Библиографическое описание:

Щебетун М. В. Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 125-127.



По мнению Древних Мудрецов душа человека, в том числе и ребенка, является точкой пересечения личного, семейного, человеческого и космического. Важным фактором формирования души является психическое поле семьи как системной триады, в которой все элементы равны и влияют друг на друга. Полноценное семейное психическое поле порождается при наличии трех элементов системы (отец, мать, ребенок), которые создают синергетический эффект. В результате мы получаем нечто большее, чем сложение трех составляющих — новое качество жизни. Это «новое качество» питает и формирует душу каждого члена семьи, это влияние на психику ребенка становятся определяющими. Так же ребенок много времени проводит в детском дошкольном учреждении, вступая в общение с взрослыми-педагогами, сверстниками. Часть всего того, что созревает и рождается во внутреннем мире ребенка, в зависимости от условий, целесообразности и действия свободной воли, он будет проявлять и утверждать во внешнем мире, в жизни среди людей.

Поэтому, общение педагогов с семьями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. В данной статье рассматривается один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества. Родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе родители и воспитатели могут лучше узнать его, а узнав, направить общие усилия на его духовно-нравственное развитие.

Известные социологи Собкин В. С., Марич Е. М. отмечают, что «в сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей относятся к важному направлению деятельности детского сада, который способен выполнять интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья, улица, детский сад» [1, с. 207].

Так жепроблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в современной педагогике занимаются российские ученые Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина). Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказалась технология проектирования в детском саду. «В основе технологии лежат концептуальные идеи доверия к природе ребенка, к потенциально большим возможностям его развития, к его личному опыту» [2, с. 3].

Метод проектов — это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, полученный при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Внутренний результат — опыт — становится бесценным достоянием ребенка. Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует не только сплочению внутрисемейных отношений, а также коллектива родителей группы. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.

Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 66 «Лебедушка» города Волжского занимается экологическим образованием с 1995 года и является базовым образовательным учреждением Волгоградской области с экологической специализацией. Реализация с 2006 года региональной программы «Воспитание маленького волжанина» предполагает наличие разнообразной предметно-развивающей среды не только внутри здания детского сада, но и на его территории. Мы понимали, что на данный момент времени предметно-развивающая среда в группах удовлетворяет запросам воспитанников, в то время как развивающая среда на территории ДОУ не удовлетворяла отсутствием разнообразных видовых точек.

Поэтому мы решили объединить свои усилия, усилия родителей и детей в единой долгосрочной проектной деятельности, обозначив целью своей работы организацию совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов, представителей общественных организаций, администрации городского округа) по изменению к лучшему нашей окружающей среды и создании на экологической тропинке дошкольного учреждения МИНИ — БОТАНИЧЕСКОГО САДА в рамках городского проекта «Волжский — город Ботанический сад».

Нашими задачами стали:

— Развитие духовной общности детей и родителей в процессе формирования ландшафтного дизайна территории дошкольного учреждения.

— Знакомство детей с растениями различных видовых точек Волгоградской области, их взаимосвязи с окружающей средой; формирование понимания ценности природы в жизни человека, умения видеть, слышать природу, любоваться ею и беречь.

— Реализация идей устойчивого развития на основе деятельного подхода, через различные виды деятельности и вовлечение дошкольников в различные исследования.

— Помочь родителям лучше узнать интересы, потребности и способности своего ребенка в ходе совместной работы.

— Помочь проблемным семьям выстроить внутрисемейные отношения, ориентируясь не только на материальные блага, но и на духовностный комфорт ребенка.

Проектная деятельность опиралась на 7 принципов:

— уважение прав ребенка;

— поддержка разнообразия культур;

— переоценка системы ценностей;

— повторное использование вещей;

— мы можем сделать больше при меньших затратах;

— кто-то может использовать это еще раз;

— обеспечение равного доступа к ресурсам.

В начале работы совместно с педагогом-психологом детсада, мы выделили типы семей воспитанников, обозначив тем самым ожидаемый результат и направления работы с каждой семьей, провели анкетирование.

Типология семей по уровню социальной адаптации

Кол-во семей в группе

Благополучные

Группы риска

Неблагополучные

Ассоциативные

30

24

6

0

0

Выводы анкетирования:

Вопросы анкеты

Ответы

да

нет

Природа и ее само ценность занимают важное место в семейном воспитании?

66 %

34 %

Достаточно ли вы знакомы с природой, историей родного края, города, чтобы открыть их тайны для ребенка?

16 %

84 %

Считаете ли вы главной функцией семьи духовное развитие детей?

67 %

33 %

Принципами взаимодействия с родителями являлись:

— доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

— индивидуальный подход;

— сотрудничество, а не наставничество;

— серьезная предварительная подготовка;

— динамичность [3, с.21].

Основным девизом нашей совместной работы по данному проекту явились слова: «Услышу — забуду, увижу — запомню, сделаю — пойму». Процентный показатель усвоения и принятия материала, заинтересованности на каждом из этих этапов составляет соответственно 25 %, 50 % и 75 %.

Объем работы по созданию «Уголка природной флоры» наметился нешуточный. Это понимали и педагоги детского сада. Как же объять необъятное? Кто же поможет? Конечно же, талантливые и неравнодушные родители наших воспитанников! Именно они и стали авторами чудесных работ первого этапа нашего экологического проекта «Эскизы видовых точек». Сколько необычных способов оформления видовой точки «Уголок природной флоры», сколько оригинальных идей мы получили в ответ! Когда же дети и их родители рассказывали нам о своих эскизах, задумках и «изюминках» ландшафтного оформления, они невольно обратились к воспоминаниям из своей жизни. Им хотелось словами выплеснуть те эмоции, те знания, те мысли, которые сопровождали их творческие изыскания. Так у нас зародился следующий этап работы «Словотворчество детей и взрослых». Сколько приятных минут коллектив единомышленников нашего детского сада провел за чтением рассказов, стихов, сказок, созданных талантами наших родителей! Родителям захотелось рассказать малышам о своем детстве, о своих чувственных переживаниях от встречи с природой. Ребята открыли ля себя то, что их взрослые родители когда-то тоже были детьми, у них были похожие чувства, мысли. С каким интересом пересказывали они истории из детства своих родителей!

Они же, родители, были главными героями и авторами следующего этапа работы над проектом «Уголок природной флоры» — «Родительский форум». Родители подбирали интересную информацию о растениях, характерных для каждой видовой точки, легенды и сказки о них.

В результате кропотливой, творческой деятельности коллектива взрослых и детей нашего детского сада, у нас накопился большой, нужный и интересный материал о растениях различных видовых точек. Мы решили поделиться этой информацией с другими людьми — родителями, бабушками и дедушками, гостями нашего детского сада. Нами были приготовлены и интересно оформлены мини-брошюрки по темам: «Как создать альпийские горки на дачном участке?», «Уголок лекарственных растений», «Мини-водоем для вашей дачи».

После первых подготовительных этапов работы, родители воспитанников приняли участие в непосредственном создании уголков природной флоры: «Зеленый водопад» (клематисы), альпийская горка «Волшебный очиток», японский «Сад камней», «Уголок природной флоры родного края», «Разноцветная радужка» (сортовые розы), «Мини-водоем». И теперь с наступлением весны и до поздней осени дети и воспитатели ухаживают за посаженными растениями, проводят наблюдения, разнообразную опытническую деятельность.

Я считаю, что в этой совместной работе мы, взрослые, смогли разглядеть природно-творческую суть ребенка и помочь ему начать подниматься от биологического начала к творческому. Так, чем младше ребенок, тем больше ему надо давать ощущать объект через телесные, тактильные исследования, далее, через сенсорные понятия. В старшем возрасте добавляются ступени интеллектуального и духовного познания мира. К сожалению, в наше время работа с детьми и в детском саду, и в школе ведется больше на интеллектуальном уровне, слабо развита чувственная ступень. Грамотный путь становления природно-творческой сущности ребенка выглядит как следующая цепочка: физическое — сенсорное — интеллектуальное — духовное.

Наш педагогический коллектив не первый год работает с использованием метода проектирования в работе с родителями. Так какие же результаты мы получили в результате участия воспитывающих взрослых и дошкольников масштабном проекте, как создание на экологической тропинке дошкольного учреждения МИНИ — БОТАНИЧЕСКОГО САДА? По диагностическим данным налицо повышение активности родителей, их желания овладеть необходимыми знаниями. Так в 2011 году этот уровень составлял 64 %, в 2013 году — 73 %, в 2015 году — 86 %, что соответствует высокому рейтингу работы с родителями.

Использование технологии проектирования в работе с родителями позволило создать такие детско-родительские отношения, которые позволили семье и детскому саду быть вместе, быть нацеленными на общий результат, поддерживать друг друга в решении возникающих проблем, что позволяет преодолеть существующие барьеры в отношениях, выступающие препятствием в развитии ребенка и взрослого.

От будущей работы, которая еще предстоит, коллектив педагогов нашего детского сада ждет духовного единения с родителями воспитанников, творчества, активности, создания и использования новых, не менее интересных, гуманных форм работы, призванных помогать и поддерживать в жизни самое главное — наших детей.

Литература:

  1. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том. VII. Выпуск XXII. — М.: Центр социологии образования РАО, 2002.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Волгоград, 2005.
  3. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Воспитываем вместе с семьей. Волгоград. 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): детского сада, дошкольного учреждения, детском саду, «Уголок природной, природной флоры», «Уголок природной флоры», видовых точек, тропинке дошкольного учреждения, дошкольного учреждения МИНИ, экологической тропинке дошкольного, различных видовых точек, совместной работы, деятельности детского сада, бесценным достоянием ребенка, развивающей личность ребенка, психику ребенка, педагоги детского сада, внутреннем мире ребенка, ребенка детский сад, духовностный комфорт ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос