Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михайлова И. В., Илюшина О. Б., Манаева Ю. А. Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 198-201. — URL https://moluch.ru/archive/190/48102/ (дата обращения: 09.12.2019).



Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. В условиях развития дошкольного образования педагогу необходимо осознавать важность сотрудничества с семьей для создания единого пространства, направленного на всестороннее развитие ребенка.

Одним из важных условий реализации основной образовательной программы нашего ДОУ (в соответствии с ФГОС ДО) является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели, родители — главные участники педагогического процесса. Мы считаем, что работа с родителями –это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. Для того, чтобы родители стали активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, педагогам необходимо вовлечь родителей в сферу педагогической деятельности: заинтересовать, помочь понять, что участие в данном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка, использовав при этом как традиционные формы работы с семьей, так и новые, основанные на традициях семейного воспитания.

Наблюдая за современными родителями, мы пришли к выводу, что в большинстве своём они люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей, даже некоторые знакомы с методиками дошкольного обучения. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительный результат и не вызовет должного интереса. Учитывая наши исследования, мы выстраиваем взаимодействие с родителями таким образом, чтобы оно приносило положительные результаты, именно тогда ребенку будет полезно, интересно и комфортно пребывать в дошкольном учреждении, что благоприятно скажется на развитие детей в целом.

Для этого мы придерживаемся следующих принципов взаимодействия с родителями:

1) Доброжелательный и доверительный стиль общения.

2) Индивидуальный подход к каждой семье

3) Сотрудничество, а не наставничество.

4) Серьёзная подготовка к родительским встречам разной формы

5) Динамичность

Тем самым мы решаем следующие задачи: — повышаем правовую и педагогическую культуру и компетенции родителей; — изучаем и обобщаем лучший опыт семейного воспитания; — вовлекаем родителей в образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

В нашем учреждении мы внедряем новые формы взаимодействия с семьями воспитанников: совместные и семейные проекты различной направленности, родительские клубы «Художественный салон», «Заботливый родитель», опосредованное интернет общение (создание интернет — пространства групп), родительские встречи выходного дня, мастер — классы, ИКТ (презентации, видеоролики). Мы с успехом используем различные презентации, где знакомим родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, транслируем непосредственно — образовательную и проектную деятельность в детском саду. Подобная форма работы с родителями привносит в процесс ознакомления с новыми навыками и знаниями интерес, которого зачастую так не хватает на родительских собраниях. Ведь информация, донесенная в данной форме, гораздо легче усваивается и перерабатывается.

I:\ ФОТО\ ВСЕ ФОТО\2017\100KC140\100_7844.JPG

Рис. 1. Показ презентации «Вот и стали мы на год взрослее»

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьёй мы считаем «Мастер-классы для родителей». Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности, вместе создают продукт. Он может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять такую же работу, что и они, или часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнёр.

Нами были проведены следующие мастер — классы: «Куклы обереги» в рамках проведения «Ладной недели», «Шкатулка для украшений», «Шары из ниток», «Тряпичные бусы» и др. Делая шары из ниток каждый смог почувствовать себя настоящим художником-декоратором, создающим эксклюзивные вещи. Ведь нитки могут пригодиться не только для шитья, вышивания, штопки или вязания, из них могут получиться оригинальные украшения.

J:\мастер-класс Шары для украшения зала 2017 декабрь\20161221_132257.jpg

IMG_20161125_172239IMG_20161125_172239Рис. 2. Мастер-класс «Шары из ниток»

Поддержанию интереса к совместной деятельности, развитию инициативности, творчества взрослых и детей способствует организация совместных детско-родительских проектов. Организатором является ребёнок, родители только помогают ему. Начиная работать над проектом, мы знакомим родителей с его целями и задачами, их совместной деятельностью. Они с радостью создают тематические альбомы, творят и мастерят с детьми подделки, участвуют в различных состязаниях. Данная форма помогает пополнить и предметно — развивающую среду. Например, продуктом многих проектов, таких как «Мой домашний любимец», «Русские народные сказки», «Удивительный мир часов» стали мини — музеи.

Мы организовали экскурсии выходного дня в МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс» «Картинная галерея», которые направлены на всестороннее развитие ребёнка и формирование способностей, понимания художественного образа через знакомства с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Занятия проводятся для детей от 4 до7 лет один раз в месяц. Темы занятий интересны, разнообразны, подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На одном из занятий «Образы, рождённые музыкой» под звуки музыки Сен-Санса, Берлиоза, Мусоргского ребята научились «слушать» картины. Ассоциации легли на бумагу и получились очень интересные работы. Дети с удовольствием посещают занятия и с нетерпением ждут новых встреч. Данная форма, во-первых, актуализирует воспитательный потенциал семьи, во-вторых, родители и дети получают опыт радостного, интересного события.

https://pp.userapi.com/c639825/v639825897/9036/davMWnnemKo.jpg

Рис. 3. Занятие «Образы, рождённые музыкой» в МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс» «Картинная галерея»

Организация взаимодействия с семьёй-работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада не возникает сразу. Это долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Главное желание всех участников данного процесса.

Мы считаем, что детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Литература:

  1. Программа Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования на 2015–2020 г.
  3. Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьёй». — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 72с.
  4. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика-Синтез, 2007 год.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие, семья, совместная деятельность, эффективная форма работы.


Похожие статьи

Семейный клуб как форма построения системы партнерских...

детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, родитель, направление, клуб, совместная деятельность, дошкольная организация, межличностное общение.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

ребенок, мастерская, родитель, детский сад, семья талантами, совместная деятельность, встреча, развитие, дошкольное образование, совместная творческая деятельность.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский...

Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного...

В современном дошкольном образовательном учреждении работа с родителями ведется по следующим направлениям: ‒ Внутри организации (информирование родителей о работе сада, изучение особенностей семейного воспитания).

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов.

– Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Воспитательные функции семьи и дошкольного образовательного учреждения различны.

Познавательный рассказ о системе работы детского сада, знакомство с приоритетными направлениями

Помогает выработать продуктивный стиль семейного воспитания.

Создание условий для партнерских отношений с семьями...

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное образование, практическая помощь.

Похожие статьи

Семейный клуб как форма построения системы партнерских...

детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, родитель, направление, клуб, совместная деятельность, дошкольная организация, межличностное общение.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

ребенок, мастерская, родитель, детский сад, семья талантами, совместная деятельность, встреча, развитие, дошкольное образование, совместная творческая деятельность.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский...

Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного...

В современном дошкольном образовательном учреждении работа с родителями ведется по следующим направлениям: ‒ Внутри организации (информирование родителей о работе сада, изучение особенностей семейного воспитания).

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов.

– Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Воспитательные функции семьи и дошкольного образовательного учреждения различны.

Познавательный рассказ о системе работы детского сада, знакомство с приоритетными направлениями

Помогает выработать продуктивный стиль семейного воспитания.

Создание условий для партнерских отношений с семьями...

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное образование, практическая помощь.

Задать вопрос