной перезагруженности, перенасыщенности информацией, включение детей в обучающую деятельность без учета возрастных особенностей и предъявления к ним завышенных требований.

Учитывая динамику развития современного образовательного пространства и испытывая потребность в изменении подходов и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса, в 2015 году МАДОУ № 1 совместно с Академией педагогики и психологии ЮФУ был разработан и реализован проект «Дети и Наука», с целью развития интеллектуальной, познавательной и творческой активности всех членов образовательной деятельности (дошкольников, студентов, педагогов вуза, педагога-психолога и воспитателей) в системе непрерывной образовательно-воспитательной направленности. В процессе данной работы были поставлены следующие задачи: развитие у дошкольников самостоятельного мышления, интереса к науке, повышение мотивации к познавательной деятельности и учебе, знакомство детей с широким спектром существующих направлений науки, современных профессий и специальностей; выявление и помощь в раскрытии интеллектуального и творческого потенциала дошкольников; обеспечение базой практики студентов и магистров вуза; создание кадрового научного потенциала для вуза и школ.

Проект «Дети и наука» в условиях ДОУ — это эффективная модель более тесного взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса. В рамках проекта осуществляется несколько этапов:

— знакомство дошкольников с миром науки, где дается общее представление о состоянии современной науки. Педагог-психолог проводит диагностику способностей ребенка и определяется его образовательная траектория.

— научно-популярные мини-лекции для дошкольников. Приглашаются эксперты и ученые из разных областей науки.

— представление на пленарных заседаниях Академии своих достижений в рамках освоения дошкольником интересующей науки. На этом этапе осуществляется совместная деятельность с родителями, которые помогают ребенку подготовится к данному мероприятию.

При работе над презентациями дошкольников педагоги, которые сопровождают совместную деятельности детей и родителей, используют следующие этапы:

— ставят цель, исходя из интересов и потребностей детей;

— вовлекают дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

— намечают план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей);

— обсуждают план с семьями;

— все вместе рисуют план-схему проведения проекта;

— собирают информацию, материал;

— проводят образовательную деятельность, игры, наблюдения, поездки;

— дают домашние задания родителям и детям;

— переходят к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;

— организуют презентацию;

— подводят итоги: выступают на педагогическом совете, «круглом столе», родительском собрании и проводят обобщение опыта.

За два года, с 2015 по 2016, в реализации проекта приняло участие более 50 семей и 100 детей. Данный проект способствовал успешному переходу к новым условиям, соответствующим сегодняшним требованиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, позволил более активно вовлечь родителей в совместную образовательную деятельность: от обычных потребителей услуги, оказываемой дошкольным образовательным учреждением, до активных участников в жизни детского сада и всестороннего развития ребенка.

Литература:

  1. Кривко Е. М. Инновационные подходы в работе педагога-психолога по организации взаимодействия и сотрудничества с родителями на современном этапе // https://infourok.ru (дата обращения: 9.12.2016).
  2. Морозова И. С. Познавательная активность младших школьников//Теория и практика развития. 2012. № 12, с.162–165.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

Похожие статьи

образовательный процесс, детский сад, дошкольное...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, воспитание...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский...

Значение проектной деятельности при организации...

родитель, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, проектная деятельность, педагог, проект, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, образовательный процесс.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Роль детско-родительского клуба дошкольной организации...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Современные формы работы с родителями как фактор...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

образовательный процесс, детский сад, дошкольное...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, воспитание...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский...

Значение проектной деятельности при организации...

родитель, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, проектная деятельность, педагог, проект, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, образовательный процесс.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Роль детско-родительского клуба дошкольной организации...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Современные формы работы с родителями как фактор...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос