Автор: Загребина Елена Васильевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Самара, сентябрь 2017)

Дата публикации: 07.09.2017

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Загребина Е. В. Деятельность дошкольной организации по развитию сотрудничества с семьёй в процессе проектной деятельности (из опыта работы) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 23-24.



Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений между образовательным учреждением и семьёй. Важно использовать современные технологии организации деятельности в дошкольном учреждении, включая технологии проблемного, проектного обучения и игровых технологий.

Одним их наиболее значимых средств считаем метод проектов, основоположником которого был американский педагог философ Дж. Дьюи.

Следовательно, проект — это актуальная цель ребёнка, поэтапное продвижение к которой требует его самостоятельности и активности. Исходя из возрастных особенностей дошкольников, проектная деятельность может быть чаще результатом совместных действий со взрослым и обладает высокой коммуникативностью. В ходе активной реальной совместной деятельности дошкольники способны к выражению своих чувств, собственного мнения, к развитию творческого мышления, воображения.

Идея использования проектов является одним из приоритетных направлений в инновационной деятельности нашей организации, эффективно обеспечивающим взаимодействие с родителями.

На начальном этапе работы по созданию благоприятных условий для обеспечения полноценного гармоничного развития личности ребёнка путем взаимопонимания и направленности усилий семьи и ДОО, мы предположили, что включение родителей в единое образовательное пространство на основе проектной деятельности может способствовать обеспечению эффективного взаимодействия.

Первый этап заключался в изучении теоретических основ проектирования, проведении мониторинга по определению уровня включения родителей в деятельность детского сада, их отношения к организации, выявлении приоритетов в образовательных потребностях.

Полученная информация позволила коллективу и педагогам каждой возрастной группы самостоятельно выбирать спектр наиболее актуальных вопросов для проектов с родителями, учитывая типологию семей, образовательный уровень и уровень педагогической культуры родителей, их воспитательные потребности и интересы. В каждой возрастной группе разработан перспективно-тематический план семейных проектов на учебный год, в котором сформированы цели и задачи, направленность (темы) проектов, их продолжительность. Темы и содержание проектов определены совместно с родителями на основе интересов детей конкретной группы, детских интересов и способностей с учётом интеграции различных видов детской деятельности.

На втором этапе, определившись с темой, целями, задачами семейного проекта, педагоги групп координировали собственные действия в достижении поставленных целей, с действиями отдельных семей.

В детском саду реализуются как краткосрочные, среднесрочные, так и долгосрочные проекты. Одним из самых успешных можно считать проект «Инновационные подходы к созданию развивающей среды на прогулочных площадках в ДОО». Целью данного проекта является формирование качественного уровня экологической культуры детей, педагогов и родителей через создание инновационных экологических пространств.

Реализуя проект, родители вместе с детьми активно участвовали в самых разных видах деятельности: проектирование дизайна участка, ремонт, организация конкурсов различной тематики, преобразование ландшафта ДОО, подбор цветовой гаммы и т. д.

Благодаря реализации этого проекта, участие в жизни детского сада для большинства родителей — это уже не вынужденная мера, а социальная необходимость. Создана атмосфера сотворчества между ДОО и семьёй.

Также стартовал проект «Здоровое питание как компонент формирования здорового образа жизни», цель которого формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющей здорового образа жизни и организация активного творческого поиска, привитие детям и родителям практических навыков ЗОЖ. В ходе реализации проекта проведены различные мероприятия: образовательная деятельность «Овощи — родник здоровья», «Как питались в старину», «Часы в желудке»; праздники «Витамины для нашей пользы», «Напитки для здоровья»; беседы, круглые столы, дебаты и др. Продуманы рекомендации для родителей по питанию детей с наиболее часто встречающимися патологиями: питание детей с избыточной массой тела, питание детей с аллергическими заболеваниями, питание детей при хронических заболеваниях.

Реализуя проект «Здоровье дошкольника» дети, педагоги и родители овладели основными знаниями о здоровом образе жизни, познакомились с некоторыми приёмами первой медицинской помощи, с возможными травмирующими ситуациями.

В старшей группе был организован проект «Протяни руку малышам» через объединение активных детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях с младшими дошкольниками и оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В подготовительной к школе группе проект средней продолжительности «Мы — вместе» позволил создать условия для свободного общения взрослых и детей.

Интересным получился проект «Родной город», в ходе которого родители и дети проявили познавательный интерес к родному городу в процессе совместных мероприятий, таких как «Древо металлургов», «Семейные традиции», «Моя родословная». Была организована встреча со старожилами города, на которой дети и родители услышали интересную информацию об истории нашего города.

В ходе реализации краткосрочных проектов родители сами организуют совместную деятельность, являются активными участниками организованных видов образовательной деятельности.

Проект «Юный пешеход» был организован с целью формирования у детей дошкольного возраста и взрослых основ безопасности, создание условий для закрепления знаний о правилах дорожного движения, осознанных навыков безопасного поведения на улицах города, активизации и распространении передового педагогического опыта по созданию безопасного образовательного пространства в условиях малого города.

Участвуя в совместных проектах, дети по-новому раскрываются перед своими родителями в процессе творческой деятельности. А значит, родители могут объективно оценивать их способности, увлечения и уровень развития. Дети, реализуя проект вместе с родителями, испытывают чувство гордости за маму и папу, тем самым повышается авторитет и значимость.

Таким образом, в результате реализации проектного метода в детском саду родители становятся полноправными участниками педагогического процесса, получая как теоретические знания, так и практические умения.

Проектный метод стал для педагогов нашего детского сада одной из ведущих технологий развивающего обучения и взаимодействия.

Важнейшим достижением проектного метода стала оптимизация совместной деятельности дошкольной организации и семьи, в которой родители выступают не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): проектной деятельности, детей дошкольного возраста, дошкольной организации, опыта организации сотрудничества, детского сада, опыта работы, питание детей, примере учебного проекта, учебного проекта «Я, процессе проектной деятельности, совместной деятельности, основе проектной деятельности, краткосрочных проектов родители, активными участниками, технологии организации деятельности, деятельности дошкольной организации, детском саду родители, ходе реализации, совместной деятельности дошкольники, родители овладели основными.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос